МИР

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИРО
   • Myro,
         см. ?????, Мойро.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

мир
сокр. от эмир -военачальник, предводитель, правитель

Источник: Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973 г. (глоссарий, проект Vostlit)

Мира
город в Ликии, из которого Павел уехал в Рим (Деян. 27:5).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МИР
название крестьянской общины в России XIII-начала XX вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Миры
Деян 27.5)-город в провинции Ликия на южном побережье Малой Азии.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МИР
название крестьянской общины в России в XIII–XIX вв.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Миро
благовоние, масло, в котором содержится большое количество ароматических веществ. Его освящают особым чином на литургии в Великий четверг. Делать это имеет право только архиерей, а Русской православной церкви – патриарх.

Источник: Православная энциклопедия.

МИР
поселок в Белоруссии на р. Миранка (бассейн Немана). Известен с 1395. Под оккупацией Литвы, а затем Польши до 1795, когда был возвращен России. Замок XV-XVIII вв., дворец (XVI в.), Троицкая церковь (XVI в.), усыпальница князей Святополк-Мирских, последних владельцев замка.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

МИРА
   • Myra,
         ??? ????, значительный город Ликии, в позднейшее время даже главный город страны. Здесь — собственно в гавани Андриаке, т. к. сам город лежал на 20 стадий от моря — вышел из корабля на берег апостол Павел (Деян. 25, 5); ныне также называется Мири (у турок Дембре). Остались от него громадные развалины зданий, высеченных отчасти в скале горы, особенно также гробницы. Strab. 16, 666.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Миро
благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ и освященное особым образом в четверг Страстной седмицы на литургии. Освящение М. совершает архиерей – глава Поместной Церкви (в РПЦ – патриарх). Вне таинства миропомазания М. употребляется в исключительных случаях (главным образом при освящении храма, когда М. помазуется престол, на котором будет совершаться таинство Евхаристии, а также стены храма). Сосуд со святым М. (мирница) может находиться на престоле, но если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с М. устанавливаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Источник: Краткий православный словарь.

МИРО
благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное в Великий Четверг на литургии. Приготовление и освящение мира совершает глава Поместной Православной Церкви (в
Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси) один раз в четыре года. Мироварение – священнодействие, которое совершают в мироваренной палате при непрерывном чтении Евангелия. В состав мира специально подбирают масло, вино, благовонные травы и ароматические вещества. Вне Таинства Миропомазания миро употребляется в исключительных случаях (главным образом при освящении храма, когда миром помазуется престол, на котором будет совершаться Таинство Евхаристии, а также стены храма).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

«Мир»
первое в Свердловской обл. издательство мус. литературы. Работает на базе мечети «ар-Рахман» (пр. Космонавтов, 182). Образовано в 2008 г. Руководитель – ведущий богословской телепрограммы «Истина» (см. «Манара», телестудия) Амир Якупов. Издательство специализируется на публикации совр. богословской литературы для мусульман. Предприятие работает в тесном сотрудничестве с бюро переводов «Аль-Кабас» и известным в России переводчиком Эльмиром Кулиевым. В частности, М. уже выпустило в свет несколько книг совр. арабского богослова, профессора Колледжа шариата (Иордания), доктора Умара Сулеймана аль-Ашкара. Тир. изданий составил 3 тыс. экз. М. намерено продолжить работу по ознакомлению уральских мусульман с трудами известных исламских ученых, а также издание книг по основам ислама. Лит.: В Екатеринбурге начало работу первое на Среднем Урале издательство мусульманской литературы. – http://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/4464/; Издательство «Мир». – http://www.islamur.com/index. php?option=comcontent&task=view&id=47&Itemid=53. А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

МИР
Отечественная война, 1812). Населенный пункт на западе Белоруссии, в районе которого 27—28 июня 1812 г. произошло сражение между русским арьергардом 2-й армии под командованием донского атамана М.И. Платова и авангардом французской армии под командованием вестфальского короля Жерома Бонапарта. Платов оставил в Мире один казачий полк, а основные свои силы (7 полков с артиллерией) укрыл в ближайшем лесу. Французская кавалерия, ничего не подозревая, ворвалась в городок, на улицах которого разгорелся жестокий бой. Казаки применили прием заманивания и начали ложное отступление. Французская конница стала преследовать их, но внезапно была атакована из засады. В результате этой контратаки было разгромлено 3 уланских полка. На следующий день сражение возобновилось. Казаки Платова, подкрепленные другими частями 2-й армии, нанесли поражение еще 6 уланским полкам. Это был первый крупный успех русских в Отечественной войне 1812 г. Он обеспечил беспрепятственный отход 2-й армии под командованием генерала П.И. Багратиона из Западной Белоруссии (см. Вилькомир).

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

МИР (Шалом)
Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника блага для Израиля, кроме М. И того, кто любит М. и стремится к М., приветствует М. и обеспечивает М., Бог вознаграждает благами этого мира и жизнью мира грядущего. Поэтому люди обязаны в случае ссоры искать пути восстановления М. между человеком и ближним его, и восстанавливающие М. между спорщиками заслуживают удела в мире грядущем и пожинают плоды его в мире настоящем. Дозволено даже солгать, чтобы восстановить М. между человеком и ближним его. В Поучениях Предков (Авот V, 18) сказано: "Спор с богоугодной целью плодотворен, а не имеющий таковой цели — бесплоден. К первому роду принадлежит спор между Гилелем* и Шамаем*, ко второму — спор Кораха* и его сообщников". Почему был разрушен Первый Храм? - Из-за трех пороков, которые были распространены в то время: идолослужение, кровосмешение и кровопролитие. Но отчего был разрушен Второй Храм, при котором изучали Тору*, соблюдали мицвот* и совершали благотворительность? — Оттого, что была в то время беспричинная вражда. Это доказывает, что беспричинная ненависть равноценна трем величайшим преступлениям: идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию (Йома IX).

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

МИР
наименование в России 13 - нач. 20 вв. сел. общины. Крест. М. существовали как на черных, т. е. гос. землях, так и на дворцовых, боярских и монастырских. С развитием в 16 в. поместной системы крест. М. в центр. р-нах Рус. гос-ва дробились, сохраняясь в монастырских и крупных частновладельческих вотчинах. Наиболее устойчивое мирское устройство было на Севере России. М. ведал раскладкой и сбором податей, отдачей на оброк запустевших земель, осуществлял низший суд. Во главе М. стояли выбираемые из зажиточных крестьян старосты. М. использовался гос. властью для адм.-фискальных целей, а позднее превратился в орудие кулаков и находился под контролем земских начальников. М. наз. также городская (посадская) община.

Лит.: Богословский М. M., Земское самоуправление на рус. Севере в XVII в., т. 1-2, М., 1909-12; Островская М., Земельный быт сел. населения рус. Севера в XVI-XVIII вв., СПБ, 1913; Дьяконов М. A., Очерки обществ. и гос. строя древней Руси, 4 изд., М.-Л., 1926; Градовский А. Д., История местного управления в России, т. 1, СПБ, 1868; Мелкая земская единица. Сб. ст., 2 изд., в. 1, СПБ, 1903; Копанев А. И., История землевладения Белозерского края XV-XVI вв., М.-Л., 1951; его же, Комментарий к Судебнику 1589 г., в кн.: Судебники XV-XVI вв., М.-Л., 1952.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

мир
поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Наиболее трудные места следующие: Пс 54.19; 84.11; Ис 9.6; 53.5; Дан 8.25; Иак 3.18 (два); 2Пет 3.14; Рим 16.20; Евр 7.2. В них во всех в оригинале стоит слово, имеющее первое значение-покой, благополучие.
Вопреки укоренившемуся и притянутому мнению, будто в таких местах, как Ин 1.29; 3.16 и других подобных им, имеется в виду весь мир, в них на самом деле говорится о народе, об обществе Израильском (ср. старые русские выражения: «решить всем миром», «на виду у всего мира», «пойти по миру»).
В некоторых местах это слово означает: земля, вселенная (космос), все творение (Мф 16.26; 1Тим 6.7) (ср. тварь).
Раньше в русском языке было два слова мир. Одно писалось через «и с точкой» и означало: вселенная, общество, все человеческое. Другое писалось как современное и означало только покой, гармонию. Мало известен тот факт, что в заголовке главного романа. Л.Н.Толстого «Война и мир» вначале стояло по замыслу автора слово «мир», написанное через «и с точкой», и заголовок означал «Война и общество» (что мы и видим описанным в романе), но затем оно почему-то было заменено на «мир» в другом смысле (покой).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Миро
, Хоан (Miro, Joan) 1893, Барселона — 1983, Пальма-де-Мальорка. Испанский художник. В 1907—1910 учился в Академии художеств Барселоны ("Ла Лонха") у пейзажиста М. Ургелла Инглада и профессора прикладных и декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями "Группу Курбе", противостоящую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913—1917 наиболее ярко проявились фовистские влияния: плотно сомкнутые формы переливаются радужными цветами, стилизованный рисунок переходит в орнаментику параллельных, волнистых и зигзагообразных полос (Прадес, деревня, 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Сиурана, тропа, 1917, Париж, частное собрание; Портрет Э. С. Рикарта, 1917, Чикаго, частное собрание). С 1918 в творчестве Миро начинается период "поэтического реализма". В пейзажах, написанных в Монтройге, где художник проводил на ферме родителей летние месяцы, глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями (Огород с ослом, 1918, Стокгольм, Музей современного искусства; Колея, 1918, Нью-Йорк, частное собрание). В 1921 Миро переехал в Париж. В 1921—1922 была создана Ферма (Вашингтон, Нац. галерея искусств) — высшее достижение "поэтического реализма" Миро. В формат картины вписан целый космос, необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой "переднего плана", за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, ежесекундно творящих мириады мельчайших биоформ. Две последующие картины, созданные в 1923—1924 — Вспаханное поле (Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и Каталонский пейзаж (Охотник; Нью-Йорк, Музей современного искусства), — свидетельствуют о стремительной эволюции Миро от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы начертательной графики. Художник сводит воедино зрительные образы и идеальные представления, возникающие в сознании под воздействием идеографических знаков. В 1924, в год выхода Манифеста сюрреализма, Миро сблизился с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина — Карнавал Арлекина (1924—1925, Буффало, художественная галерея Олбрайт-Нокс). Играющая фантазия Миро изобретает популяцию бескостных, текучих, невесомых существ, произвольно меняющих свою форму и положение в пространстве. Фигуры и предметы, каждый из которых имеет реальный прототип, уподобляются колышущимся цветным теням. Во 2-й пол. 1920-х сложился словарь устойчивых идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие коммуникацию между разными сферами: порхающая в воздухе птица, стремительно бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия — глаз и ухо, человеческая фигура с огромными стопами, прилипшими к земле, и головой, проецирующейся на фон неба (Персонаж, бросающий камень в птицу, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Собака, лающая на луну, 1926, Филадельфия, Музей искусства; Пейзаж с кроликом, 1927, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В 1930-х художник, экспериментируя с самыми различными материалами, все больше удалялся от натуры. В 1932—1936 он создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из каталогов иллюстрации, изображавшие технические детали, узлы механизмов, в живописных композициях превращались в мягко очерченные формы, напоминающие органы животных, человеческие конечности, эмбриональные зачатки (Живопись, 1933, Барселона, фонд Х. Миро; Композиция, 1933, Берн, Художественный музей; Живопись, 1933, Прага, Нац. галерея). В "картинах-поэмах" Миро извивающиеся, петляющие по холсту надписи произрастают из линий рисунка, являя потаенное родство слова и образа (Ласточка-любовь, 1934, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1937 для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже Миро создал крупномасштабное панно Жнец, изображающее каталонского крестьянина с серпом (ныне утрачено). Одно из наиболее значительных произведений этого времени — Натюрморт со старым башмаком (1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Обыденные вещи — бутылка, хлеб, яблоко с вонзившейся в него вилкой, стоптанный ботинок — испускают ирреальное радужное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии. В 1940, находясь в Варанжвиле (Нормандия), Миро приступил к серии гуашей Созвездия, работу над которой он продолжил затем в Монтройге и Барселоне. Эти 23 листа стали одним из высших достижений его творчества. Звезды, лунные серпы, диски, глаза, птицы и животные, человеческие фигуры, неопределенные эмбриональные формы то собираются в плотные скопления, то оставляют разреженные участки. Серия, созданная, по признанию художника, под впечатлением ночи, звезд, музыки Баха и Моцарта, вызывает множество поэтических ассоциаций (Письмена и звезды, влюбленные в женщину, 1941, Чикаго, Институт искусств; Полуночная песнь соловья и утренний дождь, 1940, Нью-Йорк, галерея Перлз; Пробуждение на рассвете, 1941, Нью-Йорк, частное собрание). С 1944 Миро всерьез занялся скульптурой и керамикой (в сотрудничестве с керамистом Льоренсом Артигасом). Скульптура Миро весьма разнообразна как по техникам, так и по приемам исполнения. Он работал в бронзе и керамике, ориентируясь на народную глиняную игрушку, архаическую пластику, причудливые творения природы (Женщина-насекомое, 1968; Персонаж, 1970; Созвездие, 1971, все — частное собрание). Поверхности таких скульптур отличаются богатой фактурной проработкой, сложными переливами оттенков тонированной бронзы, расписной терракоты, майолики. В скульптурных ассамблажах, где проникнутые веселым юмором фигуры смонтированы из обломков разнородных вещей и ярко раскрашены, Миро сближается с направлением поп-арта (Женщина и птица, Барселона; Его величество, 1967—1968; Улетающая девушка, 1968, обе — частное собрание). В 1940—1970-х художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947, находясь в США, он исполнил крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 поселился в Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом выполнил заказ на оформление двух стен комплекса ЮНЕСКО в Париже (1956—1958). Большие керамические композиции, в одной из которых доминирует красный овал солнца, а в другой — лунный серп, составляют яркий контраст к серому бетону зданий. В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960—1961), здание Высшей школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильон на всемирной выставке в Осака (1970) и др. В станковой живописи 1950—1970-х преобладают крупные обобщенные формы. В этот период художник ориентируется на первобытное искусство и детский рисунок (Женщина перед солнцем, 1950, частное собрание; Каталонский крестьянин при свете луны, 1968, Барселона, фонд Х. Миро). В триптихе Синее (1961, Париж, Нац. музей современного искусства) исключительный лаконизм сочетается с энергией поэтического выражения. В 1975 в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.
Лит.: Диль Г. Миро. М., 1995; Joan Miro, Selected Writings & Interviews / Ed. by M. Rowell. London, 1987; Dupin J. Joan Miro. Life and Work. New York, 1960; Penrose R. Miro. London, 1970.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006