МИР

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

мир
сокр. от эмир -военачальник, предводитель, правитель

Источник: Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973 г. (глоссарий, проект Vostlit)

МИР
название крестьянской общины в России XIII-начала XX вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МИР
название крестьянской общины в России в XIII–XIX вв.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

МИР
поселок в Белоруссии на р. Миранка (бассейн Немана). Известен с 1395. Под оккупацией Литвы, а затем Польши до 1795, когда был возвращен России. Замок XV-XVIII вв., дворец (XVI в.), Троицкая церковь (XVI в.), усыпальница князей Святополк-Мирских, последних владельцев замка.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

«Мир»
первое в Свердловской обл. издательство мус. литературы. Работает на базе мечети «ар-Рахман» (пр. Космонавтов, 182). Образовано в 2008 г. Руководитель – ведущий богословской телепрограммы «Истина» (см. «Манара», телестудия) Амир Якупов. Издательство специализируется на публикации совр. богословской литературы для мусульман. Предприятие работает в тесном сотрудничестве с бюро переводов «Аль-Кабас» и известным в России переводчиком Эльмиром Кулиевым. В частности, М. уже выпустило в свет несколько книг совр. арабского богослова, профессора Колледжа шариата (Иордания), доктора Умара Сулеймана аль-Ашкара. Тир. изданий составил 3 тыс. экз. М. намерено продолжить работу по ознакомлению уральских мусульман с трудами известных исламских ученых, а также издание книг по основам ислама. Лит.: В Екатеринбурге начало работу первое на Среднем Урале издательство мусульманской литературы. – http://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/4464/; Издательство «Мир». – http://www.islamur.com/index. php?option=comcontent&task=view&id=47&Itemid=53. А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

МИР
Отечественная война, 1812). Населенный пункт на западе Белоруссии, в районе которого 27—28 июня 1812 г. произошло сражение между русским арьергардом 2-й армии под командованием донского атамана М.И. Платова и авангардом французской армии под командованием вестфальского короля Жерома Бонапарта. Платов оставил в Мире один казачий полк, а основные свои силы (7 полков с артиллерией) укрыл в ближайшем лесу. Французская кавалерия, ничего не подозревая, ворвалась в городок, на улицах которого разгорелся жестокий бой. Казаки применили прием заманивания и начали ложное отступление. Французская конница стала преследовать их, но внезапно была атакована из засады. В результате этой контратаки было разгромлено 3 уланских полка. На следующий день сражение возобновилось. Казаки Платова, подкрепленные другими частями 2-й армии, нанесли поражение еще 6 уланским полкам. Это был первый крупный успех русских в Отечественной войне 1812 г. Он обеспечил беспрепятственный отход 2-й армии под командованием генерала П.И. Багратиона из Западной Белоруссии (см. Вилькомир).

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

МИР (Шалом)
Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника блага для Израиля, кроме М. И того, кто любит М. и стремится к М., приветствует М. и обеспечивает М., Бог вознаграждает благами этого мира и жизнью мира грядущего. Поэтому люди обязаны в случае ссоры искать пути восстановления М. между человеком и ближним его, и восстанавливающие М. между спорщиками заслуживают удела в мире грядущем и пожинают плоды его в мире настоящем. Дозволено даже солгать, чтобы восстановить М. между человеком и ближним его. В Поучениях Предков (Авот V, 18) сказано: "Спор с богоугодной целью плодотворен, а не имеющий таковой цели — бесплоден. К первому роду принадлежит спор между Гилелем* и Шамаем*, ко второму — спор Кораха* и его сообщников". Почему был разрушен Первый Храм? - Из-за трех пороков, которые были распространены в то время: идолослужение, кровосмешение и кровопролитие. Но отчего был разрушен Второй Храм, при котором изучали Тору*, соблюдали мицвот* и совершали благотворительность? — Оттого, что была в то время беспричинная вражда. Это доказывает, что беспричинная ненависть равноценна трем величайшим преступлениям: идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию (Йома IX).

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

МИР
наименование в России 13 - нач. 20 вв. сел. общины. Крест. М. существовали как на черных, т. е. гос. землях, так и на дворцовых, боярских и монастырских. С развитием в 16 в. поместной системы крест. М. в центр. р-нах Рус. гос-ва дробились, сохраняясь в монастырских и крупных частновладельческих вотчинах. Наиболее устойчивое мирское устройство было на Севере России. М. ведал раскладкой и сбором податей, отдачей на оброк запустевших земель, осуществлял низший суд. Во главе М. стояли выбираемые из зажиточных крестьян старосты. М. использовался гос. властью для адм.-фискальных целей, а позднее превратился в орудие кулаков и находился под контролем земских начальников. М. наз. также городская (посадская) община.

Лит.: Богословский М. M., Земское самоуправление на рус. Севере в XVII в., т. 1-2, М., 1909-12; Островская М., Земельный быт сел. населения рус. Севера в XVI-XVIII вв., СПБ, 1913; Дьяконов М. A., Очерки обществ. и гос. строя древней Руси, 4 изд., М.-Л., 1926; Градовский А. Д., История местного управления в России, т. 1, СПБ, 1868; Мелкая земская единица. Сб. ст., 2 изд., в. 1, СПБ, 1903; Копанев А. И., История землевладения Белозерского края XV-XVI вв., М.-Л., 1951; его же, Комментарий к Судебнику 1589 г., в кн.: Судебники XV-XVI вв., М.-Л., 1952.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

мир
поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Наиболее трудные места следующие: Пс 54.19; 84.11; Ис 9.6; 53.5; Дан 8.25; Иак 3.18 (два); 2Пет 3.14; Рим 16.20; Евр 7.2. В них во всех в оригинале стоит слово, имеющее первое значение-покой, благополучие.
Вопреки укоренившемуся и притянутому мнению, будто в таких местах, как Ин 1.29; 3.16 и других подобных им, имеется в виду весь мир, в них на самом деле говорится о народе, об обществе Израильском (ср. старые русские выражения: «решить всем миром», «на виду у всего мира», «пойти по миру»).
В некоторых местах это слово означает: земля, вселенная (космос), все творение (Мф 16.26; 1Тим 6.7) (ср. тварь).
Раньше в русском языке было два слова мир. Одно писалось через «и с точкой» и означало: вселенная, общество, все человеческое. Другое писалось как современное и означало только покой, гармонию. Мало известен тот факт, что в заголовке главного романа. Л.Н.Толстого «Война и мир» вначале стояло по замыслу автора слово «мир», написанное через «и с точкой», и заголовок означал «Война и общество» (что мы и видим описанным в романе), но затем оно почему-то было заменено на «мир» в другом смысле (покой).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998