МИР ИСКУССТВА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МИР ИСКУССТВА
иллюстрированный журнал, орган объединения "Мир искусства". Выходил в Петербурге в 1899-1904. Пропагандировал русское искусство, свободное от тенденциозности и партийности тогдашних "вождей общественного мнения". Издатели: с 1899 - кн. М.К. Тенишева, С.И. Мамонтов, редактор-издатель С.П. Дягилев.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

«МИР ИСКУССТВА
, журнал одноименного объединения художников. Выходил в 1899–1904 гг. в Петербурге, первоначально раз в две недели, затем ежемесячно. Первыми издателями журнала были М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов. Редактором, а впоследствии и издателем журнала был С. П. Дягилев. В 1904 г. соредактором стал А. Н. Бенуа. Журнал высказывался по вопросам живописи, выступал против академизма за свободу искусства, в нем печатались писатели-символисты и религиозные философы.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

«МИР ИСКУССТВА»
художественное объединение (1898/99-1924) и одноименный журнал, выходивший в 1898—1904 гг.Сформировалось в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства в конце 1890-х гг. (официально — в 1900). Основатели: А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев. Входили: JI. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. Были близки: И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Я. К. Рерих, В. А. Серову М. А. Врубель, И. И. Левитан, К. Ф. Юон и др. Большинство участников объединения входило в Союз русских художников. Начало свою деятельность с организации «Выставки русских и финляндских художников» под эгидой журнала «Мир искусства». Расцвет в жизни объединения — 1900—1904 гг., когда его члены сохраняли единство эстетических и идейных принципов, характерных для

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

"Мир искусства"
русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг.(официально – в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство,– в 1910-1924. В 1904-1910 большинство мастеров «М. и.» входило в состав Союза русских художников. Помимо основного ядра(Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «М. и.» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков(И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках «Мира искусства» участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

МИР ИСКУССТВА
объединение русских художников, выступавших против тенденциозности, партийности и антиэстетизма современных им "вождей общественного мнения", диктата вкуса академизма и передвижничества.
Оформилось в к. 1890-х в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева. Как выставочный союз под эгидой журнала "Мир искусства" существовал до 1904, в расширенном составе до 1910-24. В 1904-10 большинство мастеров "Мира искусства" входили в состав "Союза русских художников". В объединение входили И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.А. Сомов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров и др. Провозглашая своей задачей объединение русских художественных сил под знаком романтизма, руководители "Мира искусства" выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Просветительский порыв "мирискусников" проявлялся в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII - н. XIX в.), в их постоянной заботе об охране памятников старины.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

«МИР ИСКУССТВА»
1) литературно-художественный иллюстрированный журнал, печатный орган объединения «Мир искусства». Журнал выходил в 1889–1904 гг. под редакцией С. П. Дягилева. Публиковал литературную критику, статьи по вопросам эстетики, художественного образования, иллюстрированные обзоры выставок, рецензии, очерки о театре, музыке, архитектуре и т.д. Среди авторов журнала были А. Бенуа, И. Грабарь, С. Дягилев, В. Кандинский. В литературной части (руководил Д. В. Философов) помещались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Л. Шестова, В. В. Розанова. Помещали свои статьи В. Я. Брюсов и А. Белый, излагавшие в них программу символизма. При этом литературная и художественная части журнала находились в идейном противоречии, что и привело к тому, что группа Философова покинула «Мир искусства» и основала свой журнал «Новый путь» (1903-–1904); 2) русское художественное объединение, оформившееся в 1900 г. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. До 1904 г. существовал как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства». До 1910 г. существовал в расширенном составе, причем большинство его членов входило в «Союз русских художников». Среди основного ядра объединения — Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. В расширенный состав также входили и участвовали в выставках И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров.
«Мирискусники» не принимали господствующего тогда антиэстетизма, не желали показывать надвигающиеся социальные потрясения. Они хотели возродить идеалы романтизма, эстетизировали действительность, видели в искусстве способ преобразования жизни. Много занимались просветительской деятельностью — знакомили широкую публику не только с новейшими течениями в искусстве, но и с достижениями прошлого, заботились об охране памятников старины. При этом они декларировали независимость искусства, говорили о «чистом искусстве», что явно не совпадало с первой частью их программы. «Мир искусства» отвер-
 гал как академизм, так и творчество передвижников (хотя и признавали их значение в прошлом). При всей непоследовательности взглядов «мирискусников», они были во многом близки складывавшемуся на Западе стилю «модерн». Образный строй их произведений формировался на основе поэтики символизма, неоро-мантизма, хотя и был гораздо больше наполнен историко-культурными параллелями. Поэтому они часто использовали исторический жанр (в основном, иронически), фантастический пейзаж, приемы гротеска, элементы игры, карнавала, театра, мотивы маски, сна, видений.
К 1917 г. «Мир искусства» насчитывал около 50 художников, постоянно устраивал выставки не только в России, но и за рубежом. Широкую известность полу-чили спектакли «Русские сезоны» С. Дягилева в Париже и Лондоне. В их оформлении участвовали многие «мирискусники». Они проходили во второй половине 1900-х–1910-е гг. К этому же времени относится и не-которое изменение взглядов ведущих художников объ-единения. Они отмежевались от крайне левых течений в русском искусстве, стали говорить о возможности и пользе регламентации художественного творчества (идея «новой Академии» А. Бенуа). Последняя выставка «мирискусников» в России прошла в 1924 г. в Ленин-граде, и в 1927 г. в Париже.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

«МИР ИСКУССТВА»
1898–1904; 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, С. П. Дягилев, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель и др.), которые издавали одноименный журнал. С журналом сотрудничали писатели и философы Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, Л. И. Шестов, В. В. Розанов. Своим программным литературным и изобразительным материалом, желанием возглавить художественное движение эпохи «Мир искусства» являл собою новый для России тип периодического издания. Первый номер вышел в свет в ноябре 1898 г. Каждый журнал, начиная с обложки и кончая начертанием шрифта, был цельным произведением искусства. Субсидировали издание известные меценаты С. И. Мамонтов и княгиня М. К. Тенишева, его идейную направленность определяли статьи Дягилева и Бенуа. Журнал издавался до 1904 г. Благодаря деятельности мирискусников небывалый расцвет переживает также искусство оформления книги.
Содружество художников, составивших впоследствии ядро объединения, начало складываться на рубеже 1880–90-х гг. Официально объединение «Мир искусства» оформилось лишь зимой 1900 г., когда был выработан его устав и избран распорядительный комитет (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, В. А. Серов), и существовало до 1904 г. Сознательно возложив на себя миссию реформаторов художественной жизни, мирискусники активно выступали против академизма и поздних передвижников. Однако им всегда оставались близкими, по словам Бенуа, «залежи подлинного идеализма» и «гуманитарная утопия» 19 в. В предшествующем искусстве мирискусники выше всего ценили традицию романтизма, считая ее логическим завершениемсимволизм, к формированию которого в России они были напрямую причастны.
Своим повышенным интересом к зарубежному искусству многие мирискусники заслужили в литературно-художественной среде репутацию западников. Журнал «Мир искусства» регулярно знакомил русскую публику со станковыми и прикладными видами творчества зарубежных мастеров, как старых, так и современных (английских прерафаэлитов, П. Пюви де Шаванна, художников группы «Наби» и др.). В своем творчестве мирискусники ориентировались в основном на немецкую художественную культуру. В отечественной истории их привлекала эпоха 18 в., ее обычаи и нравы. В культуре 18 – первой трети 19 в. мирискусники искали поэтический ключ к разгадкам тайн всей последующей русской истории. Вскоре их прозвали «ретроспективными мечтателями». Художники обладали особой способностью ощущать поэтический аромат ушедших эпох и творить мечту о «золотом веке» русской культуры. Их произведения доносят до зрителя волнующее очарование праздничной, театрализованной жизни (придворных церемоний, фейерверков), точно воссоздают детали туалетов, парики, мушки. Мирискусники пишут сцены в парках, где утонченные дамы и кавалеры соседствуют с персонажами итальянской комедии дель арте – Арлекинами, Коломбинами и др. (К. А. Сомов. «Арлекин и Смерть», 1907). Очарованные прошлым, они соединяют мечту о нем с печальной меланхолией и иронией, сознавая невозможность возвращения к минувшему (К. А. Сомов. «Вечер», 1902). Персонажи их картин напоминают не живых людей, а кукол, разыгрывающих исторический спектакль (А. Н. Бенуа. «Прогулка короля», 1906).
Экспонируя на своих выставках произведения старых мастеров, мирискусники в то же время старались привлечь к ним тех живописцев, скульпторов и графиков, которые имели репутацию пролагателей новых путей в искусстве. Пять выставок журнала «Мир искусства» состоялись в Санкт-Петербурге в 1899–1903 гг. Помимо живописи и графики мирискусников, в экспозициях были представлены работы крупнейших русских мастеров рубежа 19–20 вв. (М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, Ф. А. Малявина и др.). Специальное место на выставках отводилось изделиямдекоративно-прикладного искусства, в произведениях которого члены объединения видели проявление «чистой» красоты. Значительным событием художественной жизни стала организованная Дягилевым в залах Таврического дворца в Санкт-Петербурге грандиозная «Историко-художественная выставка русских портретов» (1905).
В 1910 г. вновь появились выставки под названием «Мир искусства» (продолжались в России до 1924 г.; последняя выставка под этой вывеской состоялась в 1927 г. в Париже, куда после революции эмигрировали многие мирискусники). Однако с прежними экспозициями их объединяло лишь название. Основоположники объединения уступили свою главенствующую роль в художественной жизни следующему поколению живописцев. Многие мирискусники вступили в новую организацию – Союз русских художников, созданный по инициативе москвичей.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Искусство и обновление мира

Бибихин Владимир В.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство у порога иного мира

Яценко Сергей Александрович
В статье рассматривается небольшой и очень своеобразный комплекс изображений (предположительно сарматских/аланских, около рубежа н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Мировоззрение, наука и искусство

Э. В. Бурмакин
Читать PDF
0.00 байт

Мировоззрение, наука и искусство

Э. В. Бурмакин
Читать PDF
0.00 байт

Икона в искусстве мировых религий

Науменко Ольга Николаевна, Науменко Евгений Александрович, Бортникова Юлия Александровна
Статья посвящена иконе как универсальному культовому предмету, встречающемуся в различных мировых религиях и имеющему общие историко-культурные особенности.
Читать PDF
0.00 байт

Мироощущение, искусство и история

Гришин Вадим Васильевич
В статье поднимаются проблемы познания исторического бытия, выявления трудностей, которые встают перед философами и историками, ориентированными на рациональные и эмпирические методы исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство скифов Алтая и картина мира

Щеброва Светлана Яковлевна
Читать PDF
0.00 байт

Техносфера как область искусственного мира

Попкова Наталья Владимировна
Рассмотрена техносфера как техногенная среда, созданная в результате технической деятельности человечества, в контексте других форм активности людей и их результатов искусственных систем.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение истории искусства в современном мире

Махлина Светлана Тевельевна
Читать PDF
0.00 байт

Искусство джаза в мировой музыкальной культуре

Попов Алексей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Современное искусство в глобализирующемся мире

Маркова Мария Максимовна
В данной статье теоретически осмысливается феномен глобализации современного художественного пространства.
Читать PDF
0.00 байт

И. А. Всеволожский и художники «Мира искусства»

Мельничук Лев Дмитриевич
Исследуется вопрос прихода «мирискусников» в императорские театры.
Читать PDF
0.00 байт

Символы мировосприятия искусства П. Флоренского

Бугаев Василий Иванович
Статья обращена к духовному наследию выдающегося русского философа П. Флоренского.
Читать PDF
0.00 байт

Революция 1917 г. В мировом искусстве и культуре

Пархоменко Татьяна Александровна
Статья раскрывает процесс мемориализации революции 1917 г.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена

Перевалова С.Г.
В данной статье рассматривается образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена, а также рассматривается ряд басен, в которых автор описывает достоинства и недостатки царя зверей.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: