Мирный Панас

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мирный Панас

Мирный Панас - псевдоним талантливого украинского писателя-беллетриста, одного из мастеров украинской художественной прозы. Первые его произведения печатались (с 1872 г.) за границей и долго не допускались в Россию. Роман Мирного ""Хиба ревут воли, як ясла повнi?"", написанный в сотрудничестве с И. Билыком и изданный в 1880 г. в Женеве, был запрещен и в Австрии. Это и заставило писателя, состоявшего на русской государственной службе, прибегнуть к псевдониму, оставшемуся нераскрытым и после появления в России ранее запрещенных произведения Мирного. Деятельность его началась в то время, когда украинское художественное слово уже заняло прочные позиции, обещавшие в будущем нормальное развитие и большие достижения. Освобождение крестьян освободило и литературу от служения практическим, злободневным народным нуждам. В процессе этого освобождения принял участие и Мирный. В первых его произведениях звучат ноты, родственные Марку Вовчку (""Лихий попутав""), но затем он идет по новому пути и дает победу новому направлению. Задачей своей Мирный поставил ""просто и правдиво"" рассказать ""будничную жизнь"" своей родины. Он дал ряд широко задуманных произведений, в ярких и живых образах развертывающих картину социальной жизни деревни левобережной Украины почти за целое столетие. Отправным пунктом у Мирного обыкновенно является крепостное право. Он изображает отношения, выросшие на этой почве, их постепенную ликвидацию и начало новой эпохи ""свободного труда"" и развития капитализма. Выводы писатели глубоко пессимистические. Они вложены в уста ""дiда Цласа"" (""Лихо давне и сьогочасне""): ""Правда, и то было горем, что пригибало нас к земле, издевалось над нами, за людей не считало. Зато давнее горе не разделяло людей, не разводило их в разные стороны, не заставляло забывать о своих, научало держаться сообща. А теперь какое горе настало?!"" Мирный готов повторить горькие слове песни слепых: ""Та вже тii Правди, Правди не зиськати, - бо стала та Кривда тепер панувати"". Не даром бабуся-рассказчица поэтической ""Казки про Кривду i Правду"" на вопрос: ""бабусю, а настане коли такой час, що Правда подолiе Кривду i почне на землi панувати?"" - низко опустив голову, ничего не отвечает... Мятущиеся в искании правды обыкновенно являются у Мирного бесполезно гибнущими силами. Однако, пессимизм писателя не приводит его к тенденциозному злоупотреблению черной краской: художественный реализм заставляет его соблюдать чувство меры. Рядом с такими тяжелыми сценами, как усмирение бунта (""Хиба ревут воли""), рядом с гнетом обыденщины у Мирного звучат и примиряющие ноты, например, в картинах природы или в изображении молодого веселья на колядках (неоконченная повесть ""Повiя""). Мирный никогда не опускается до этнографиза; на первом плане у него душевные переживания человека. В одном из удачнейших в художественном отношении рассказов Мирного, ""Морозенко"", мать рассказывает сыну сказку о снежном короле - и когда мальчик, заблудившись зимой в пути, замерзает, перед угасающим его сознанием проходят чарующие фантастические образы. Недостатки Мирного - растянутость его произведений, отсутствие гармонии в их построении, нередко художественная неубедительность психологического анализа. Главная его сила - в пластическом изображении глубоких социальных процессов, преломляющихся в душах людей сообразно с их положением на той или иной ступени общественной лестницы. Реализм Мирного теперь кажется несколько старомодным, но до сих пор эпическим спокойствием стиля, богатством языка и пластичностью рисунка, правдивым изображением быта украинской деревни способен противодействовать непродуманному увлечению новизной ради новизны. Комедии Мирного ""Перемудрив"" и ""Згуба"", драма ""Лимерiвна"" значительно ниже его рассказов; его драматическим персонажам недостает определенности, пьесам - действия; искусственны монологи, поясняющие дальнейший ход действия. - Ср. Петров ""Очерки истории украинской литературы XIX столетия"" (Киев, 1884); О. Огоновський ""История литературы русской"", ч. III, вып. 2-й (Львов, 1893); С. Ефремов ""Iсторiя украiнськаго письменства"" (Санкт-Петербург, 1911); И. Стешенко ""Панас Мирный"" (в VII - VIII кн. ""Лiтературно-наукового Вiстника"", 1914). Мих. Могилянский.

Источник: Биографический словарь. 2008

Мирный, Панас

— псевдоним современного талантливого малорусского беллетриста, тщательно скрывающего свою фамилию. Более крупные произведения его: "Лыхiй попутавъ" (повесть, 1872, в "Правде"; перепеч. в Киеве в 1886 г. в "Збираныци зъ ридного поля"), "По дорожже одъ Палтавы до Гадячого" (в "Правде", 1874), "Пяныця" (повесть в "Правде", 1874; перепеч. в "Збираныци"), "Лыхи люде" (в женевском журнале "Громада", 1877), большой роман "Хиба ревут волы, якъ ясла повны" (составленный М. совместно с Билыком; издан в Женеве в 1880 г.), "Повiя" (повесть в киевском альманахе "Рада", ч. I, 1883 и ч. II, 1884), "Як ведетця, такъ и живетця" (в "Раде", 1884), "Перемудрывъ" (комедия; 1886; вошла в "Збираныцю"), "Ловы" (в галицком альманахе "Ватра", 1887), "Казки про Правду и Кривду" (в галицкой "Правде", 1889) и историческая комедия "Лымеривна".


См. "Очерки истории украинской литературы XIX в." Петрова (412—416) и подробнее в "Истории литературы русской" Огоновского (ч. III, отд. 2, стр. 697—811).


{Брокгауз}





Мирный, Панас


(псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) [1849—1920] — украинский писатель. Род. в семье мелкого чиновника в г. Миргороде. Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате. Печататься начал в 1872 в журнале "Правда" в Галиции. Был под сильным влиянием Драгоманова. Выступив продолжателем традиций украинского этнографически-бытового натурализма в духе Марко Вовчка, M. вскоре определился как реалист с уклоном к психологизму, эволюционируя в своем творческом развитии к социальной повести и роману. Произведения М. раннего периода представляют очерки из жизни крестьянства и интеллигенции.


Уже в произведении "Лихі люди" Мирный проявляет симпатии к политическим воззрениям раннего Драгоманова, представлявшим собой смесь бакунизма и лавризма с либерализмом. Выступая против развивающегося капитализма, идеологом которого в украинской литературе был в то время Левицкий-Нечуй, М. противопоставляет этому "духу предприимчивости" (капитализму) "вольные громады" (общины) — бакунински-анархические коммуны. Эту тенденцию автор выражает устами близкого ему героя — Жука. Деревню М. противопоставляет неприемлемому для него городу — оплоту капитализма. Отрицательное отношение к последнему характерно для его творчества в целом, но особенно это сказалось в большом романе "Повія" (Проститутка, 1883). Тема проституции как социального зла капиталистического общества разрабатывается писателем и в ряде более мелких произведений ("Лихий попутав", "Морозенко" и др.), но в этом романе получает углубленное синтетическое выражение. "Повія" — олицетворение капиталистического общества. Социальный антагонизм между капиталистическим городом и деревней развернут в романе четко и конкретно. Христя Притыкивна — героиня романа — вынуждена оставить деревню и отправиться в город искать работу. Не найдя ее, она становится проституткой. Капиталистический город в представлении М. полностью разлагается и в свою очередь разлагает деревню.


Своего расцвета М. достиг в романе "Хіба ревуть воли, як ясла повні" [1880], написанном совместно с его братом Иваном Рудченко (псевдоним Билык) на тему о капитализации и классовом расслоении деревни. Жестоко эксплуатируемое крестьянство уподобляется в романе измученной скотине. Оно лишь стихийно протестует против гнета помещиков и капиталистической эксплуатации деревни. Герой романа — бедный крестьянин Чипка — после ряда тщетных попыток улучшить положение своей семьи и крестьянской бедноты становится разбойником и впоследствии ссылается в Сибирь, где и погибает. Крестьянский стихийный протест у М. безнадежен. Писатель не видит никакого выхода из положения. Объективно роман М. указывает на то, что революционное движение крестьянства в отрыве от пролетариата и без его руководства не может увенчаться успехом. Революция 1905 получила отражение в повести "Сні", где борьба крестьянства за землю показана в духе либерального народничества. Творчество М. в целом испытало на себе влияние идеологии народничества, отражавшего интересы мелкого товаропроизводителя; однако следует заметить, что писатель, ясно осознавая необходимость наделения крестьян землей как неотложную задачу, все же не встал на революционный путь. Этот путь даже не привлекал творческого внимания писателя.


В периоды петлюровщины и гетманщины М. прокламировал себя сторонником Пеглюры ("Лит-ый архив", кн. I — II, стр. 78). Ряд еще не опубликованных произведений писателя хранится в одном из музеев на Украине.



Библиография: I. Твори, 3 чч., Київ, 1903—1907; Твори, Ред. и вступ. статья та примітки Iв. Ткаченко, тт. I, II, V, ДВУ, Харків, 1928.


II. Петрob H., Очерки истории украинской литературы XIX ст., Киев, 1884; Огоновський О., История літератури руської, ч. 3, вып. II, Львів, 1893; Стешенко І., Панас Мирний, "Літературно-науковий вістник", 1914, кн. VII — VIII. Рецензии: Бойко В., "Критика", 1928, II; Пилипчук Д., Характерний зразок суб´эктивної соціології, "Літературна газета", 1929, № 12; Рудинська Е., Листи Василя Горленка до Панаса Мирного, 1883—1905, Київ, 1928 (Укр. акад. наук, "Збірник іст. філ. від."); Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, Харків, 1929.


И. Т.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008