МИРОН

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИРОН
   • Myron,
         см. Sculptores, Скульпторы, 4.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Мирон
(гр. Myron, V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор, работал в бронзе. Представитель искусства ранней классики. Является создателем скульптуры диска («Дискобол») и группы «Афина и Марсии» (сохранились в копиях).  

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Мирон

сотр. "Киевской старины" 1880—90 гг.


{Венгеров}





Мирон


игумен черепов. Воскр. м., 1731—43 г.



Дополнение: Мирон, 1722—1731 г. игумен Преобр. пензенск. мон.; в череповецк. Воскресенск. мон. был игуменом с 12 марта 1731 г. по 1736 г. (кажется одно лицо с Мироном, иг. Тропск. никол. мон., см.).


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Мирон
(Myron), др.-греч. скулыпор (5 в. до н. э.) род. в Элевтерах (Аттика); работал в бронзе. Умел подмечать кульминационные моменты в движении; создал ряд скулыпур для храмов в Афинах, Олимпии и Дельфах. Является создателем скульптуры, запечатлевшей бросок диска («Дискобол»), и группы «Афина и Марсий». Судя по вошедшим в «Палатинскую антологию» 30 эпиграммам, посвящ. созданной им статуе коровы, гтроизведения М. славились своей жизненностью.

Источник: Словарь античности. 1989

МИРОН
великий др.-греч. скульптор аттич. школы периода ранней классики (2-я четв. и сер. 5 в. до н.э.). Род. в Элевферах в Беотии; работал в Афинах. М. прославился статуями атлетов — победителей на состязаниях. Наиболее популяр. в Др. Греции статуя бегуна Ладаса, воспетая в греч. эпиграммах, не сохран. Статуя метателя диска — «Дискобол» — дошла в рим. мраморных копиях. В стоявшей на афинском Акрополе скульпт. группе «Афина и Марсий» М. изобразил богиню Афину, защитницу Афинского госуд., отбросившей флейту и проклявшей того, кто ее возьмет, и сатира Марсия, устремивш. к флейте. Судя по лит. источ., М. был крупным анималистом. М. приписы-вают неск. портретных скульптур. Он был также создателем кубков с рельефными изображ. Работал М. гл. обр. в бронзе.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МИРОН
(V в. до н.э.) — знаменитый древнегреческий скульптор, уроженец города Элевтеры (полис Аттика). Является автором ряда скульптур для храмов в Афинах, Олимпии и Дельфах. Широкую известность получил благодаря скульптуре «Дискобол» и скульптур-ной группе «Афина и Марсий». Изучив анатомию человека, Мирон смог точно передать технику движения. В скульптуре «Дискобол» ему удалось запечатлеть взмах руки перед броском диска, когда вся тяжесть тела направлена на правую ногу, а левая рука удерживает фигуру в равновесии. Скульптор создает образ прекрасного и совершенного человека, доблестного гражданина древне-греческого полиса. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий» украшала Афинский акрополь. Используя прием контраста, Мирон противопоставляет юную Афину грубому и необузданному силену Марсию, наде-лив его свойственным этой характеристике резким и напряженным движением.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МИРОН
myrхn), древнегреческий скульптор 5 в. до н. э. Родился в Элевтерах (Аттика). Время его деятельности определяется приблизительно сер. 5 в., временем побед трех атлетов, чьи статуи Мирон изваял в 456, 448 и 444 гг. до н. э. Скульптор отливал статуи главным образом в бронзе, но ни одно из его произведений не сохранилось; они известны по свидетельству античных авторов и древним римским копиям.
Самое прославленное творение Мирона – статуя «Дискобол» («Метатель диска»). Замысел скульптуры был необычайно дерзким для своего времени: фигура атлета впервые предстала в движении, с торсом, наклоненным вперед, в момент наивысшего напряжения физических сил перед решающим броском. На афинскомАкрополе стояла скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий» (ок. 450 г. до н. э.). Каждая из фигур находилась на своем собственном постаменте, взаимодействуя с другой по принципу контраста. Прекрасная богиня Афина гордо удаляется, бросив на землю изобретенный и проклятый ею музыкальный инструмент – флейту. Фигура сатира Марсия, который, согласно мифу, пренебрег проклятием и подобрал флейту, напротив, пронизана неуверенным движением, а его уродливое лицо искажено страхом.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Мирон
греч. Myron)
(сер. V в. до н.э.)
   известнейший скульптор Эллады, мастер литья из бронзы, непревзойденно передававший в своих скульптурах движение человеческих тел; сохранились римские копии его «Дискобола» и «Афины и Марсия».
   Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческий скульптор, родился в Аттике. Создал бронзовые скульптуры для храмов в Афинах, Дельфах. Автор скульптуры "Дискобол", группы "Афина и Марсий". Особенно восхищала современников жизненность в изображении коровы, которой посвящено около тридцати эпиграмм, например:
Если бы не изваял мои ноги Мирон из камня,
Я б средь коров других, верно, паслась на лугу.

Антипатр
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(2-я четв. V в. до н.э.)
   др.-гр. скульптор, происх. из Элевфер (на границе Аттики и Беотии), ученик Агелада и соперник Пифагора Регийского. Копии двух его знаменитых произв. опознаны сейчас в дошедших статуях - «Дискобол» (по детальному описанию Лукиана), выдававший «новизну и сложность», и «Афина и Марсий» (по описаниям Плиния Старшего и Павсания). В Антологии палатинской имеется эпиграмма на статую Олимп, бегуна Лада, изваянную М. Др. его произв. известны только по их упоминаниям у древ, авторов. Кроме того, ряд произв., дошедших в копиях, связывают с М. совр. ученые. Величайшую славу в древности имела бронзовая телка М., стоявшая на афинском Акрополе. Дошло более 30 эпиграмм, восхвалявших ее жизнеподобие: люди и животные принимают ее за наст., готовую замычать. По оценке Плиния Ст., М. был первым, кто наделил искусство жизнеподобием (дословно: «умножил правду»).
   Лит.: Акимова Л. И. Место Мирона в искусстве V в. до н. э. // Проблемы всеобщей истории. М., 1974; Соколов Г. И. Мирон и Поликлет. М., 1961
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МИРОН
V век до н. э.) Древние писатели часто упоминают имя автора «Дискобола» — Мирона и, рассказывая о его статуях, ставят его в ряду лучших скульпторов V века до нашей эры. Даты рождения и смерти великого мастера, работавшего во второй четверти V века до нашей эры, не удалось определить точно. Местом рождения скульптора Плиний называет Элевферы — небольшой городок на границе двух областей Древней Греции — Аттики и Беотии. Но уже у Павсания Мирон выступает как афинянин. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина, что считалось тогда большой честью. Отец Мирона, по-видимому, не был причастен к искусству. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада — крупного скульптора южной Греции, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Получая заказы от многих городов и областей Греции, Мирон создал большое количество статуй богов и героев. Славился Мирон и как ювелир. Некоторые древние авторы сообщают об изготовленных им серебряных сосудах. Произведениями Мирона был украшен город его учителя — Аргос. Для острова Эгины Мирон сделал изображение богини Гекаты, для острова Самос — колоссальные фигуры Зевса, Афины и Геракла на одном постаменте. Эта группа настолько понравилась римскому полководцу Антонию, что он увез ее в Александрию, и лишь император Август вернул острову статуи Афины и Геракла, оставив Александрии изображение Зевса. Плиний и Цицерон сообщают о мироновских статуях Аполлона в городе Эфесе и в святилище бога врачевания Асклепия в сицилийском городе Акраганте. Для беотийского города Орхомена Мирон исполнил статую бога Диониса. Работал Мирон и над образами прославленных мифологических героев Геракла и Персея. Статуя последнего стояла на Афинском акрополе. Скульптор обращался и к изображению животных. Однако сегодня с уверенностью можно говорить лишь о двух произведениях Мирона, широко известных в древности: скульптурной группе «Афина и Марсий» и статуе юноши, мечущего диск, — «Дискобол». Как пишет Г. И. Соколов: «Мирон обратился к мифу о том, как Афина изобрела, а затем прокляла флейту, искажавшую при игре ее лицо, но взятую потом силеном Марсием. Иногда видят в статуях Афины и Марсия насмешку над любившими флейту беотийцами. Но в этом лишь часть смысла изваяния, как и мифологический сюжет — только одна из сторон его содержания. Сущность произведения Мирона — превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, светлое начало, и Марсия — неуравновешенного, дикого, темного — намеренно контрастны. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий кажется падающим навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося, испуганного силена. Гармоническое светотеневое решение в статуе Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь силена, но Мирон не показал ее, изобразив лишь завязку событий… …Движение здесь представлено более сложным, нежели в „Дискоболе“. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы». Около 470 года Мирон отлил самую знаменитую из всех статуй атлетов. «Дискобол» дошел до наших дней в нескольких различных по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности. Принято считать, что в этой статуе изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан. Однако у римского писателя Филострата Старшего, повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя «Дискобола» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом». Дискобол показан обнаженным, так как на олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности, бронза обладала еще одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу. К сожалению, большая часть дошедших до нас римских копий — мраморные, а не бронзовые. Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Еще скульпторы архаического периода иногда изображали дискоболов, но созданные ими в статуях или рельефах образы были скованными и застывшими. Спокойные юноши со слегка выдвинутой вперед левой ногой стояли в традиционной позе героя-победителя. Без соответствующей подписи или предмета (диска), указывающего вид состязаний, нельзя было узнать, бегун ли изображен, борец, дискобол или метатель копья. Попытки создать статуи атлетов, мечущих диск, можно встретить и у скульпторов-предшественников, но главной особенностью таких изваяний обычно была напряженность. Большого труда стоило им добиться в них подвижности и естественности. Мирон, впервые показавший дискобола прямо на состязании — в момент замаха, оставил далеко позади не только архаических скульпторов, но превзошел и своих учителей — в свободном, артистически легком изображении напряженной фигуры. Можно заметить, что статуя предназначена для восприятия предпочтительно с той стороны, откуда виден широкий размах сильных и напряженных рук. Упругие линии контура будто прочерчены искусной рукой. Такую выразительность контурной линии можно встретить и в древнегреческих рисунках на краснофигурных вазах. Трудно назвать более подходящий сюжет для раскрытия темы движения и энергии, чем напряженный атлет перед броском диска. Изображение спокойной или очень подвижной фигуры не дало бы возможности скульптору показать согласованность сконцентрированной энергии и движения, как это сделано в «Дискоболе». Тема получила здесь особенно полное воплощение, развиваясь от затухающего движения замаха, через мгновенный покой к почти реально ощутимому готовящемуся броску. Сила дискобола подобна силе стальной пружины, силе туго натянутого лука. В следующее мгновение скрытая энергия атлета должна перейти в стремительный полет диска. Динамика образа получает разрядку, успокаивается круговыми плавными контурами рук. Огромное физическое напряжение сдержано и уравновешено гармонической композицией. Атлет кажется спокойным, так как открыто показаны лишь затухающее движение и покой, а потенциально накопленное, уже готовое возникнуть движение еще скрыто и не проявилось. Ход диска напоминает ход тяжелого маятника, исчерпавшего один вид энергии и накопившего другой, но сохраняющего на мгновение состояние покоя, предшествующее еще более энергичному обратному движению. Так в одной статуе одновременно живут движение и покой, напряжение и разрядка. В этом основа вечного импульса сил, наполняющих «Дискобола» и получающих разрешение лишь в сознании воспринимающего его зрителя. Глубокий обобщенный смысл статуи заключает в себе не только подтверждение победы определенного атлета на определенном состязании. Статуя воспринимается, как бронзовая поэма о совершенном, гармонично развитом, деятельном человеке. «Дискобол», как и другие произведения Мирона, тесно связан со своим временем. Каким бы энергичным и деятельным ни был показан Мироном атлет, в нем должен был выражаться величавый покой классики. В «Дискоболе» это достигается средствами композиции. Спокойным и будто неподвижным показано лицо юноши. Ни Мирон, ни его современники не ставили перед собой задач создания скульптурного портрета в таких статуях. Это были скорее памятники, прославляющие героя и город, пославший его на состязания. Напрасно искать в лице «Дискобола» индивидуальные портретные черты. Это идеально правильное лицо совмещает «олимпийское» спокойствие с величайшим напряжением сил. «Это — законченное чудо мужского телосложения: здесь тщательно исследованы все те движения мышц, — отмечает Вилл Дюрант, — сухожилий и костей, что вовлечены в действие тела; вот руки и туловище наклонены, чтобы придать броску наибольшую силу; лицо не искажено напряжением — на нем написано безмятежное сознание своих способностей; голова не тяжеловесна и не брутальна, но принадлежит человеку благородному и утонченному, который, снизойди он до этого, писал бы книги». Совершенные, развитые, прекрасные атлеты в момент наивысшего напряжения сил — вообще любимая тема Мирона. Жизненность этих памятников поражала современников. О статуе бегуна Лада — знаменитого атлета, умершего после одной из своих побед, античный поэт писал: Полон надежды бегун, на кончиках губ лишь дыханье Видно; втянувшись вовнутрь, полыми стали бока. Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню; Ветра быстрейший бегун, — чудо ты Мирона рук. Другое чудо скульптора — медная статуя коровы. По рассказам древних, она настолько походила на живую, что на нее садились слепни. Пастухи и быки также принимали ее за настоящую: Медная ты, но гляди к тебе плуг притащил землепашец, Сбрую и вожжи принес, телка — обманщица всех. Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве, Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид. Мирон занимал срединное положение между пелопоннесской и аттической школами. Он научился соединять пелопоннесскую мужественность с ионийской грацией. Его творчество отличалось от других школ тем, что он привнес в скульптуру движение. Мирон показал атлета не до или после состязания, но в мгновения самой борьбы. Вместе с тем он так мастерски осуществлял свой замысел в бронзе, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действии.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Мирон Приенский и поздняя спартанская илотия: к интерпретации FGrHist 106 f 1

Еремин Андрей Юрьевич
В статье предлагается интерпретация отрывка FGrHist 106 F 1 Мирона Приенского, в котором идет речь о спартанской практике отпуска на волю илотов.
Читать PDF

Григоре уреке и Мирон Костин - летописцы xvii В. О молдавской идентичности

Бутучел Родика
В статье рассматриваются представления о началах народа молдаван в исторических произведениях XVII в.
Читать PDF

Мирон Костин и его эпоха (1633–1691)

Советов Павел Васильевич
Творчество Мирона Костина неотделимо от эпохи османского владычества в Молдавии, губительного экономического упадка и массового разорения землевладельцев.
Читать PDF

Д. Мирон. Литературный образ штетла

Душенко К. В.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Мирон, 1736—1739 г

    игумен Тропского Николаевского мон., с 1739 г. 2 июля, вновь в череповецком Воскресенском мон. {Половцов}
  • Майзель , Мирон Абрам

    виленский журналист и драматург, р. 1861, † 1899 в Вильне. {Венгеров}
  • Миронов, Мирон Абрам

    см. Майзель, М. А. {Венгеров}
  • Горчуков, Мирон Афиноген

    сост. курса русск. этимолог., преподават. новочеркасск. гимн. (1912). {Венгеров}
  • ГОРЧУКОВ Мирон Афиногенович

    дон.) - род. 28 августа 1873 г., ст. Кочетов-ской; педагог и общественный деятель. Происходил из небогатой семьи и с малых лет обнаруживал живость характера и исключительные способности в науках. Пройдя
  • Черепановы, Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович

    Ефим Алексеевич (1774 — 15 июня 1842) и Мирон Ефимович (1803 — 5 окт. 1849) — отец и сын, рус. механики-изобретатели. Крепостные заводчиков Демидовых. С 1822 Ефим Ч. работал гл. механиком всех Нижнетагильских з-до
  • Башковский, Мирон Игнатьевич

    воевода красноярский до 1700 г. {Половцов}
  • Черкасов, Иван Мирон

    1708 г., воев. в Енисейске. {Половцов}
  • Гольдовская, Рашель Мирон

    см. Хин, Р. М. {Венгеров}
  • ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич , Мирон Ефимович

    русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Черепанов и его жена - в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроитель
  • Вельяминов Мирон Андреевич

    Втот Вельяминов происходит от ордынского мурзы Чета . По одному из своих предков он должен называться, как и называется в родословных, Вельяминовым-Зерновым; но в официальных документах он называе
  • Баишев, Мирон Григорьевич

    полковник одного из первых регулярных полков в России (после 1700 г.); в 1692 г. стольник. Полк Баишева с 1704 г. стоял на Котлине; потом в Новегороде. {Половцов}
  • Полякин, Мирон Борисович

    Род. 1895, ум. 1941. Музыкант (скрипач), ученик Л. С. Ауэра. Преподавал в Ленинградской и Московской консерваториях (профессор с 1928 и 1936 гг. соответственно). Заслуженный деятель искусств России (1940).
  • Черномазов, Мирон Ефимович

    (литературный псевдоним Н. Лютеков; 1882—1917) — провокатор. В мае 1913 начал работать в "Правде", где скоро стал ночным выпускающим. 22 января 1914 удален по подозрению в провокации. В годы империалист
  • Киреев, Мирон Григорьевич

    воевода в Крапивне 1676—7 г. {Половцов}
  • Меньшиков, Мирон

    капельмейстер при Смольн. инстит., р. 1766, † 182?. {Половцов}
  • Никольский, Ник. Мирон

    соврем. драматург. {Венгеров}
  • Рывкин, Мирон Давидович

    — писатель. Род. в 1869 г. в гор. Витебске, обучался в хедере, каз. евр. училище и Виленском учительском институте. Занимался педагогической деятельностью в еврейских школах. В русско-еврейской литера
  • Ефимов, Мирон Ефимович

    (род. 27.08.1915) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1942), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в составе 18 шап ВВС ЧФ, был командиром звена. К июлю 1942 г. совершил 112 бое
  • Коренев, Мирон Иванович

    (умер 27 июня 1896 г. в Твери) — преподаватель. 29 июня в Твери похоронили на кладбище женского монастыря скромного, но в высшей степени полезного деятеля и труженика, преподавателя математики Тверской