Миро

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МИРО
   • Myro,
         см. ?????, Мойро.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Миро
благовоние, масло, в котором содержится большое количество ароматических веществ. Его освящают особым чином на литургии в Великий четверг. Делать это имеет право только архиерей, а Русской православной церкви – патриарх.

Источник: Православная энциклопедия.

Миро
благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ и освященное особым образом в четверг Страстной седмицы на литургии. Освящение М. совершает архиерей – глава Поместной Церкви (в РПЦ – патриарх). Вне таинства миропомазания М. употребляется в исключительных случаях (главным образом при освящении храма, когда М. помазуется престол, на котором будет совершаться таинство Евхаристии, а также стены храма). Сосуд со святым М. (мирница) может находиться на престоле, но если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с М. устанавливаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Источник: Краткий православный словарь.

МИРО
благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное в Великий Четверг на литургии. Приготовление и освящение мира совершает глава Поместной Православной Церкви (в
Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси) один раз в четыре года. Мироварение – священнодействие, которое совершают в мироваренной палате при непрерывном чтении Евангелия. В состав мира специально подбирают масло, вино, благовонные травы и ароматические вещества. Вне Таинства Миропомазания миро употребляется в исключительных случаях (главным образом при освящении храма, когда миром помазуется престол, на котором будет совершаться Таинство Евхаристии, а также стены храма).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Миро
, Хоан (Miro, Joan) 1893, Барселона — 1983, Пальма-де-Мальорка. Испанский художник. В 1907—1910 учился в Академии художеств Барселоны ("Ла Лонха") у пейзажиста М. Ургелла Инглада и профессора прикладных и декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями "Группу Курбе", противостоящую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913—1917 наиболее ярко проявились фовистские влияния: плотно сомкнутые формы переливаются радужными цветами, стилизованный рисунок переходит в орнаментику параллельных, волнистых и зигзагообразных полос (Прадес, деревня, 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Сиурана, тропа, 1917, Париж, частное собрание; Портрет Э. С. Рикарта, 1917, Чикаго, частное собрание). С 1918 в творчестве Миро начинается период "поэтического реализма". В пейзажах, написанных в Монтройге, где художник проводил на ферме родителей летние месяцы, глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями (Огород с ослом, 1918, Стокгольм, Музей современного искусства; Колея, 1918, Нью-Йорк, частное собрание). В 1921 Миро переехал в Париж. В 1921—1922 была создана Ферма (Вашингтон, Нац. галерея искусств) — высшее достижение "поэтического реализма" Миро. В формат картины вписан целый космос, необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой "переднего плана", за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, ежесекундно творящих мириады мельчайших биоформ. Две последующие картины, созданные в 1923—1924 — Вспаханное поле (Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и Каталонский пейзаж (Охотник; Нью-Йорк, Музей современного искусства), — свидетельствуют о стремительной эволюции Миро от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы начертательной графики. Художник сводит воедино зрительные образы и идеальные представления, возникающие в сознании под воздействием идеографических знаков. В 1924, в год выхода Манифеста сюрреализма, Миро сблизился с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина — Карнавал Арлекина (1924—1925, Буффало, художественная галерея Олбрайт-Нокс). Играющая фантазия Миро изобретает популяцию бескостных, текучих, невесомых существ, произвольно меняющих свою форму и положение в пространстве. Фигуры и предметы, каждый из которых имеет реальный прототип, уподобляются колышущимся цветным теням. Во 2-й пол. 1920-х сложился словарь устойчивых идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие коммуникацию между разными сферами: порхающая в воздухе птица, стремительно бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия — глаз и ухо, человеческая фигура с огромными стопами, прилипшими к земле, и головой, проецирующейся на фон неба (Персонаж, бросающий камень в птицу, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Собака, лающая на луну, 1926, Филадельфия, Музей искусства; Пейзаж с кроликом, 1927, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В 1930-х художник, экспериментируя с самыми различными материалами, все больше удалялся от натуры. В 1932—1936 он создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из каталогов иллюстрации, изображавшие технические детали, узлы механизмов, в живописных композициях превращались в мягко очерченные формы, напоминающие органы животных, человеческие конечности, эмбриональные зачатки (Живопись, 1933, Барселона, фонд Х. Миро; Композиция, 1933, Берн, Художественный музей; Живопись, 1933, Прага, Нац. галерея). В "картинах-поэмах" Миро извивающиеся, петляющие по холсту надписи произрастают из линий рисунка, являя потаенное родство слова и образа (Ласточка-любовь, 1934, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1937 для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже Миро создал крупномасштабное панно Жнец, изображающее каталонского крестьянина с серпом (ныне утрачено). Одно из наиболее значительных произведений этого времени — Натюрморт со старым башмаком (1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Обыденные вещи — бутылка, хлеб, яблоко с вонзившейся в него вилкой, стоптанный ботинок — испускают ирреальное радужное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии. В 1940, находясь в Варанжвиле (Нормандия), Миро приступил к серии гуашей Созвездия, работу над которой он продолжил затем в Монтройге и Барселоне. Эти 23 листа стали одним из высших достижений его творчества. Звезды, лунные серпы, диски, глаза, птицы и животные, человеческие фигуры, неопределенные эмбриональные формы то собираются в плотные скопления, то оставляют разреженные участки. Серия, созданная, по признанию художника, под впечатлением ночи, звезд, музыки Баха и Моцарта, вызывает множество поэтических ассоциаций (Письмена и звезды, влюбленные в женщину, 1941, Чикаго, Институт искусств; Полуночная песнь соловья и утренний дождь, 1940, Нью-Йорк, галерея Перлз; Пробуждение на рассвете, 1941, Нью-Йорк, частное собрание). С 1944 Миро всерьез занялся скульптурой и керамикой (в сотрудничестве с керамистом Льоренсом Артигасом). Скульптура Миро весьма разнообразна как по техникам, так и по приемам исполнения. Он работал в бронзе и керамике, ориентируясь на народную глиняную игрушку, архаическую пластику, причудливые творения природы (Женщина-насекомое, 1968; Персонаж, 1970; Созвездие, 1971, все — частное собрание). Поверхности таких скульптур отличаются богатой фактурной проработкой, сложными переливами оттенков тонированной бронзы, расписной терракоты, майолики. В скульптурных ассамблажах, где проникнутые веселым юмором фигуры смонтированы из обломков разнородных вещей и ярко раскрашены, Миро сближается с направлением поп-арта (Женщина и птица, Барселона; Его величество, 1967—1968; Улетающая девушка, 1968, обе — частное собрание). В 1940—1970-х художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947, находясь в США, он исполнил крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 поселился в Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом выполнил заказ на оформление двух стен комплекса ЮНЕСКО в Париже (1956—1958). Большие керамические композиции, в одной из которых доминирует красный овал солнца, а в другой — лунный серп, составляют яркий контраст к серому бетону зданий. В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960—1961), здание Высшей школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильон на всемирной выставке в Осака (1970) и др. В станковой живописи 1950—1970-х преобладают крупные обобщенные формы. В этот период художник ориентируется на первобытное искусство и детский рисунок (Женщина перед солнцем, 1950, частное собрание; Каталонский крестьянин при свете луны, 1968, Барселона, фонд Х. Миро). В триптихе Синее (1961, Париж, Нац. музей современного искусства) исключительный лаконизм сочетается с энергией поэтического выражения. В 1975 в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.
Лит.: Диль Г. Миро. М., 1995; Joan Miro, Selected Writings & Interviews / Ed. by M. Rowell. London, 1987; Dupin J. Joan Miro. Life and Work. New York, 1960; Penrose R. Miro. London, 1970.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Морские перевозки и их роль в снабжении русской армии стратегическими материалами в годы Первой миро

Виноградов П. В.
Известно, что в начале 1915 г. русскую армию поразил глубокий кризис в снабжении оружием, боеприпасами и другими видами военного имущества.
Читать PDF
0.00 байт

«Зона молчания» не хочет больше молчать (португальские колонии в Африке в период и после второй миро

Xaзahob A. M.
В статье на основе документов содержатся факты о движении в Португальских колониях в Африке в поддержку войск антигитлеровской коалиции.
Читать PDF
0.00 байт

Расколдованная война как редактор теории: политические произведения Макса Вебера периода Первой миро

Рахманов Азат Борисович
The author considers political works of M. Weber of the period of World War I. Analysis of events of war represents the big interest for understanding its political and scientific ideas.
Читать PDF
0.00 байт

Англо-советские отношения во внешнеполитических концепциях британских лейбористов в годы второй миро

Портнягин Дмитрий Игоревич
В статье рассматриваются основные подходы в лейбористской партии к опыту социалистического строительства в СССР.
Читать PDF
0.00 байт

Праздничный дискурс народной письменности военного времени (на материале фронтовых писем второй миро

Николаев О. Р.
There an attempt has been made to do the discourse analysis of epistolary texts dated to the wartime in aspect of their «festive» subjects.
Читать PDF
0.00 байт

Благотворительная деятельность русской православной церкви в Оренбургской епархии в годы Первой миро

Овсейко Владимир Павлович
В статье проанализированы основные направления благотворительной деятельности Русской православной церкви в годы Первой мировой войны на территории Оренбургской епархии.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 02. 023. Пас М. Э. Стратегия, безопасность и шпионы: Мексика и США как союзники во второй миро

Валюженич А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Функционализм против федерализма: интеграционные проекты британских лейбористов в период Второй миро

Сагалова Александра Львовна
В статье исследуется имевший место в 1940-е годы процесс перехода лейбористской партии Великобритании к новой парадигме в теории международной организации.
Читать PDF
0.00 байт

Отношение российской социал-демократии к решению «Проклятого ирландского вопроса» в годы Первой миро

Костяев Эдуард Валентинович
В статье исследуется крайне актуальный в условиях современной политической жизни Западной Европы вопрос о возможности обретения государственной независимости составных частей какой-либо империи от своей метрополии.
Читать PDF
0.00 байт

Нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России в годы первой миро

Головин Александр Юрьевич, Ковалев Сергей Николаевич
Рассмотрено нормативное регулирование продовольственного обеспечения армии и населения России, методы государственного регулирования аграрной экономики России в годы первой мировой войны.
Читать PDF
0.00 байт

Изменения в штате общей полиции Витебской и Минской губерний Российской империи в период Первой миро

Киселёв Александр Александрович
В годы Первой мировой войны милитаризация общества и усиление роли государства стали общей тенденцией развития в воюющих государствах. Это привело к резкому росту обязанностей общей полиции, особенно в прифронтовых губерниях.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые проблемы медицинского обеспечения этнических формирований русской армии в годы Первой миро

Подпрятов Николай Вячеславович, Поперечная Анастасия Дмитриевна
В статье описываются отдельные аспекты организации медицинского обеспечения этнических воинских формирований в годы Первой мировой войны, рассматриваются проблемы комплектования этнических частей штатными медицинскими кадрами, пок
Читать PDF
0.00 байт

Россия и страны Запада в системе международных отношений в начале ХХ века: к предыстории первой миро

Гелла Т.Н.
Статья посвящена проблемам разработки правящими кругами России и западных стран внешнеполити- ческих курсов в контексте изменения геополитической ситуации в начале XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Научно-технический потенциал Западной Сибири в деле оказания помощи фронту и тылу в годы Первой миро

Ерёмин Игорь Александрович
Рассматривается проблема привлечения научнотехнического потенциала Западной Сибири в деле оказания помощи фронту и тылу в годы Первой мировой войны.
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол как историографическое явление: русский крестьянин и его хозяйство в период Первой миро

Ланской Григорий Николаевич
В статье исследуется значение круглых столов для развития современной исторической науки. В качестве примера изучается состоявшийся в апреле 2014 г. Международный круглый стол «Русское крестьянство и Первая мировая война».

Похожие термины: