МИРОН

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИРОН
   • Myron,
         см. Sculptores, Скульпторы, 4.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Мирон
(гр. Myron, V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор, работал в бронзе. Представитель искусства ранней классики. Является создателем скульптуры диска («Дискобол») и группы «Афина и Марсии» (сохранились в копиях).  

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Мирон

сотр. "Киевской старины" 1880—90 гг.


{Венгеров}





Мирон


игумен черепов. Воскр. м., 1731—43 г.



Дополнение: Мирон, 1722—1731 г. игумен Преобр. пензенск. мон.; в череповецк. Воскресенск. мон. был игуменом с 12 марта 1731 г. по 1736 г. (кажется одно лицо с Мироном, иг. Тропск. никол. мон., см.).


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Мирон
(Myron), др.-греч. скулыпор (5 в. до н. э.) род. в Элевтерах (Аттика); работал в бронзе. Умел подмечать кульминационные моменты в движении; создал ряд скулыпур для храмов в Афинах, Олимпии и Дельфах. Является создателем скульптуры, запечатлевшей бросок диска («Дискобол»), и группы «Афина и Марсий». Судя по вошедшим в «Палатинскую антологию» 30 эпиграммам, посвящ. созданной им статуе коровы, гтроизведения М. славились своей жизненностью.

Источник: Словарь античности. 1989

МИРОН
великий др.-греч. скульптор аттич. школы периода ранней классики (2-я четв. и сер. 5 в. до н.э.). Род. в Элевферах в Беотии; работал в Афинах. М. прославился статуями атлетов — победителей на состязаниях. Наиболее популяр. в Др. Греции статуя бегуна Ладаса, воспетая в греч. эпиграммах, не сохран. Статуя метателя диска — «Дискобол» — дошла в рим. мраморных копиях. В стоявшей на афинском Акрополе скульпт. группе «Афина и Марсий» М. изобразил богиню Афину, защитницу Афинского госуд., отбросившей флейту и проклявшей того, кто ее возьмет, и сатира Марсия, устремивш. к флейте. Судя по лит. источ., М. был крупным анималистом. М. приписы-вают неск. портретных скульптур. Он был также создателем кубков с рельефными изображ. Работал М. гл. обр. в бронзе.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МИРОН
(V в. до н.э.) — знаменитый древнегреческий скульптор, уроженец города Элевтеры (полис Аттика). Является автором ряда скульптур для храмов в Афинах, Олимпии и Дельфах. Широкую известность получил благодаря скульптуре «Дискобол» и скульптур-ной группе «Афина и Марсий». Изучив анатомию человека, Мирон смог точно передать технику движения. В скульптуре «Дискобол» ему удалось запечатлеть взмах руки перед броском диска, когда вся тяжесть тела направлена на правую ногу, а левая рука удерживает фигуру в равновесии. Скульптор создает образ прекрасного и совершенного человека, доблестного гражданина древне-греческого полиса. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий» украшала Афинский акрополь. Используя прием контраста, Мирон противопоставляет юную Афину грубому и необузданному силену Марсию, наде-лив его свойственным этой характеристике резким и напряженным движением.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МИРОН
myrхn), древнегреческий скульптор 5 в. до н. э. Родился в Элевтерах (Аттика). Время его деятельности определяется приблизительно сер. 5 в., временем побед трех атлетов, чьи статуи Мирон изваял в 456, 448 и 444 гг. до н. э. Скульптор отливал статуи главным образом в бронзе, но ни одно из его произведений не сохранилось; они известны по свидетельству античных авторов и древним римским копиям.
Самое прославленное творение Мирона – статуя «Дискобол» («Метатель диска»). Замысел скульптуры был необычайно дерзким для своего времени: фигура атлета впервые предстала в движении, с торсом, наклоненным вперед, в момент наивысшего напряжения физических сил перед решающим броском. На афинскомАкрополе стояла скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий» (ок. 450 г. до н. э.). Каждая из фигур находилась на своем собственном постаменте, взаимодействуя с другой по принципу контраста. Прекрасная богиня Афина гордо удаляется, бросив на землю изобретенный и проклятый ею музыкальный инструмент – флейту. Фигура сатира Марсия, который, согласно мифу, пренебрег проклятием и подобрал флейту, напротив, пронизана неуверенным движением, а его уродливое лицо искажено страхом.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Мирон
греч. Myron)
(сер. V в. до н.э.)
   известнейший скульптор Эллады, мастер литья из бронзы, непревзойденно передававший в своих скульптурах движение человеческих тел; сохранились римские копии его «Дискобола» и «Афины и Марсия».
   Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческий скульптор, родился в Аттике. Создал бронзовые скульптуры для храмов в Афинах, Дельфах. Автор скульптуры "Дискобол", группы "Афина и Марсий". Особенно восхищала современников жизненность в изображении коровы, которой посвящено около тридцати эпиграмм, например:
Если бы не изваял мои ноги Мирон из камня,
Я б средь коров других, верно, паслась на лугу.

Антипатр
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(2-я четв. V в. до н.э.)
   др.-гр. скульптор, происх. из Элевфер (на границе Аттики и Беотии), ученик Агелада и соперник Пифагора Регийского. Копии двух его знаменитых произв. опознаны сейчас в дошедших статуях - «Дискобол» (по детальному описанию Лукиана), выдававший «новизну и сложность», и «Афина и Марсий» (по описаниям Плиния Старшего и Павсания). В Антологии палатинской имеется эпиграмма на статую Олимп, бегуна Лада, изваянную М. Др. его произв. известны только по их упоминаниям у древ, авторов. Кроме того, ряд произв., дошедших в копиях, связывают с М. совр. ученые. Величайшую славу в древности имела бронзовая телка М., стоявшая на афинском Акрополе. Дошло более 30 эпиграмм, восхвалявших ее жизнеподобие: люди и животные принимают ее за наст., готовую замычать. По оценке Плиния Ст., М. был первым, кто наделил искусство жизнеподобием (дословно: «умножил правду»).
   Лит.: Акимова Л. И. Место Мирона в искусстве V в. до н. э. // Проблемы всеобщей истории. М., 1974; Соколов Г. И. Мирон и Поликлет. М., 1961
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МИРОН
V век до н. э.) Древние писатели часто упоминают имя автора «Дискобола» — Мирона и, рассказывая о его статуях, ставят его в ряду лучших скульпторов V века до нашей эры. Даты рождения и смерти великого мастера, работавшего во второй четверти V века до нашей эры, не удалось определить точно. Местом рождения скульптора Плиний называет Элевферы — небольшой городок на границе двух областей Древней Греции — Аттики и Беотии. Но уже у Павсания Мирон выступает как афинянин. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина, что считалось тогда большой честью. Отец Мирона, по-видимому, не был причастен к искусству. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада — крупного скульптора южной Греции, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Получая заказы от многих городов и областей Греции, Мирон создал большое количество статуй богов и героев. Славился Мирон и как ювелир. Некоторые древние авторы сообщают об изготовленных им серебряных сосудах. Произведениями Мирона был украшен город его учителя — Аргос. Для острова Эгины Мирон сделал изображение богини Гекаты, для острова Самос — колоссальные фигуры Зевса, Афины и Геракла на одном постаменте. Эта группа настолько понравилась римскому полководцу Антонию, что он увез ее в Александрию, и лишь император Август вернул острову статуи Афины и Геракла, оставив Александрии изображение Зевса. Плиний и Цицерон сообщают о мироновских статуях Аполлона в городе Эфесе и в святилище бога врачевания Асклепия в сицилийском городе Акраганте. Для беотийского города Орхомена Мирон исполнил статую бога Диониса. Работал Мирон и над образами прославленных мифологических героев Геракла и Персея. Статуя последнего стояла на Афинском акрополе. Скульптор обращался и к изображению животных. Однако сегодня с уверенностью можно говорить лишь о двух произведениях Мирона, широко известных в древности: скульптурной группе «Афина и Марсий» и статуе юноши, мечущего диск, — «Дискобол». Как пишет Г. И. Соколов: «Мирон обратился к мифу о том, как Афина изобрела, а затем прокляла флейту, искажавшую при игре ее лицо, но взятую потом силеном Марсием. Иногда видят в статуях Афины и Марсия насмешку над любившими флейту беотийцами. Но в этом лишь часть смысла изваяния, как и мифологический сюжет — только одна из сторон его содержания. Сущность произведения Мирона — превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, светлое начало, и Марсия — неуравновешенного, дикого, темного — намеренно контрастны. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий кажется падающим навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося, испуганного силена. Гармоническое светотеневое решение в статуе Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь силена, но Мирон не показал ее, изобразив лишь завязку событий… …Движение здесь представлено более сложным, нежели в „Дискоболе“. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы». Около 470 года Мирон отлил самую знаменитую из всех статуй атлетов. «Дискобол» дошел до наших дней в нескольких различных по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности. Принято считать, что в этой статуе изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан. Однако у римского писателя Филострата Старшего, повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя «Дискобола» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом». Дискобол показан обнаженным, так как на олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности, бронза обладала еще одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу. К сожалению, большая часть дошедших до нас римских копий — мраморные, а не бронзовые. Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Еще скульпторы архаического периода иногда изображали дискоболов, но созданные ими в статуях или рельефах образы были скованными и застывшими. Спокойные юноши со слегка выдвинутой вперед левой ногой стояли в традиционной позе героя-победителя. Без соответствующей подписи или предмета (диска), указывающего вид состязаний, нельзя было узнать, бегун ли изображен, борец, дискобол или метатель копья. Попытки создать статуи атлетов, мечущих диск, можно встретить и у скульпторов-предшественников, но главной особенностью таких изваяний обычно была напряженность. Большого труда стоило им добиться в них подвижности и естественности. Мирон, впервые показавший дискобола прямо на состязании — в момент замаха, оставил далеко позади не только архаических скульпторов, но превзошел и своих учителей — в свободном, артистически легком изображении напряженной фигуры. Можно заметить, что статуя предназначена для восприятия предпочтительно с той стороны, откуда виден широкий размах сильных и напряженных рук. Упругие линии контура будто прочерчены искусной рукой. Такую выразительность контурной линии можно встретить и в древнегреческих рисунках на краснофигурных вазах. Трудно назвать более подходящий сюжет для раскрытия темы движения и энергии, чем напряженный атлет перед броском диска. Изображение спокойной или очень подвижной фигуры не дало бы возможности скульптору показать согласованность сконцентрированной энергии и движения, как это сделано в «Дискоболе». Тема получила здесь особенно полное воплощение, развиваясь от затухающего движения замаха, через мгновенный покой к почти реально ощутимому готовящемуся броску. Сила дискобола подобна силе стальной пружины, силе туго натянутого лука. В следующее мгновение скрытая энергия атлета должна перейти в стремительный полет диска. Динамика образа получает разрядку, успокаивается круговыми плавными контурами рук. Огромное физическое напряжение сдержано и уравновешено гармонической композицией. Атлет кажется спокойным, так как открыто показаны лишь затухающее движение и покой, а потенциально накопленное, уже готовое возникнуть движение еще скрыто и не проявилось. Ход диска напоминает ход тяжелого маятника, исчерпавшего один вид энергии и накопившего другой, но сохраняющего на мгновение состояние покоя, предшествующее еще более энергичному обратному движению. Так в одной статуе одновременно живут движение и покой, напряжение и разрядка. В этом основа вечного импульса сил, наполняющих «Дискобола» и получающих разрешение лишь в сознании воспринимающего его зрителя. Глубокий обобщенный смысл статуи заключает в себе не только подтверждение победы определенного атлета на определенном состязании. Статуя воспринимается, как бронзовая поэма о совершенном, гармонично развитом, деятельном человеке. «Дискобол», как и другие произведения Мирона, тесно связан со своим временем. Каким бы энергичным и деятельным ни был показан Мироном атлет, в нем должен был выражаться величавый покой классики. В «Дискоболе» это достигается средствами композиции. Спокойным и будто неподвижным показано лицо юноши. Ни Мирон, ни его современники не ставили перед собой задач создания скульптурного портрета в таких статуях. Это были скорее памятники, прославляющие героя и город, пославший его на состязания. Напрасно искать в лице «Дискобола» индивидуальные портретные черты. Это идеально правильное лицо совмещает «олимпийское» спокойствие с величайшим напряжением сил. «Это — законченное чудо мужского телосложения: здесь тщательно исследованы все те движения мышц, — отмечает Вилл Дюрант, — сухожилий и костей, что вовлечены в действие тела; вот руки и туловище наклонены, чтобы придать броску наибольшую силу; лицо не искажено напряжением — на нем написано безмятежное сознание своих способностей; голова не тяжеловесна и не брутальна, но принадлежит человеку благородному и утонченному, который, снизойди он до этого, писал бы книги». Совершенные, развитые, прекрасные атлеты в момент наивысшего напряжения сил — вообще любимая тема Мирона. Жизненность этих памятников поражала современников. О статуе бегуна Лада — знаменитого атлета, умершего после одной из своих побед, античный поэт писал: Полон надежды бегун, на кончиках губ лишь дыханье Видно; втянувшись вовнутрь, полыми стали бока. Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню; Ветра быстрейший бегун, — чудо ты Мирона рук. Другое чудо скульптора — медная статуя коровы. По рассказам древних, она настолько походила на живую, что на нее садились слепни. Пастухи и быки также принимали ее за настоящую: Медная ты, но гляди к тебе плуг притащил землепашец, Сбрую и вожжи принес, телка — обманщица всех. Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве, Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид. Мирон занимал срединное положение между пелопоннесской и аттической школами. Он научился соединять пелопоннесскую мужественность с ионийской грацией. Его творчество отличалось от других школ тем, что он привнес в скульптуру движение. Мирон показал атлета не до или после состязания, но в мгновения самой борьбы. Вместе с тем он так мастерски осуществлял свой замысел в бронзе, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действии.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
683.27 кб

Мирон Приенский и поздняя спартанская илотия: к интерпретации FGrHist 106 f 1

Еремин Андрей Юрьевич
В статье предлагается интерпретация отрывка FGrHist 106 F 1 Мирона Приенского, в котором идет речь о спартанской практике отпуска на волю илотов.
Читать PDF
127.95 кб

Григоре уреке и Мирон Костин - летописцы xvii В. О молдавской идентичности

Бутучел Родика
В статье рассматриваются представления о началах народа молдаван в исторических произведениях XVII в.
Читать PDF
448.51 кб

Мирон Костин и его эпоха (1633–1691)

Советов Павел Васильевич
Творчество Мирона Костина неотделимо от эпохи османского владычества в Молдавии, губительного экономического упадка и массового разорения землевладельцев.
Читать PDF
300.26 кб

Д. Мирон. Литературный образ штетла

Душенко К. В.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Мирон, 1736—1739 г

    А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский РЕДАКЦИОННЫЙ КОМИТЕТ С. В. Бахрушин, А. Я. Вышинский, Е. А. Коровий, В. И. Лебедев, С. А. Лозовский, И. М. Майский, А. Ф. Миллер, И. И. Минц, А. М. Панкратова, А. В. Предтеченский, А.
  • Майзель , Мирон Абрам

    Kollektive Güter. Collective good Политико-экономическое понятие, обозначающее, что определенные блага не могут находиться лишь в частной собственности, т. е. посторонние лица не могут отторгаться от их потребл
  • Миронов, Мирон Абрам

    находится на северо-западе СССР, омывается Белым и Баренцевым морями, входит в Мурманскую область. Площадь-до 120 тыс. кв. км. Почти весь полуостров находится за Полярным кругом. На севере полуостров
  • Горчуков, Мирон Афиноген

    (УССР) - союзная республика СССР; вторая после РСФСР по количеству населения и хозяйственной мощи. Площадь-свыше 533 тыс. кв. км; население-38 млн. 960,2 тыс. (4/5-украинцы, остальные-русские, евреи, молдаван
  • ГОРЧУКОВ Мирон Афиногенович

    (OUNAIES, Ahmad Abd ar-Raouf). Чрезвычайный и Полномочный Посол Тунисской Республики в СССР (верительные грамоты вручил 2 апреля 1987 г.). Род. 25 января 1936 г. в г. Тунисе. Начальное образование получил в Тунисе, высш
  • Башковский, Мирон Игнатьевич

    воевода красноярский до 1700 г. {Половцов}
  • Черкасов, Иван Мирон

    1708 г., воев. в Енисейске. {Половцов}
  • Гольдовская, Рашель Мирон

    см. Хин, Р. М. {Венгеров}
  • Черепановы, Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович

    Ефим Алексеевич (1774 — 15 июня 1842) и Мирон Ефимович (1803 — 5 окт. 1849) — отец и сын, рус. механики-изобретатели. Крепостные заводчиков Демидовых. С 1822 Ефим Ч. работал гл. механиком всех Нижнетагильских з-до
  • ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич , Мирон Ефимович

    русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Черепанов и его жена - в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроитель
  • Вельяминов Мирон Андреевич

    Втот Вельяминов происходит от ордынского мурзы Чета . По одному из своих предков он должен называться, как и называется в родословных, Вельяминовым-Зерновым; но в официальных документах он называе
  • Баишев, Мирон Григорьевич

    полковник одного из первых регулярных полков в России (после 1700 г.); в 1692 г. стольник. Полк Баишева с 1704 г. стоял на Котлине; потом в Новегороде. {Половцов}
  • Киреев, Мирон Григорьевич

    воевода в Крапивне 1676—7 г. {Половцов}
  • Меньшиков, Мирон

    капельмейстер при Смольн. инстит., р. 1766, † 182?. {Половцов}
  • Никольский, Ник. Мирон

    соврем. драматург. {Венгеров}
  • ГАЙ Мирон Ильич

    (наст. фам. Штоклянд Марк Исаакович) (1898—1937). Сотрудник советских органов госбезопасности. Комиссар госбезопасности 2-го ранга. Еврей, родился в Виннице Подольской губернии (Украина). Образование ср
  • Полякин, Мирон Борисович

    Род. 1895, ум. 1941. Музыкант (скрипач), ученик Л. С. Ауэра. Преподавал в Ленинградской и Московской консерваториях (профессор с 1928 и 1936 гг. соответственно). Заслуженный деятель искусств России (1940).
  • Черномазов, Мирон Ефимович

    (литературный псевдоним Н. Лютеков; 1882—1917) — провокатор. В мае 1913 начал работать в "Правде", где скоро стал ночным выпускающим. 22 января 1914 удален по подозрению в провокации. В годы империалист
  • Рывкин, Мирон Давидович

    — писатель. Род. в 1869 г. в гор. Витебске, обучался в хедере, каз. евр. училище и Виленском учительском институте. Занимался педагогической деятельностью в еврейских школах. В русско-еврейской литера
  • Ефимов, Мирон Ефимович

    (род. 27.08.1915) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1942), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в составе 18 шап ВВС ЧФ, был командиром звена. К июлю 1942 г. совершил 112 бое