МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Найдено 1 определение
МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
(мир-системный анализ) - макроисторическая парадигма исследования, которая рассматривает социальную эволюцию экономик, исторических систем и цивилизаций как структурную взаимосвязь в пределах широкомасштабной историко-географической общности, т. н. «мир-системы». В широком смысле М.-с. п. - это совокупность исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, ориентированных на проблематику изучения истории человечества и формирования современного социального порядка как глобальной интегрированной иерархической системы.
Современный философский словарь (М., 2004) дает следующее определение мир-системного подхода: «Мир-системный подход - это стратегия деятельности и познания, моделирующая современную историю 1) как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами, культурами, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами), 2) представляющая человеческое сообщество как исторически меняющуюся систему, 3) как систему связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира» (В. Е. Кемеров). М.-с. п. возник и, в значительной степени, сложился в 1970- 1990-е годы в исследованиях Ф. Броделя, И. Валлерстайна, А. Г. Франка, С. Амина, Э. Саида, Дж. Арриги, Дж. Моделски, Дж. АбуЛугход и др. Мир-системный анализ рассматривается как междисциплинарная альтернатива традиционным социальным наукам, так как критикует стадиальные концепции истории, ориентируется на наднациональную перспективу, отрицает дихотомическое противопоставление Запада и Востока и пересматривает проблематику способов производства. С неомарксизмом М.-с. п. связан, ввиду претензии его сторонников на новое понимание марксистских принципов историзма (в частности, историчность человеческой природы, неразделяемая взаимосвязь политики, экономики и культуры и др.), глубоким интересом к сущностной динамике мирового капитализма, проблемам неравенства и догоняющего развития. Крупнейшим научным центром разработки и исследования мир-системного подхода является Центр Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Университете штата Нью-Йорк в Бинхемтоне, США. Ключевым понятием данного подхода является понятие «мирсистема», понимаемая как ограниченная в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц - сообществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций, суперэтносов и др.), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экономических, политических, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. По мнению И. Валлерстайна, мир-система - это альтернативная возможность организации материального мира: не общество, не национальное государство, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами и, в целом, между историко-географическими регионами, этносами, экономиками. Мир-система имеет иерархическую структуру из концентрически расположенных зон «центра», «полупериферии» и «периферии». Центр (ядро) - зона экономического, военно-политического и культурно-технологического преобладания в системе. Удерживая ряд важнейших монополий, центр концентрирует материальные блага, лидирует в политико-идеологической сфере, в значительной мере перераспределяет ресурсы внутри системы и транслирует на нее свои культурные образцы. Периферия - преимущественно отсталые и отдаленные от центра сообщества и экономики, в которых преобладают традиционалистские формы производства и социальной организации. Периферия является сосредоточением основного населения мир-системы, ресурсов, неквалифицированного труда. Она находится в подчиненном и зависимом положении от ядра, подвергается эксплуатации; в то же время, периферия является потенциальным источником угроз для центра в период утраты гегемонии. Полупериферия формируется из экономик и сообществ, занимающих промежуточное положение.
Состоит из динамично развивающихся и экспансионистски настроенных акторов, поднявшихся с периферии, а также из бывших лидеров, утративших гегемонию. Полупериферия занимает важное место в региональной геополитической структуре, в системном перераспределении ресурсов и труда, выполняет компенсирующую и амортизирующую роль. Она нередко является источником различных иннованционных изменений. М.-с. п. начал формироваться в 1970-е годы в русле концепций «периферийной экономики» и основан на методологических принципах структурализма. Согласно последним, элементы мировой системы не могут быть адекватно представлены как независимые переменные. Сторонники мир-системного анализа считают, что коренные отличия исторических и современных сообществ могут быть адекватно поняты и описаны в рамках представлений о всеобщей, сложноорганизованной системе политических и экономических взаимосвязей, которые соединяли целые регионы и цивилизации в иерархическую структуру, собственно, мир-систему. Динамика внутри системы определяется не стадиальными «способами производства», а структурными факторами: 1) отношениями центра, периферий и полупериферий; 2) внутрисистемными фазами подъема и упадка отдельных регионов или подсистем; 3) борьбой за гегемонию внутри системы между конкурирующими региональными акторами; 4) степенью близости или удаленности конкретного сообщества, региона, экономики или политической структуры от системного ядра. Выделяются три основных структурных типа социальной организации мир-систем: 1) «мини-системы» (объединяют примитивные сообщества), основанные на отношениях реципрокного обмена и культурно-технологической общности; 2) «мир-империи» - авторитарные политические структуры, построенные на внеэкономическом принуждении (с логикой централизованной власти для взимания и редистрибуции дани с самостоятельных производящих провинций); 3) «мир-экономики» - обширные горизонтальные цепи из сообществ и структур, включенных в отношения производства, обмена и регионального разделения труда, с логикой неравного обмена по осям трансграничных товарных потоков в условиях политической децентрализации.
Как правило, мир-империя состоит из «метрополии» (высокоразвитого экспансионистского государства / этноса) и территорий / сообществ, на которые распространяется ее влияние, - «периферии». Мир-экономики могут включать в себя части различных государств и регионов, интегрированные в одну экономическую систему.
В 1960-е гг. идеи, близкие к мир-системной парадигме выдвигал известный американский историк У. Мак-Нил. В его макроисторической концепции («Восхождение Запада», 1963) в качестве важнейшего континентального интегрирующего фактора выступал процесс культурной диффузии - передачи и обмена важнейших технологий, сформировавших мировую цивилизацию. У. Мак-Нил подчеркивал высокое значение азиатских цивилизационных центров в мировой истории - Китая, Ближнего Востока. Периоды военной экспансии отдельных народов и государств вызывали, по мнению Мак-Нила, специфический эффект «замыкания ойкумены», что усиливало системное взаимодействие удаленных друг от друга и цивилизационно обособленных регионов («В погоне за мощью», 1977). Считается, что на формирование мир-системного подхода И. Валлерстайна повлияли три научных направления: 1) геоистория Ф. Броделя и, шире, всего наследия школы «Анналов», 2) «теории зависимости» в версии А. Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к марксистским теориям империализма), 3) неклассическая экономическая теория (включая концепции экономических циклов), особенно работ К. Поланьи, Й. Шумпетера и Н. Кондратьева. Фернаном Броделем в трехтомнике «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» была предложена историческая модель эволюции расширяющейся до глобальных масштабов «мир-экономики» в XVIXVIII вв. Ф. Бродель называл мир-системами только такие исторические системы, логика функционирования и развития которых в каждом периоде определяется преимущественно свойствами и отношениями входящих в систему и существующих в данном периоде обществ. Влияние неклассической экономической теории проявилось, прежде всего, в установке на волновую и циклическую природу внутренней системной динамики, так называемых «циклических ритмов» и «вековых трендов». Важнейший ритм, 45-60-летний «кондратьевский цикл» состоит из фаз расширения и упадка. Вековые тренды впервые выделены Р. Камероном и составляют период 150-300 лет.
Эти волновые явления, по мнению И. Валлерстайна, описывают сущностную динамику становления и упадка мир-системных гегемоний. И. Валлерстайн сформулировал гипотезу о том, что до 1500 года развитие исторических систем происходило как чередование «миримперий» и «мир-экономик», а после 1500 года приобрело капиталистическую логику. В исследованиях И. Валлерстайна окончательно сформировались основные категории мир-системного подхода. Мир-империи - тип исторических систем, организованных как широкие централизованные политические структуры, объединяющие данническо-перераспределительными отношениями социально и культурно разнородные провинции. Устойчивость мир-империи зависит от эффективности выполнения следующих ключевых функций: а) территориальная, преимущественно военная, экспансия с целью захвата новых даннических провинций, территорий со стратегическими ресурсами, богатыми торговыми путями и т. д., удержание захваченных провинций от держав-конкурентов; б) регулярный сбор дани (в любом виде) с провинций; в) перераспределение дани через централизованную пирамиду чиновников; г) утверждение легитимности имперской власти (как правило, через распространение массовой религии, морального учения, идеологии); д) пресечение сепаратизма провинций и подавление внутренних волнений. Мир-империи могут трансформироваться в мир-экономики. Большинство мир-экономик доиндустриальной эпохи оказались непрочными и погибли, были поглощены мир-империями. Но капиталистическая мир-экономика Европы в силу специфических региональноисторических факторов оказалась наиболее жизнеспособна. Примерно с 1250 г. в Европе возобладали тенденции, приведшие ее впоследствии к мировой гегемонии. В XVI-XVIII вв. она превратилась в лидера мирового развития, подчинив все другие социальные системы.
Один из ключевых вопросов мир-системной теории заключается в том, сколько мир-систем существовало на протяжении человеческой истории. Хотя И. Валлерстайн считал, что подлинной мир-системой является только капиталистическая мир-система сформировавшаяся после 1500 года, характерно, что практически сразу было предложено расширить территориальные и хронологические рамки мир-системного анализа. А. Г. Франк подверг критике представление об историческом существовании множества «мир-систем», что, по его мнению, во многом обессмысливает само понятие «мир-система». Согласно А. Г. Франку, речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. По его мнению, мировая экономика и её форма протяжённых торговых связей была ядром глобальной, древней по происхождению структуры. Возникновение Мир-Системы Франк связывает с зарождением первых цивилизаций. По его мнению, в доиндустриальную эпоху период кондратьевских циклов был более длинным, от 200 до 500 лет. Выделяются также четыре больших цикла: доклассический (1700— 100/50 гг. до н. э.), классический (100 / 50 гг. до н. э. - 200-500 гг. н. э.), средневековый (200-500 гг. - 1450/ 1500 гг.) и современный (с XVI века). А. Г. Франк выделяет следующие критерии Мир-Системы: всесторонние и длительные торговые связи; устойчивые или периодически возобновляющиеся политические связи с определёнными регионами или народами, особенно включая отношения «центр-перифериях интерланд», а также отношения и процессы в схеме «гегемония / соперничество»; общие экономические, политические и, возможно также, культурные циклы. По его мнению, уже в III тысячелетии до н. э. мир-системные связи охватывали Египет, Месопотамию, Аравийский полуостров, Левант, Анатолию, Иран, долину Инда, Закавказье и некоторые части центральной Азии. Среди сторонников мир-системного подхода Франк широко известен китаецентричной теорией мирового развития, согласно которой, центр цивилизации, возникнув в Китае, затем смещался на запад - в Индию, Переднюю Азию, Средиземноморье, Западную Европу, Северную Америку, и вновь возвращается в Китай. Дальнейшее развитие взглядов на историю мир-систем в средние века произошло в работах Дж. Абу-Луход, которая выдвинула гипотезу о системном единстве мира до эпохи гегемонии современного капитализма. По ее мнению, в средние века длительное время существовала и в XIII в. достигла кульминации глобально интегрированная «мир-система», к которой в конце концов и присоединилась Европа.
По сравнению с современной эпохой эта система международной торговли и региональной специализации была узкой и технологически отсталой, но она была существенно сложнее организована, имела больший объем и действовала с большей изощренностью, чем чтолибо ранее известное миру, и немногим уступала уровню XVI-XVII в.
Эта мир-система была организована вокруг трех-четырех «ядер». Одним из них был Средний Восток, занимавший стратегическую позицию в международном обмене. Вторым была северная степь, простирающаяся по всей Центральной Азии и после многолетних завоеваний объединенная с Китаем. Третья зона ядра сосредоточивалась в Индийском океане, который связывал Китай со Средним Востоком через Малаккский пролив и Индию. В период крестовых походов к этой системе подсоединяется Европа. Отмечая, что в мир-системе XIII века не было гегемонии какого-либо центра, Дж. Абу-Луход подчеркивает важную роль Китая, замыкавшего цепь морских и сухопутных торговых путей. Впоследствии этот тезис был усилен в работах А. Г. Франка, К. Чейз-Данна и Т. Холла. В рамках всей мировой системы, однополярная гегемония чрезвычайно редка, приводит к самоуничтожению и, возможно, нереальна. Динамичное равновесие между противоцентрами в рамках одной системы А. Г. Франк и Б. К. Джилле назвали «взаимосвязанными гегемониями». Реконструируя историческую эволюцию европейской мирэкономики, И. Валлерстайн выделил основные периоды ее экспансии: 1250-1660, 1750-1815, 1880-1900 гг. Когда в начале XX века система достигла пределов экспансии, она отреагировала на это мировой войной и экономическим кризисом, которые, в свою очередь положили начало тоталитаризму. Современная глобальная капиталистическая мир-экономика сформировалась после 1945 года. С. Амин, выступающий с последовательной критикой глобального капитализма, неограниченно эксплуатирующего страны периферии, протестует против дегуманизирующего влияния рынка, атомизирующего общество и разъединяющего солидарность людей, и называет капитализм «не концом, но отступлением» истории. По общему мнению сторонников мир-системного подхода, современная мир-система находится в глубоком кризисе, так как перестали работать многие позитивные системные факторы, в частности, сдерживающая роль советского противоцентра и «холодной воны», а также исчерпание природных ресурсов, энергетические кризисы, демографические проблемы Запада и кризис либеральной идеологии капитализма. И. Валлерстайн в последних исследованиях указывает, что мировой порядок, который возникнет к 2050-2075 гг. будет кардинально отличаться от современной капиталистической мир-системы структурно и функционально. М.-с. п. подвергается критике за абсолютизацию роли экономических связей внутри исторических организмов, за размывание объектных рамок исследований (невозможность полного абстрагирования от категорий класса, нации, государства), за детерминистское понимание культурно-антропологических факторов исторического развития. Указывается также на антиисторичность мир-системного подхода - подмену реальных исторических объектов воображаемыми (Ю. И. Семенов). В то же время отмечается высокий потенциал мирсистемного анализа в изучении «горизонтальных связей» между историческими системами, его вклад в создание новой исследовательской перспективы - наднациональной, цивилизационной, в обновление парадигмы социально-гуманитарного знания и, по сути, в формирование новой социальной философии. Способность мир-системного подхода к теоретическому и методологическому синтезу привела к его актуализации в рамках концепций глобальной истории. Сфера его применения расширяется. Концепция о длительном историческом существовании единой мирсистемы получила развитие в исследованиях Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, посвященных факторам и стадиям социальной макроэволюции. Авторы рассматривают воздействие демографических, технологических, производственных факторов на мир-систему, разрабатывают стадии мир-системного политогенеза, подчеркивают нелинейный и альтернативный характер развития как отдельных элементов, так и всей Мир-Системы в целом (5). Мир-системный подход используется для описания взаимодействий кочевых сообществ и земледельческих цивилизаций, как основа для исторических типологий форм политогенеза (Н. А. Крадин, С. А. Васютин и др.).
Лит.: 1) A bu-Lughod J. Before European hegemony: the world system AD 1250-1350. N. Y., 1989; 2) Frank A. G., G ills В. К. The Five Thousand Year World System in Theory and Practice // World System History: The Social Science of Long-term Change / Ed. by R. A. Denemark, J. Friedman, В. K. Gills, G. Modelski. L.; N. Y., 2000; 3) W allerstein /. The Modem World System, I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. L., 1974; 4) Валлерстайн И. Миросистемный анализ. Введение. М., 2006; 5) Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Социальная макроэволюция: Генезис и трансформации Мир-Системы. М., 2009. О. В. КИМ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
231.17 кб

Мир-системный подход к всемирной истории: от мини-миров к мир-социуму

Купряшкин Илья Владимирович
В статье рассматриваются основные принципы и эвристический потенциал мир-системного анализа. Описано соотношение категорий «формация» и «мир-система». Затронута проблема определения понятий «революция» и «социализм».
Читать PDF
389.20 кб

Системный подход к изучению оптимистического и пессимистического мироощущения

Арскиева Залия Абасовна
В статье представлен анализ констатирующего и формирующего эксперимента развития интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением; представлены результаты факторного и межуровневого корреляционного анализа
Читать PDF
411.04 кб

Медиакультура в процессах социального взаимодействия современного мира: системный подход

Кузнецова Елена Игоревна
Предлагается рассмотрение медиакультуры с позиций системного подхода как одной из подсистем системы культуры, как коммуницирующой среды, которая, обеспечивая взаимодействие между различными социальными системами, существенным обра
Читать PDF
266.72 кб

Антропный принцип и метод системного подхода в космизме. Исследование структуры мироздание-человек

Железняк Галина Васильевна
On the basis of historical-philosophical analysis, the idea of Cosmism and scientific ideas about the essence and the structure of the Universe the author gives the arguments in favor the development of the universe structure – th