Минский (Николай Максимович Виленкин)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МИНСКИЙ (Виленкин) Николай Максимович
(1855-1937) Поэт, драматург, публицист. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1879). Был присяжным поверенным, затем служил в банке в Петербурге. Один из идеологов символизма; читал лекции, сотрудничал (с З.Гиппиус, Ф.Сологубом, К.Бальмонтом) в ж. "Северный вестник»(1891-98), "Весы»(1904-09), "Золотое руно»(1906-09). С 1905 жил в Париже, в 1913 вернулся в Россию. В годы 1-ой Мировой войны (с 1914) корр. русских газ. во Франции. С 1921 жил в Берлине, с 1925 работал в сов. полпредстве в Лондоне. В 1927 вернулся в Париж, сотрудничал в русской и французской периодике. Сб-ки поэзии «Стихотворения» (1887), «Из мрака к свету» (1922), пьесы «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910), «Хаос» (1912) и др. произв. Переводы.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Минский (Николай Максимович Виленкин)

Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими ""богоискателями"", основал ""Религиозно-философское общество"". В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе ""большевистской"" социал-демократической газеты ""Новая Жизнь"" и написал ""Гимн рабочих"" на тему: ""Пролетарии всех стран соединяйтесь"". За первые же № ""Новой Жизни"" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в ""Утро России"". Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в ""Утро России"". - Минский выступил в печати в 1876 г., в ""Новом Времени"", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В ""Вестнике Европы"" (1877, № 1) он поместил большую поэму ""На родине"", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы ""Белые ночи"" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом ""гражданственности"". В ""Белых ночах"" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: ""При свете совести"". Здесь изложена философско-религиозная система ""меонизма"", позднее разработанная Минским также в трактате: ""Религия будущего"" (1905). ""Меонизм"" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной ""святыней"" может быть только ""внежизненная правда"", только небытие - ""меон"" (греч. me on - не существующее: термин Платона) или ""меоны"", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, ""меонизм"" не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм ""абракадаброй"". Большая публика просто не заметила ""меонизма"", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в ""Новостях"", в ""Мире Искусства"". Главное ""меоническое"" произведение минского - драма ""Альма"", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение ""Как сон, пройдут дела и помыслы людей"" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно ""меонична"" в нем только одна туманная строка ""и жажда жгучая святынь, которых нет"". Проникающая элегию ""тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья"" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что ""забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся"". На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической ""гражданственности"" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма ""Прокаженный"", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма ""Гефсиманская ночь"". Запрещенная цензурой, ""Гефсиманская ночь"" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: ""награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже"". И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма ""Город мертвых"", с ее осуждением ""языческого"" отношения к жизни; такова поэма ""Свет правды"", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде. Минский - поэт мысли по преимуществу; выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений. Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость. Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли (""Королева Мод"" и ""Аластор""), ряд пьес Шекспира и Мольера (в ""Библиотеке великих писателей"", под ред. С.А. Венгерова ), и всю ""Илиаду"" (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского: ""Железный призрак"" (""Русская Мысль"", 1909, № 2), ""Малый соблазн"" (Альманах ""Шиповника"", 1910) и ""Хаос"" (""Новая Жизнь"", 1912, № 12), посвященная изображению огромной ""власти вещей"" в жизни современного человечества. Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г. в 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге: ""На общественные темы"" (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906). Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. в ""Литературе ХХ в."", под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915). С. Венгеров.

Источник: Биографический словарь. 2008