МИСТЕРИИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мистерии
(mysterion – таинство) – тайные культы древних религий, в которых участвовали только посвященные.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МИСТЕРИИ
так называли тайные религиозные обряды, широко распространенные в Древней Греции и Риме. Мистерии устраивались от имени государства или по заказу частных лиц, допускались к ним только посвященные, обязанные хранить увиденное в тайне. Вновь посвященным (неофитам) раскрывали мистический смысл мифов, поскольку обряды сводились к драматизированным представлениям священных сказаний. Мистерии совершались ночью и обычно сопровождались торжественным шествием, музыкой.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

МИСТЕРИИ
тайные культы древних религий, в которых участвовали только посвященные. Первые М. связаны с культами древневосточных божеств Осириса и Исиды, Таммуза, Алиса и Кибелы, Митры. В Древней Греции известны элевсинские, орфические, самофракийские М. Многие элементы М. были заимствованы христианством. Мистерией назывался также жанр средневекового западноевропейского театра. В представлениях М. на площадях городов религиозные сцены чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мистерии
греч. mysterion - тайна, таинство)
   тайные священнодействия в Греции и Риме, совершались как часть гос. культов или же как обряд религиозных обществ и частных лиц. К участию в них допускались лишь посвященные, т. наз. мисты. Наиболее популярными в Греции были элевсинские и вакхические м.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   в антич. мире обряды тайных религ. культов, к к-рым допускались посвященные. Восходят к древнейшим представлениям о божестве как силе, не постигаемой умом и не могущей быть изображенной ясно и пластично. На участников М. налагался обет молчания, поэтому о ритуале известно мало. М. совершались ночью при свете факелов, в сопровождении музыки. Ритуал включал очистительную жертву, процессию, пение, танцы, а также драм, представления - сцены из земной жизни божества.
   Н.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МИСТЕРИИ
в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвященные, т.н. мисты. М. состояли из ряда последовател. драматизиров. действий, к-рые иллюстрировали мифы, связан. с божест-вами — объектами культа. Эти действия сопровожд. определен. ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д. Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетвор. умирающую и оживающую природу. С образованием класс. общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли хар-р тайного служения. Первые М. восходят к др.-вост. обрядам (культ Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидет. с 7 в. до н.э. Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны-Коры), Орфич. М. (осн., согл. традиции, миф. певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Диоскуров-Кабиров). В Италии М., привнесенные с В.: М. Исиды, М. Кибелы, М. Митры и др., засвидет. со 2 в. до н.э. Ок. Помпей обнаружена Вилла М., в цент. помещении к-рой сохран. уникальные изображ. сцен М. Мн. элементы позднеантич. М., прежде всего М. Исиды и Митры, были заимствованы христианством и вошли составной частью в христ. богослужение.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Мистерии
(греч., лат. таинства), обряды эзотерич. религиозных обществ. Только посвященные (мисгы) имели право присутствовать при дроменах (ритуальных действиях). Из-за закрытого характера этих групп не сохранилось никаких сведений об их составе, а также о том, как совершались обряды. Считалось, что мисгам, прошедшим посвящение в М., гарантировалось нравств. очищение, духовное возрождение и блаженство в загробной жизни. М. включали такие обряды, как крещение и причащение (элемент культа Митры). Элевсинские М. в честь Деметры, вакхические М. во Фракии восходили, постровидимому, к др. празднествам плодородия, возникшим еще до эллинистич. эпохи, и оставались сугубо локальными культовыми действиями. Вост. мистерии (в честь Исиды, Аттиса и Кибелы, Митры, Адониса и Афродиты) или мистерии многочисл. гностич. религиозных сект получили широкое распространение во всех странах эллинистич. цивилизации. По всей видимости, социальное происхождение мист не принималось во внимание. Во время тгравления Юлиана Отступника для М. в последний раз наступил период расцвета. Христианская церковь беспощадно преследовала их, так же как это делали правители Римской республики. Вместе с тем мн. элементы мистерий стали неотьемлемой частью христианских (католич.) культовых действий.

Источник: Словарь античности. 1989

МИСТЕРИИ
от греч. mystnrion - таинство) - в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвященные, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных действий, к-рые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определенным ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. д. Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием клас. общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли характер тайного служения. Первые М. восходят к др.-вост. обрядам (культ Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидетельствованы с 7 в. до н. э. Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны-Коры), Орфические М. (осн., согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Диоскуров-Кабиров). В Италии М., привнесенные с В.: М. Исиды, М. Кибелы, М. Митры и др., засвидетельствованы со 2 в. до н. э. Ок. Помпей обнаружена Вилла М., в центр. помещении к-рой сохранились уникальные изображения сцен М. Мн. элементы позднеантич. M., прежде всего М. Исиды и Митры, были заимствованы христианством и вошли составной частью в христ. богослужение.

Лит.: Новосадский Н. И., Элевсинские мистерии, СПБ, 1887; Kern O., Die griechischen Mysterien der klassischen Zeit, В., 1927; Maiuri A., La villa dei misteri, Roma, 1931; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 1-2, M?nch., 1941-50, 2 Aufl., M?nch., 1955.

Я. А. Ленцман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МИСТЕРИИ
   • Mysteria,

         ??? ????????, таинственные культы, особенный вид богопочитания, характеристические особенности которого заключались, кроме таинственности и сокровенности обрядов, в возбужденном настроении духа, которое вызывалось уверенностью, что таинства эти сообщают святость и совершенство. Они произошли не из стремления к чужеземным обрядам, но основывались на непритворной вере, что участие в них сообщает действительное блаженство и силу, побеждающую бедствия человеческой жизни. Сами названия этих таинств ????????, ´?????, ??????? указывают на их свойства. ?????????, от ??? (закрываю рот, глаза и т. п.), означает в единственном числе тайну, а во множественном числе или таинственное служение или употребляемые при этом таинственные предметы; в слове ´????? выступает на первый план восторженность настроения, энтузиазм, a ??????, означая как и ´????? в общем значении всякое мистическое действие, указывает на внутреннюю святость и совершенство, достигаемые посвящением в эти таинства. Это же значение лежит в основании латинского initia. Действия и обряды, встречающиеся в других культах, как-то: очищение, искупление и покаяние, жертвы, процессии, гимны и т. п., свойственны и М., но здесь они получают особенный характер от возбужденного оргиастического состояния духа и совершаются преимущественно ночью при свете факелов и в сопровождении восторгающей музыки. М. имеют свои мифы (??????? ?????), которые отличаются от обыкновенных мифов преобладанием символического и аллегорического элемента и недостатком положительных и ясных образов. Содержание их составляет главным образом история прославляемого божества, его рождение, жизнь, смерть и т. п. Обыкновенно все это представлялось с особенною торжественностью в мимико-драматической форме с восклицаниями, пением, танцами, чудесными явлениями, причем показывались присутствующим священные символы (???????), знаки присутствия божества (называемые также ?????????, ????????, ´????? ), которым молились, которых благоговейно касались, к которым прикладывались, которых принимали в виде пищи и т. д. К числу таких символов принадлежали: таинственный ларь, факел и особенный напиток (??????) на празднествах Деметры; змеи, кожа, козули, бык на празднествах Диониса; гремушка (sistrum) на празднествах Исиды и т. п. Все эти рассчитанные на возбуждение духа действия и обряды носили названия ?????????? и ??????? (это последнее указывало на драматическую форму истории на элевсинских празднествах: похищение Персефоны, поиски Деметрой пропавшей дочери, свадьба Плутона и Персефоны, возвращение Деметры на Олимп) и ????????. Для участия в М. необходимо было посвящение, которое имело несколько степеней, и посвящаемый постепенно возводился от одной степени к другой, пока не достигал полного посвящения. Обыкновенно различают две степени: предварительное посвящение ?????? и полное созерцание ?????????; обыкновенно же им предшествовало еще в виде низшей степени приготовительное очищение. О трех этих степенях посвящения в элевсинских таинствах см. Eleusinia, Элевсинский культ. Высшая степень посвящения была ?????????, созерцание божества, что считалось действием, сообщающим величайшее блаженство. Не вполне посвященные назывались ??????, а достигшие полного посвящения ????????. Отвлеченного, догматического учения М. не имели и лежавшие в основании культа идеи представлялись, как сказано выше, в символической форме, причем каждый понимал их смотря по степени своего развития. В особенности не следует думать, как это предполагалось прежде, что жрецы М. обладали лучшею и более чистою религиею в сравнении с верованием народа и что они сохраняли и передавали таковую втайне. Участникам празднеств, как во время праздника, так особенно после него, вменялось в обязанность строгое молчание, чтобы таинственность и святость празднества не была осквернена сообщением с мирской жизнью. В некоторых М. принимали участие все, без различия звания, пола и возраста, другие праздновались только женщинами, а некоторые — тесно заключенными союзами. Начала М. надо искать в догомерическое время у пеласгов, в древнем культе таинственных стихийных, а именно подземных сил. Культ этот основывался на мистическом чувстве и воззрении, по которому божество находится в бесконечно далеком расстоянии от человека и как сила, непостижимая уму, не может быть изображена ясно и пластически. Гомеровская и позднейшая эллинская эпоха, когда греки считали себя ближе к своим богам и представляли их себе в ясных формах, не имели почти ничего общего с мистицизмом древних пеласгов. В это время эти культы пеласгов были оттеснены и благодаря своему уединению и обособлению приняли характер таинственного служения. Но когда крайний натурализм греческой религии перестал удовлетворять религиозному чувству, тогда вновь обратились к полузабытой древней таинственной религии подземных сил и стихийных божеств. В прозябании и увядании растительного царства, в жизни и смерти природы мечтательный ум видел символические образы человеческой участи и таинственное указание на вечную смену жизни и смерти. Таким образом, М. получили новое развитие, в котором древние обряды и символы служили выражением вновь возникшей идее бессмертия и возмездия по смерти. Развития это шло тем быстрее, чем больше греки, предавшись под влиянием востока служению природы, искали спасения от этого поклонения перед стихийными силами. Своим новым процветанием М. обязаны преимущественно секте орфиков, которая возникла ок. 600 г. до Р. X. и имела большое влияние на М., перенеся в них свои, заимствованные по большей части с Востока, теологические спекуляции. Под влиянием этой секты были перенесены в Грецию иноземные культы М. и перемешаны М. различных кругов религиозных верований. Туземными греческими М. со времени пеласгов являются М. Деметры, из которых пользовались наибольшею известностью аттические, совершаемые в Элевсине; в них искали утешения и успокоения относительно загробной жизни (см. Eleusinia, Элевсинский культ). Потом самофракийские таинства кабейров, которые, по Геродоту, тоже пеласгического происхождения. После элевсинских, с которыми они, по-видимому, имели большое сходство по внутреннему устройству, эти таинства считались самыми священными в Греции, хотя о них мало известно достоверного (см. Cabiri, Кабиры). Подобно элевсинским таинствам, они отправлялись от имени государства и имели особенно много последователей между греками-мореплавателями азиатского и фракийского берега. М. Критского Зевса были также греческого происхождения, хотя были перемешаны со многими азиатскими элементами. Но о них известно мало. Вероятно, весной праздновалось рождение бога и идейской пещере и на ближайших лугах, а осенью — смерть его на его могиле. Во время праздника рождения вооруженные юноши, изображавшие куретов (см. Curetеs, Куреты), представляли сказание о рождении Зевса в сопровождении дикой пляски и оглушительной музыки. Как особенность этих таинств приводится то, что они совершались под открытым небом (????????), а не тайно (?????????), как другие. Из иноземных М. известнейшая суть таинства в честь Диониса, которые произошли из фракийского или фригийского культа Диониса — Вакха, Загрея, Сабазия и праздновались с диким, неистовым фанатизмом, который впоследствии выродился в изуродование тела и грубый разврат. Более благородные и нравственные люди из греков и римлян держались, впрочем, вдали от этого проявления азиатского фанатизма и упоения чувств. Подобным характером отличались и таинства Кибелы, также азиатского происхождения, которые впоследствии времени принадлежали к числу самых развитых и распространенных. Еще в древние времена эта религия нашла последователей в числе азиатских греков (Hdt. 4, 76), затем проникла в Фивы, в Афины и в другие греческие города, а также и в Рим. Далее известны были таинства Гекаты, Афродиты, Исиды, Мифраса. Из культа фракийского Диониса развелись с примесью различных суеверий так называемые орфийские таинства, которые уже во время Писистрата нашли доступ в Афины. Они имели, кажется, много общего с элевсинским таинствами. Посвященные в эти таинства, которым предписывалось изучение орфийских писаний, строгий аскетизм и соблюдение мистических уставов, составляли, подобно египетскому жречеству и пифагорскому союзу, тесную корпорацию, благодаря чему они надолго сохранили свое обширное влияние. Эти иноземные мистерии проникали в Грецию и Рим по преимуществу в смутные времена общественной жизни, так, в Афины — во время Пелопоннесской войны, в Рим — в средний период Империи. Имея сначала мало последователей, они с течением времени, несмотря на преследования со стороны правительства, все более и более распространялись до такой степени, что грозили затмить местные культы.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
486.67 кб

Об истоках мистериальных культов (мистерии индоевропейцев от Дионисийских таинств до ритуалов послед

Чередниченко А. Г., Клышнюк Н. А., Шенцов М. Е.
Читать PDF
1.45 мб

Благовестие св. Апостола Павла и мистерии

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
133.78 кб

Концепция «Новой» мистерии в гепталогии «Свет» К. Штокхаузена

Предоляк Анна Анатольевна
В статье анализируется влияние жанра мистерии на немецкий музыкальный театр на примере гепталогии «Свет» К. Штокхаузена. В этом ряду автор также рассматривает оперы Р. Вагнера и А. Шенберга.
Читать PDF
192.91 кб

Пространственно-временная организация мистерии камлания якутского шамана «Испрашивание конного скота

Заболоцкая П.Е.
Цель исследования - выявление театрально-игровых элементов в ритуально-обрядовых формах культуры якутов, которые представляют истоки фольклорного и национального (профессионального) театра.
Читать PDF
7.63 мб

Эволюция мистерии Цам в театрализованное действо

Жигмитова Арюна Арсалановна
Мистерия Цам в Бурятии уникальное театрализованное действо с участием масок «милостивых» и «гневных» божеств ламаистского пантеона.
Читать PDF
149.27 кб

О месте балагана и мистерии в концепции театра Ф. Сологуба

Шевченко Екатерина Сергеевна
Читать PDF
144.15 кб

Мистерии Иоанна, апостола и святого девственника (предисл. , пер. И примеч. : Е. Б. Смагина)

Смагина Евгения Борисовна
Читать PDF
756.42 кб

Пушкин и космос (интерпретация культурной «Мистерии близнецовства» в творчестве)

Александров Л.Г.
Читать PDF
192.91 кб

Пространственно-временная организация мистерии камлания якутского шамана «Испрашивание конного скота

Заболоцкая П.Е.
Цель исследования выявление театрально-игровых элементов в ритуально-обрядовых формах культуры якутов, которые представляют истоки фольклорного и национального (профессионального) театра.
Читать PDF
369.80 кб

Религиозно-философский театр Клоделя-Мийо: на пути к мистерии

Калошина Галина Евгеньевна
Рассматривается воздействие на музыкально-театральные сочинения Мийо философских идей и театральных концепций Поля Клоделя.
Читать PDF
596.49 кб

Хореографическая пластика в мистерии Цам и в традиционной культуре бурят

Жигмитова Арюна Арсалановна
Статья посвящена танцам мистерии Цам в исполнении буддийских лам-монахов Бурятии.
Читать PDF
298.79 кб

Своеобразие мистерии Ф. Гарсиа Лорки: пьеса «Христос»

Тамарли Галина Ильинична
Читать PDF
91.50 кб

Феномен мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы»

Колчанов Владимир Викторович
The article discusses the role of mystery in the famous novel by E.I. Zamyatin and interprets some of the images depicted in it.
Читать PDF
1.45 мб

Благовестие св. Апостола Павла и мистерии

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
0.00 байт

РИТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИСТЕРИИ ЦАМ В БУРЯТСКИХ ДАЦАНАХ

Жамсуева Дарима Санжиевна, Лувсан Оюунцэцэг
В статье рассматриваются аспекты мистерии Цам театрализованного представления танца-пантомимы в бурятских дацанах.

Похожие термины:

  • ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

    в Древней Греции, а г. Элевсин ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и Персефоны.
  • Вилла мистерий

    загородная вилла на окраине Помпеи; сооружена в III в. до н.э., перестроена во II - сер. I в. В окон, виде включала более 60 помещений, часть к-рых украшена росписями во II помпеянском стиле. Названа по сюжет
  • Мистерия

    религиозный обряд.