Миссионерство

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Миссионерство
деятельность по распространению определенных религиозных верований среди иноверцев и язычников. Наибольшее распространение получило в христианстве.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Миссионерство
деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. Наибольшее развитие получило в христианстве.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МИССИОНЕРСТВО
деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. Наибольшее развитие получило в христианстве, им занимались католические ордены иезуитов, францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев и др. Католическими миссионерами руководила основанная в 1622 г. Конгрегация пропаганды веры, переименованная в 1968 г. в Конгрегацию евангелизации народов. Миссионеры фактически монополизировали дело просвещения, медицинской помощи.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

миссионерство
хотя этого слова нет в Библии, оно, как и слово «религия» (см.), весьма часто употребляется в христианской практике. Миссионерская деятельность, «посланничество», как они понимаются многими христианами, особенно в экономически развитых и благополучных странах, не были поручены истинно верующим. Слова «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие...» (Мк 16.15), как и другие аналогичные слова Писания, были сказаны только Апостолам. И хотя Апостолы не все (1Кор 12.29), всем миссионерам эта роль очень нравится. Но миссионерство, особенно как специальная разъездная деятельность по «обращению душ», не является задачей верующих. Если Сам Отец не приведет кого-то ко Христу (Ин 6.44,65; 10.29; 17.6), этого не сделает никто, какой бы инструкцией он ни пользовался. Делать это за Бога, пусть даже по научно разработанной методике или специальной программе, есть опасное самоволие и самовозвеличение, чем так наполнен и чем так отличается этот мир. Во всем Новом Завете верующим нигде не дано такого поручения, но им поручено, заповедано, вменено в обязанность сохранять вполне статическую позицию (Мф 5.14-15), прославляя Спасителя своей жизнью (образом жизни) и своим трудом (для своего прокормления и ближних), а старейшинам (пресвитерам) и епископам (руководителям) общин-не метаться по свету (на чужой счет живя «великосветской» жизнью), а в своей среде учить, наставлять, исправлять, являя собой пример и работая своими собственными руками (Пс 21.23-24,26; 36.3; Ос 6.3,6; Мих 6.8; Зах 8.16; Мф 11.12; Ин 6.29; Иак 5.16; 1Пет 2.12; 3.15; 4.10; 2Пет 1.5-11; 3.17-18; Еф 4.28; Флп 1.29; 2.15-16; 4.9; Кол 4.2; 1Фес 4.1-12; 5.11-14; 2Фес 3.4; 1Тим 5.17; От 2.25; 3.11). (См. христианство, церковь)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Миссионерство
(от лат. missio поручение, посылка). Только при наличии универсальной мировой религии, не признающей других религиозных систем, могло возникнуть такое явление, как М. Поэтому хотя для мистериальных культов митраизма, манихейства, иудаизма было характерно стремление к распространению своего вероучения среди иноверцев, только в христианской религии была сформулирована четкая концепция М. Она восходит к апостолу Павлу, сумевшему отстоять свои взгляды в борьбе со сторонниками «иудеохристианства». М. в совр. понимании появилось только в 16 в. и было связано с деятельностью иезуитов. Мн. положения христианства в эпоху поздней античносги могли привлечь самые разные обществ, слои: признание равенства всех верующих, в т. ч. рабов и женщин, цельное религиозное мировоззрение, привлекательная для мн. идея искупительной миссии Иисуса Христа. Распространению этого вероучения по всей Римской империи с ее централизованной политико-административной структурой способствовали такие факторы, как латинизация местных языков, в значительной степени облегчившая общение между жителями провинций, налаженная система путей сообщения, наличие еврейских общин во всех крупных городах, наметившееся сглаживание культурных различий, проявившееся всеобщее стремление найти утешение в новой религии. Переход в христианство зачастую был сопряжен с немалым риском. Оно распространялось преим. среди низших слоев городского населения в М. Азии, Греции, Сирии, Сев. Африке, Египте и Италии. Насаждение христианства среди широких масс после объявления его единств, официальной религией путем прямого или косв. нажима со стороны государств. opганов привело к превращению христианской церкви в организацию, распространившую свое влияние на все сферы обществ, жизни.

Источник: Словарь античности. 1989

МИССИОНЕРСТВО
веропроповед. деятельность религ. орг-ций, имеющая цели распространения своего вероучения и обрядов среди последователей др. религий, борьбы с неверием. В Пенз. крае миссионерская деятельность начинается по мере освоения этой территории Рус. гос-вом. В 17 в. она связана с привлечением на воен. службу нерус. населения. В докум. неоднократно встречаются имена «новокрещенов» из мордвы и татар, принятых на воен. службу в насел. пунктах Пенз. края. В 30–60-х гг. 18 в. важное место в мис. деятельности занимает контора новокрещеных дел. В 1730-е гг. штат миссионеров состоял из 2 чел. во главе с архимандритом Алексием Раифским. С 1740 кол-во миссионеров было увеличено до 5 чел., во главе орг-ции был поставлен архимандрит Д. Сеченов. В спец. инструкции были предусмотрены как меры поощрения за принятие православия (раздача денег и одежды, налоговые льготы), так и меры принуждения к этому (увеличение налогового бремени, переселения в др. места и др.). Миссионеры разрушали языч. объекты почитания, оскверняли кладбища, сажали под арест сопротивлявшихся крещению, отбирали их имущество. Мордва д. Селище Керенск. у. жаловалась на священника В. Никифорова, к-рый за отказ принять христианство отобрал у крестьянина лошадь. Насильств. действия вызывали открытое сопротивление нерус. населения. В июне 1743 татары с. Решетина В.-Ломов. у. отказались дать советнику Ярцеву подписки о нежелании креститься, а за угрозу насильств. крещения обещали побить его «до смерти». Присоединение к православию использовалось и как мера наказания. Указом Сената 1502 жители неск. морд. сел Инсар. у. вместе с семьями были крещены за налоговые недоимки. Они должны были также построить за свой счет церковь и обеспечить ее необходимой утварью. В результате деятельности миссионеров все морд. население края было формально христианизировано, сохранив при этом свои языч. верования. Гораздо сложнее обстояло дело с присоединением к православию татар. Лишь незначит. их часть приняла крещение: по данным 1780 в Пенз. крае было 686 крещеных татар, что составляло 2,8% от общей числ. тат. населения. Наиб. известным из миссионеров, действовавших в уездах Пенз. края, был Тихон Цивильский. В 1764 контора новокрещеных дел упразднена. Вести работу среди оставшихся некрещеных стали спец. миссионеры- проповедники. Им было установлено гос. жалованье, а также выделялись средства на разъезды. В Пенз. епархии должность епарх. миссионера была учреждена в 1822. Осн. объектами миссионер. деятельности в крае в 19 в. становятся старообрядцы и последователи сект. В 80-х гг. 19 в. с миссионерскими целями учреждено Поимск., Николаевск. (1884) и Пенз. Иннокентиевское просветительское (1885) братство. Оно содержало миссионеров, производило доплаты к жалованью приходских священников, занимавшихся проповедничеством; обеспечивало миссионеров спец. лит-рой, создавало миссионерские б-ки и др. Был разработан проект противомусульм. миссии. В 1893 созданы 2 школы в дер. Рус. Шелдаис и дер. Яндовищи Инсар. у., предназнач. для работы среди крещеных татар, отпавших от православия. В 1904 открыт Пензенский ком-т Православного миссионерского об-ва. В 1908 в епархии был создан миссионерский совет. К кон. 1908 на миссионерском поприще в епархии трудились: 1 епарх. миссионер, 3 окружных миссионера и б. 70 приходских священников. С 1908 начали создаваться миссионерские кружки, имевшие целью «содействовать вразумлению заблудших и соединению их с православной церковью», а также заботиться о предупреждении «от всякого вредного влияния со стороны неверия и новых ложных учений». К кон. 1914 в епархии было 230 миссионерских кружков, 483 кружка ревнителей веры и благочестия, 100 сестрич. братств, учреждена «инородческая» миссия и назначен «инородческий» миссионер. После Окт. 1917 миссионерская деятельность в епархии была фактически прекращена. Только в нач. 90-х гг. 20 в. в условиях широкого распространения в области различных религ. течений при епарх. управлении был создан миссионерский комитет. Лит: Корольков К. Пензенская епархия в царствование императора Николая I //ПЕВ. 1896. № 7; Малов Е. О. О Новокрещенской конторе. Казань, 1878; Миссионерское обозрение. 1896. Т. 1. Отд. 1. Кн. 1; 1898. февраль, июль – август; 1913. Т. 2. № 5; 1915. Т. 2. № 8; ПЕВ. 1889. № 10; 1891. № 4, 11; 1893. № 1, 9; 1896. № 7–8; 1897. № 7; 1909. № 2, 3; 1910. № 14; 1913. № 10; 1917. № 4; Правила об устройстве внутренней миссии православной русской церкви. Харьков, 1913; Солдаткин М. Пенз. Некоторые вопросы социально-политического развития мордовского края в 18 в. //Труды Мордовского НИИ языка, литературы, истории и экономики. Саранск, 1982. ВыПенз. 66. А. Б. Никонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

МИССИОНЕРСТВО
от лат. missio - посылка, поручение) - форма деятельности религ. орг-ций и церквей, официально направленная на обращение инаковерующих; в действительности ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политич. целей классов или социальных групп (чаще всего - правящей верхушки), на службе у к-рых миссионеры фактически находятся. Наиболее широко развернули миссионерскую деятельность первоначально последователи буддизма, а позднее - христ. церковь. В 3 в. до н. э. др.-инд. царь Ашока посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал. С тех пор буддийское М. (осуществлявшееся нередко странствующими монахами) получило значит. распространение. Христ. миссионеры, после распространения христианства по всей Рим. империи и признания его императором Константином (313), по существу, служили делу укрепления внешнеполитич. и стратегич. позиций империи, обращая в христианство окружающие империю варварские племена. После распада Рим. империи (395) христ. М. стало средством распространения политич. влияния и экспансии папства, а также Византии и ряда феод. монархий Европы; насаждение христианства в католич. форме было идеологич. прикрытием нем. феод.-колон. наступления на В. (см. "Дранг нах Остен"). Миссионеры участвовали в крестовых походах (1096-1279), в ходе к-рых они помогали осуществлению политич. и торг. целей зап.-европ. феодалов и католич. церкви. М. заняло важное место в деятельности религ. орденов (францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Их проникновение в Китай относится к концу 13 - нач. 14 вв., в Индию - к 15 в., в Японию - к 16 в. Широкую миссионерскую деятельность вела рус. православная церковь (см. ниже Миссионерство в России).

После великих географич. открытий и создания исп. и португ. колониальных империй (15-16 вв.) расширилось поле миссионерской деятельности католич. церкви, активно помогавшей колонизаторам "осваивать" новые земли, особенно в Лат. Америке. Исп. и португ. короли предоставляли миссионерам всевозможные привилегии, направляли и контролировали их деятельность, к-рая сопровождалась массовым истреблением местного населения и уничтожением памятников его культуры. В 1622 папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры при Ватикане для руководства католич. М. Позже в ряде стран для содействия миссионерской деятельности были созданы католич. миссионерские об-ва.

В 17-18 вв., в связи с вступлением на путь колон. политики Нидерландов и Англии, стали расширять сферу миссионерской деятельности протестантские церкви этих стран. К концу 18 в. были учреждены многочисл. протестантские миссионерские об-ва. В нач. 19 в. возникают миссионерские орг-ции в США.

В последней трети 19 в. началась новая активизация миссионерской деятельности, связанная с борьбой колон. держав за раздел мира. Широко развернулась в это время деятельность миссионеров в Африке (впервые появившихся здесь еще в эпоху крестовых походов). Обострявшаяся в Африке (напр., в Буганде) борьба миссионеров-протестантов и католиков стала частью борьбы за колон. раздел "Черного континента". Колонизаторы передали миссионерам школьное дело в колониях. Просветит. деятельность миссионеров сводилась к сообщению учащимся (составлявшим ничтожную часть населения колоний) элементов начальной грамотности и воспитанию их в духе преклонения перед "ниспосланными богом" колонизаторами. Поддерживаемые колон. администрацией, субсидируемые правительств. органами и капиталистич. монополиями, миссионерские учреждения стали владельцами крупных капиталов и зем. богатств. После 2-й мировой войны, когда перед народами Африки, завоевавшими политич. независимость, открылись перспективы перехода на некапиталистич. путь развития, большое место в деятельности миссионеров заняла антикоммунистич. пропаганда. М. стало активным проводником политики неоколониализма.

Крах колон. системы, образование после окончания 2-й мировой войны независимых гос-в в Азии и Африке привели к кризису христ. М. Многолетние связи с колонизаторами дискредитировали христ. М. и способствовали росту антимиссионерских движений. Христ. миссионеры нередко высылаются из освободившихся стран за проимпериалистическую пропаганду и подрывную деятельность.

В Африке враждебное отношение нас. к христ. миссионерам создает благоприятные условия для активизации организованных там после 2-й мировой войны центров мусульм. пропаганды ("Исламский конгресс" в Каире, осн. в 1957, и др.).

В целях приспособления миссионерской деятельности к новым условиям католич. церковь приступила к пересмотру своих методов. Энцикликами пап Пия XII "Fidei Donum" (1957) и Иоанна XXIII "Princeps Pastorum" (1959), а также решениями 2-го ватиканского Вселенского церковного собора (1962-65) предусматривается создание в более широких масштабах церк. иерархии из местных жителей, включение в христ. культ местных религ. обрядов, культовых танцев, музыки, широкое использование радио и телевидения для миссионерской пропаганды и осуществление ряда др. мероприятий. В 1960 Иоанн XXIII возвел в кардиналы негритянского епископа из Танганьики; в 1965 Павел VI возвел в кардиналы епископа - уроженца Верхней Вольты; еще раньше, в 1953, Пий XII возвел в кардинальское достоинство инд. епископа.

В связи с ростом в совр. бурж. странах атеизма и индифферентного отношения к религии, церкви (католич. и протестантская) стали создавать различные учреждения для "внутренней миссии" с целью возвращения в лоно церкви отошедших от нее христиан. Одна из форм "внутренней миссии" - созданный во Франции во время 2-й мировой войны ин-т священников-рабочих, а также создаваемые во все большем числе учреждения т. н. светского апостолата, ставящие своей целью вовлечение мирян в активную церк. деятельность.

М. М. Шейнман. Москва.

Кризис М., вызванный распадом колон. системы, нашел отражение в огромном потоке лит-ры, центр. место в к-рой занимает проблема связи М. с колониализмом. В апологетич. лит-ре (напр., В. de Vaulx, Les missions, P., 1960; R. Delavignette, Christianisme et colonialisme, P., 1960; Histoire universelle des missions catholiques, t. 1, P., 1956; O. Niederberger, Kirche - Mission - Rasse, Beckeneid-Sch?nek, 1961; R. Sundkler, The Christian ministry in Africa, Uppsala, 1960; его же, Bantu-prophets in South Africa, L., 1961) делается попытка отрицать связь М. с колониализмом в настоящем, а иногда и в прошлом; вместе с тем в этих работах иногда подвергаются критике устаревшие методы миссионерской деятельности.

Подъем нац.-освободит. борьбы после 2-й мировой войны породил большое количество критич. лит-ры, раскрывающей колониалистскую сущность миссионерства. К ней относятся такие книги как М. К. Gandhi, Christian missions, 2 ed., Ahmedabad, (1957); Мустафа аль Халиди, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер. с араб., М., 1961, и др.

В марксистских (советских и зарубежных) исследованиях выявляется роль миссионерства как идеологич. оружия колониализма и неоколониализма. В работах Х. Лота "Колониализм под сутаной" (пер. с нем., М., 1962), И. Лаврецкого "Тень Ватикана над Латинской Америкой" (М., 1961), "Колонизаторы уходят - миссионеры остаются" (М., 1963), М. М. Шейнмана "Современный клерикализм" (М., 1964), Б. И. Шаревской "Старые и новые религии Тропической и Южной Африки" (М., 1964) и др. разоблачаются идеологич. ухищрения миссионеров, направленные на сохранение колон. порядков.

И. С. Борисова. Москва.

Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерус. народностей, борьбой с расколом (старообрядчеством) и сектантством, монастырской колонизацией. Уже в 14 в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (16 в.) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в 18 - 1-й пол. 19 вв. - среди народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и др. миссии, а на Сев. Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 реорганизована в Об-во восстановления православного христианства на Кавказе). В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское об-во, к-рое объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие тат. населения занималось с 1867 церк. братство св. Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в зап. губерниях России в кон. 19 в. вели 159 церк. братств. М. вне России осуществляли миссии: китайская (с 1714), японская (с 1862), корейская (с 1897), сев.-амер. и алеутская, превращенная в 1912 в амер. епархию; на Бл. Востоке - миссии в Палестине (с 1847) и в Иране - Урмийская (с 1897). Руководство М. осуществлялось Синодом, к-рый разрабатывал уставы миссионерских об-в, проводил всеросс. (с 1897 по 1917 было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды и т. п. Являясь одной из форм колониальной русификаторской политики царизма, М. поддерживалось полицейско-адм. мерами, вплоть до высылки в Сибирь лиц, упорствовавших в своих нац. верованиях, а также отклонившихся от офиц. православия - сектантов и старообрядцев.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Государственное законодательство России по конфессиональным вопросам и православное миссионерство в

Софронов Вячеслав Юрьевич
Рассмотрены особенности межнациональной политики в России в конце XVII начале XX в. в зависимости от конфессиональной принадлежности тех или иных народностей, входящих в состав Российской империи.
Читать PDF

Миссионерство в Уфимской губернии. 1865-1917 гг. Историография проблемы

Феклина Ольга Борисовна
Рассматриваются этапы изучения истории миссионерства в Уфимской губернии с момента ее возникновения в 1865 г. до революции 1917 г.
Читать PDF

Миссионерство и государственно-религиозные отношения в Туркестане

Болков И. Б.
Царское правительство широко использовало православие для расширения своего влияния на нехристианизированное население Российской Империи.
Читать PDF

Христианизация этнографических групп манси и православное миссионерство (конец xix – начало ХХ В. )

Беспокойный А. В.
В статье рассмотрены вопросы христианизации манси в свете эволюции религиозных ландшафтов Урала и Западной Сибири конца имперского периода.
Читать PDF

Русское государство и миссионерство православной церкви в Сибири xvii в

Пузанов Владимир Дмитриевич
В 1620 г. на востоке России была основана Сибирская епархия. В научной литературе отмечалось, что в Сибири XVII в. представители Православной Церкви не вели развернутой миссионерской деятельности среди народов края. Историк А.Ю.
Читать PDF

ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НА ЮГЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ТРЕ

Насонов Александр Александрович
В статье рассматриваются проблемы распространения христианского вероучения в контексте особенностей включения в состав России и культурного освоения территории Сибири.
Читать PDF

Геополитическое миссионерство и этноконфессионализм японской языковой картины мира

Гуревич Татьяна Михайловна
Рассматривается вопрос о языковой реализации геополитического миссионерства в условиях японского синто-буддийского синкретизма.
Читать PDF

Православное миссионерство в Монголии

Плеханова Анна Максимовна, Корниенко Николай Николаевич
В статье представлен анализ исторического опыта и современного состояния православного миссионерства в Монголии.
Читать PDF

Миссионерство и прозелитизм

Митько А.Е.
Важнейшим элементом миссиологических исследований является системнокатегориальный анализ базовой терминологии.
Читать PDF

Конфуцианский ритуал и православная этика: миссионерство как форма диалога культур

Поповкин Андрей Владимирович
В статье предпринята попытка дать ответ на вопросы, действительно ли конфуцианский ритуал является причиной «ущербности» понимания личности в китайской культуре?
Читать PDF

Миссионерская и просветительская деятельность Н.И. Ильминского в Вятской губернии

С. В. Мудролюбова
Читать PDF

Миссионерская деятельность русской православной церкви среди старообрядчества как предмет отечествен

Камзина Алина Джанаровна

Похожие термины:

  • Миссионерство христианское

    Миссионерство христианское (missionaries, Christian), деятельность представителей церк. орг-ций, направленная на распространение христианства. В нач. 19 в. в связи с ростом евангелических течений в рамках про
  • МИССИОНЕРСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ

    Христово посланничество, проповедь православного вероучения среди людей, не просвещенных светом Христа. Уже в XIV в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением
  • Миссионерская деятельность в отношении крещеных татар Вятской губ

    в кон. XIX – нач. ХХ в. Как и во всей империи, религиозному состоянию крещеных татар Вятской губ. уделялось пристальное внимание. При этом отмечалось, что те из них, кто открыто заявил в предшествующие
  • Микронезия миссионерская теократия

    (Missionary Theocracy in Micronesia) своеобр. полугос. образование, начало к-рому положило устройство амер. миссий на о-вах Кусаие и Понапе осенью 1852. Расширению сферы деятельности миссионеров способствовала пост
  • МИССИОНЕРСКИЕ КУРСЫ

    форма краткосрочной подготовки духовенства и мирян к миссионерской деятельности. На них приглашались священники, дьяконы и псаломщики приходов, в к-рых велась интенсивная миссионерская деятельн
  • Миссионерский хребет

    Missionary Ridge) см. Чаттануга.
  • Троицы при Миссионерском подворье церковь

    (уничтожена). В начале XX в. возникла потребность для создания Миссионерского подворья в Москве, куда могли бы приезжать священники, ведущие просветительскую деятельность среди различных народов