Миссионеры в Корее. Тонхак
Миссионеры в Корее. «Тонхак»
В начале XIX в. Корея стала привлекать внимание европейских колонизаторов. На первых порах дорогу им прокладывали миссионеры, распространявшие христианство среди корейского населения.
Христианская пропаганда развивалась в благоприятных для нее условиях. Еще в XVII-XVIII вв. оппозиционные элементы в Корее рассматривали христианство как удобное оружие для борьбы против официальной конфуцианской идеологии. Но в дальнейшем борьба против христианской пропаганды совпала с борьбой против проникавшего в страну влияния капиталистических государств.
С 30-х годов XIX в. у берегов Кореи все чаще стали появляться корабли западных держав (Англии, Франции и США). В 1831 г. римским папой было учреждено корейское епископство. За несколько лет своего существования оно обратило в католичество около 10 тыс. корейцев.
В 1839 г. правительство Кореи решило предпринять репрессивные меры против христиан и европейских миссионеров, как опасных людей для государства. Казнь некоторых миссионеров и корейских христиан послужила предлогом для отправки в 1847 г. в Корею французских военных кораблей. Однако посланные корабли сели на мель. Возвратив спасенных корейцами французских моряков, корейское правительство в то же время ответило категорическим отказом на требование иностранных держав установить торговые отношения и дать удовлетворение за казненных миссионеров.
По мере выявления роли миссионерских религиозных организаций как агентуры колонизаторов в корейском народе постепенно усиливалась оппозиция к проповедуемой ими христианской идеологии. Зародившееся в конце 50-х годов религиозное учение тонхак («восточное учение») стало открыто противопоставлять себя «западному учению», т. е. христианству, насаждаемому католическими миссионерами. Вместе с тем тонхак выступал также против официального конфуцианства и стремился к своеобразной религиозной реформации - созданию новой религии путем сочетания основных элементов религиозных учений буддизма, конфуцианства и даосизма.
Учение тонхак сразу же подверглось преследованиям со стороны властей. Его идеолог Цой Чже У был схвачен и казнен. Но деятельность его последователей продолжалась. Они стали приобретать влияние среди корейских крестьян, боровшихся против феодального гнета.
Угроза вторжения иностранных государств в Корею значительно возросла после того, как в 50-60-х годах капиталистические державы навязали Китаю и Японии кабальные договоры и получили возможность широкого проникновения в эти страны.