Мисаил, архиепископ рязанский

Найдено 1 определение
Мисаил, архиепископ рязанский

— архиепископ рязанский (1651—56), просветитель мордвы и татар. В Касимове крещены им два царевича; в Шацком и Тамбовском уездах крещено 4200 человек татар и мордвы; к православию присоединялись иногда целые селения. В 1656 г. М. отправился во второе миссионерское путешествие; на этот раз он встретил упорное противодействие со стороны мухаммедан и язычников, но с помощью гражданской власти успел обратить еще множество мордвы и татар; во время третьей поездки мордва убила М. стрелами около села Конобеева.


{Брокгауз}





Мисаил, архиепископ Рязанский


— святитель, архиепископ Рязанский и Муромский.


† 1655; память 9/22 апреля, 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых.


Родился в селе Грузине Новгородской епархии.


Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Был ризничим митрополита Новгородского. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона († 1681; впоследствии патриарх Московский и всея Руси), который указал на Мисаила как на достойного преемника почившему архиепископу Рязанскому.


13 апреля 1651 года он был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан архиепископа.


Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоконравственном.


Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил энергично боролся главным образом против народного повального пьянства и против религиозного индифферентизма, проявляющегося в крайней и массовой холодности к господствующей Церкви.


С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил выдающуюся неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и часто в праздники приглашал к себе в гости.


С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгонял их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну, силою постригал в монашество и отсылал в монастыри.


Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить христианскую Церковь.


Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по делу исправления церковных книг.


В 1654 году он испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более трехсот язычников приняли святое крещение.


Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4 тысячи 200 человек мордвы. В феврале 1655 года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Надо отметить, что все эти проповеди были сопряжены с большими опасностями. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился к этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя. Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий он мирно отошел ко Господу 9 апреля 1655 года, в четверг на Светлой седмице. По желанию святителя, он был погребен близ Чернеевского Николаевского монастыря у церкви святого Мины, в лесу.


В следующем же году по воле патриарха и царя тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор.


Труды:


Увещательная грамота к пастве.


Литература:


Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — Киев, 1895, с. 133. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 8, апрель, с. 48—51. Глубоковский Н. Н. Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский. Его жизнь и деятельность. — СПб., 1914, с. 278. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1411.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 415.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 36.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 767.


Исторический вестник. — СПб., 1889, октябрь, с. 109—121.


Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1905, № 16—17, с. 702; № 19, с. 797. Русский паломник. — 1905, № 18, с. 266—268. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 3, № 11, с. 407.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1572.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008