МИСТИЦИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МИСТИЦИЗМ
умонастроения и течения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, который усматривается в мистике.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мистицизм
греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МИСТИЦИЗМ
(греч. mystikos — таинственный) — философско-этические и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировоззрение и практику, исходящую из того, что познание подлинной реальности недоступно разуму и может быть достигнуто только интуитивно-экстатическим путем. Включает широкий спектр разных учений, возникших в древности и активно разрабатываемых в современности с учетом новейших достижений пси|рфизиологических и антропософских знаний. Теоретически и практически нацелен на проникновение в непознанное (особенно параллельное материальному миру), на единение с Абсолютом, субстанцией. Сторонники мистических учений по-разному понимают процесс познания мира («микрокосма» и «макрокосма»). Одни — рационалисты — предполагают, что познание природы и человека осуществляется на основе накопленного человечеством опыта, разума и углубленного мышления; другие — иррационалисты — на первый план выдвигают путь интуиции, духовных исканий и внезапных озарений. Несмотря на различия, рационалистический и иррацивналистический подходы опираются на общее основание — метафизическое (Обоснование возможности познания. Центральная часть мистических учений — стремление к нравственному |ровершенствованик) и отдельного человека (части мирового духовного целого), и всего общества.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Мистицизм
от греч. mystikos — таинственный) — направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Скот Эриугена. Основоположником м. в Зап. Европе считается Бернар Клервоский. В XII в. крупным очагом м. во Франции была богослов, школа при монастыре Сен-Виктор, с деятельностью которого связаны религ. мыслители-мистики Гильом из Шампо, Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский. Крупными мистиками были Петр Дамиани, Бонавентура, а позже Николай Кузанский. В противоположность схоластам мистики утверждали, что путь постижения Бога состоит не в логике и рассуждениях, а в сверхразумном созерцании и чувстве, посредством религ. эмоций. Под м. понимали также способность вступать в непосредственное общение с Богом, растворять собственную личность в личности Бога. Ортодоксальные мистики (напр., Бернар Клервоский) стремились заменить схоластику мистикой. Большинство ортодоксальных мистиков принадлежало к ордену францисканцев, неортодоксальные же мистики были тесно связаны с неоплатонизмом, в том числе с его положением о непознаваемости Бога, и смыкались с пантеизмом.
В средневековом православии наиболее откровенным проявлением м. был исихазм, возникший и достигший своего расцвета в Византии. Его идеологами были визант. монахи. Начала исихазма можно обнаружить у Максима Исповедника (VII в.), оказавшего сильное влияние на Эриугену. Оформилось это учение в трудах Симеона Нового Богослова (949—1022), а расцвет исихазма — это мистич. учение Григория Паламы (паламизм) в XIV в. Суть исихазма — в стремлении к единению человека с Богом путем аскетизма, очищения души («сердца») слезами, молитвенной медитации («умная молитва»), осияния души божественным светом. Исихазм оказал огромное влияние на визант. (затем и на рус.) иконопись — статика, внутренняя сосредоточенность, асимметрия лиц персонажей и т.д.
Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
353.68 кб

Мусульманский мистицизм на Северо-Восточном Кавказе (на примере Дагестана)

Ханбабаев К. М.
Исследуются проблемы истории и современного состояния суфизма в Дагестане, процесс его распространения, различные тарикаты, начиная с Раннего Средневековья до наших дней.
Читать PDF
139.37 кб

2004. 01. 003. Адар-тотиф К. Мистицизм Макса Вебера Adair-Toteff K. max Weber's mysticism // Archive

Фомичев П. Н.
Читать PDF
224.79 кб

«Мария Магдалина» Тициана: мистицизм любви

Макарова Нина Ильинична
Проводится анализ картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» в свете мистицизма любви популярного течения в позднесредневековом и ренессансном католицизме, развившегося во многом на основе комментариев к библейской книге «Песнь Пе
Читать PDF
155.35 кб

Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт»

Сурков Денис Владимирович
На сегодняшний день существует огромное количество определений мистики, мистицизма и мистического опыта, что вызывает неизбежную путаницу в их понимании.
Читать PDF
502.21 кб

Религиозный туризм в Индии: индийский мистицизм

Рынковой Иван Владиславович
В статье рассматривается такое явление как индийский мистицизм. Посещая места в Индии, связанные с индийским мистицизмом, турист может открыть для себя много нового и необычного.
Читать PDF
76.12 кб

Степанянц М. Т. Исламский мистицизм

Костылев Павел Николаевич
Читать PDF
441.43 кб

Некоторые аспекты философского мистицизма античности (мистицизм как фокальная точка философии)

Хлебников Г. В.
Читать PDF
352.28 кб

Мистицизм пифагорейцев, Сократа, Платона и Аристотеля в контексте религиозной культуры античности

Хлебников Г. В.
Читать PDF
377.78 кб

Мистицизм и философская мистика

Хлебников Г. В.
В статье тематизируются и анализируются понятия мистики и мистицизма в научном дискурсе, христианстве, философии. Автор показывает, что мистика не иллюзия, а особая реальность, формирующая внутреннее измерение бытия и жизни людей.
Читать PDF
240.82 кб

Неорелигиозный мистицизм в глобальном социокультурном контексте

Храпов Сергей Александрович, Калимуллина Ирина Викторовна
В статье осмысливается проблема кризиса классической культуры и религиозности на примере становления и масштабного распространения неорелигиозного мистицизма.
Читать PDF
161.14 кб

Природный мистицизм в художественной системе раннего немецкого романтизма

Прощина Елена Геннадьевна
На художественном материале йенской романтической школы анализируется философскомистический тип восприятия природного мира.
Читать PDF
259.68 кб

Мистицизм в сказании «Кисса-и Йусуф»

Давлетшин Р. А.
В статье исследуются элементы мистицизма в агиографическом сочинении «Кисса-и Йусуф» средневекового поэта Кул Гали.
Читать PDF
401.85 кб

2009. 01. 023. Хлебников Г. В. Мистицизм в философии. (аналитический обзор)

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

«Мистицизм» и «Чёрный синодик» русской литературы: В. А. Жуковский в критике И. Ф. Анненского

Анисимова Евгения Евгеньевна
В статье рассматривается ряд аспектов эстетики И.Ф. Анненского, демонстрирующих следы влияния со стороны наследия В.А. Жуковского.
Читать PDF
6.16 мб

Многообразие мистического: "мистика" и "мистицизм" в западном эзотеризме конца XIX - начала XX века

Носачев П.Г.
В статье выдвигаются два ключевых тезиса. Первый заключается в указании на ограниченность возможности использования общих категорий, таких как «мистицизм», в исследовании религии.