МИНОС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИНОС
легендарный царь Кноса, по преданию первый на Крите законодатель, создатель могущественной морской державы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Минос
в греческой мифологии могущественный царь Крита и прилегающих островов. Приказал Дедалу построить лабиринт для Минотавра, которому на съедение ежегодно присылали семерых юношей и девушек до тех пор, пока Тесей не избавил их от этого.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МИНОС
в греч. миф. один из трех сыновей (наряду с Сарпедоном и Раудаманфом) Зевса и Европы, рожд. ею на Крите и усыновл. критским царем Астерием. М. царствовал на Крите после смерти Астерия. Женой М. была Пасифая (дочь бога Гелиоса), к-рая навлекла на Крит бедствия, породив чудовищного Минотавра. М. заключил его в лабиринт. Минотавра убил с помощью Арианды (дочери М.) Тесей. Др. дочь М. Федра впослед. стала женой Тесея.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Минос
в греч. мифологии могуществ., справедливый царь Крита и прилегающих островов; жил до Троянской войны, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи, отец Ариадны и Федры; выдающийся законодатель, приказал Дедалу построить лабиринт для Минотавра. Находившиеся от него в зависимости афиняне должны были ежегодно в качестве дани присылать на съедение Минотавру семерых юношей и девушек, до тех пор пока Тесей не избавил их от этого. В Аиде М. вместе с братьями Радамантом и Эаком стал вершить правосудие. В мифе о М., по имени которого др. Крит, культура была названа минойской, отразилось усиление критской гегемонии в Эгейском м., а также, видимо, зависимое положение Афин.

Источник: Словарь античности. 1989

МИНОС
Minos) - легендарный царь Кносса, сын Зевса и Европы. С его именем связаны многочисленные мифы Др. Греции. Традиция приписывает М. введение законодательства, создание могущественной морской державы (талассократии). Археологич. раскопки А. Эванса и его учеников на Крите, начавшиеся в 1900, позволяют сопоставить мифы о М. с историей Крита 17-15 вв. до н. э. В совр. историографии древнюю историю Крита принято делить на 3 минойских периода (по имени М.; см. Греция Древняя).

Источн.: Her I, 171, 173; Rhuk., 1, 4, 8; Diod., IV, 60-62, V, 64-66, 78-84.

Лит.: Пендпбери Д., Археология Крита, М., 1950; Evans A. J., The palace ot Minos, v. 1-4, L., 1921-35; Glotz G., La civilisation ?g?enne, nouv. ?d., P., 1952.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МИНОС
имя персонажей мифов: 1) сын Зевса и Европы, брат Радаманфа, критский царь и законодатель, после смерти сделавшийся одним из судей подземного мира (другие судьи — Радаманф и Эак); 2) внук предыдущего, супруг Пасифаи и отец Ариадны. За оскорбление, нанесенное афинянами сыну его Андрогею, Минос обязал их присылать через каждые девять лет семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, жившему в лабиринте, построенном Дедалом на острове Крит. Минотавр был страшным чудовищем с человеческим туловищем и бычьей головой (или с туловищем быка и головой человека); оно произошло от морского быка, высланного из моря Посейдоном. Минотавр был убит Тесеем с помощью Ариадны. Предание о Минотавре, вероятно, имеет основанием человеческие жертвоприношения финикийскому богу Молоху, который изображался с бычьей головой и которому, вероятно, поклонялись на острове Крит в глубокой древности. .

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Минос
греч. ????? Minos)
   легендарный царь Крита, сын Зевса и Европы, муж Пасифаи, отец Андрогея и Ариадны. Античная традиция изображает его мудрым правителем, владеющим Критом и с помощью сильного флота распространившим власть на др. острова. В совр. науке древнейшая культура Крита названа по имени М. минойской, а ее носители - минойцами.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Царь древнего Крита, сын Зевса и Европы, муж Пасифаи. Сведения о нем противоречивы. Гомер и Фукидид говорили, что Минос обладал огромным флотом и что столицей его царства был критский город Кнос. Гомер называет Миноса также "царем на девять лет" и другом (или сыном) Зевса; об этом упоминает и Платон, рассказывая, как Минос после каждых девяти лет своего царствования удалялся в "пещеру Зевса", чтобы обновить свою с ним дружбу. Благодаря своей справедливости Минос стал одним из трех судий Подземного царства - этой легенды придерживались все римские поэты.
   У Данте Минос также является судьей, посылающим каждую грешную душу на тот круг Ада, который она заслуживает. Именно поэтому знаменитого "Мыслителя" Родена, задумчиво сидящего перед вратами преисподней, иногда называют Миносом.
   По аттической версии легенды, Минос воевал с Мегарой и Афинами, а после смерти своего сына Андрогея взимал с Афин ежегодную дань. Минос также заключил под стражу Дедала, и тот построил для Минотавра лабиринт. После побега Дедала Минос пытался разыскать его на Сицилии и был убит. По имени Миноса культура Крита 1600-1400 до н. э. называется Минойской.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МИНОС
   • Minos,
         ?????, древний мифический царь Крита; на него переносят все, что известно из критской истории двух последних столетий, предшествовавших Троянской войне. Он считался основателем дотроянского морского господства критян и учредителем знаменитого древнекритского государственного устройства. По Гомеру, он сын Зевса и Евроны (дочери Фэника), брат Радаманфия, отец Девкалиона и Ариадны, дед Идоменея, кносского царя, доверенный собеседник своего отца Зевса. Ноm. Il. 13, 450. 14, 322. Ноm. Od. 11, 321. 568. 17, 523. 19. 178. Выражение (Ноm. Od. 19, 179) ????????? ???????? (девятилетний) позже объясняли тем, будто М. 9 лет или каждые 9 лет приходил в священную пещеру Зевса, где Зевс наставлял его в законодательстве, так что все его законы представлялись велениями бога. Логографы приписывали ему еще одного брата — Сарпедона и называли следующих детей его от Пасифаи: Катрея, Девкалиона, Главка и Андрогея, Акаллу, Ксенодику, Ариадну и Федру; кроме того, он имел много детей и от других жен. Чтобы разделить весь мифологический материал, связанный с именем М., в позднейшее время принимали, что существовали 2 М. — I и II. ?. ? был сыном Зевса; усыновил его Астерион, сын Тектами (сына Дорова), переселившийся из Фессалии. М. II был внуком М. I, мужем Пасифаи (дочери Гелия и Персеи), отцом Девкалиона и др. По смерти бездетного Астериона М. желал присвоить себе господство над Критом и уверял, что сами боги определили ему это царство и что в доказательство его слов всякая его молитва будет исполнена. Он просил Посейдона прислать ему из моря быка, чтобы принести его в жертву. Посейдон прислал великолепного быка, и М. получил власть, но быка он отослал в свое стадо, а в жертву принес не такого хорошего. За это Посейдон разгневался, сделал животное свирепым и устроил так, что Пасифая влюбилась в быка. Плодом этой противоестественной любви был Астерион, называвшийся Минотавром (см. Minotaurus, Минотавр). Когда Андрогей (см. Androgeus, Андрогей), сын М., был убит в Афинах, М. из мести предпринял поход на Афины и заставил этот город присылать каждые 9 лет по 7 юношей и 7 девушек на съедение Минотавру, (см. Theseus, Тесей). Во время этого похода он завоевал Мегару (см. Nisus). О морском владычестве (?????????????) M. см. Hdt. 3, 122. Thuc. 1, 4. 8. Древнейшие сказания представляют его справедливейшим и мудрейшим царем, но позднее он является уже несправедливым, жестоким тираном. Это изменение произошло под влиянием аттического сказания о Тесее: поэтому и прозвище ?????????, злой, свирепый ( Ноm. Od. 11, 322 — место, вставленное аттиками). Умер М. в Сицилии (Hdt. 7, 170), в то время когда преследовал Дедала (см. Daedalus, Дедал), от царя Кокала или от дочерей его. Тело его было выдано спутникам и похоронено в Сицилии. Позже могила была, вероятно, разрушена, а останки его перенесены на остров Крит, где ему воздвигли памятник. В подземном мире, по позднейшим сказаниям, он был судьею умерших вместе с Радаманфием и Эаком. В «Одиссее» (11, 567 — позднейшая вставка) он является не судьею, но, как и на земле, ?????????? ????????, так что и в подземном мире, будучи ничтожною тенью, он сохранял царское достоинство.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884