умонастроения и течения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, который усматривается в мистике.
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Мистицизм
греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МИСТИЦИЗМ
(греч. mystikos — таинственный) — философско-этические и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировоззрение и практику, исходящую из того, что познание подлинной реальности недоступно разуму и может быть достигнуто только интуитивно-экстатическим путем. Включает широкий спектр разных учений, возникших в древности и активно разрабатываемых в современности с учетом новейших достижений пси|рфизиологических и антропософских знаний. Теоретически и практически нацелен на проникновение в непознанное (особенно параллельное материальному миру), на единение с Абсолютом, субстанцией. Сторонники мистических учений по-разному понимают процесс познания мира («микрокосма» и «макрокосма»). Одни — рационалисты — предполагают, что познание природы и человека осуществляется на основе накопленного человечеством опыта, разума и углубленного мышления; другие — иррационалисты — на первый план выдвигают путь интуиции, духовных исканий и внезапных озарений. Несмотря на различия, рационалистический и иррацивналистический подходы опираются на общее основание — метафизическое (Обоснование возможности познания. Центральная часть мистических учений — стремление к нравственному |ровершенствованик) и отдельного человека (части мирового духовного целого), и всего общества.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Мистицизм
от греч. mystikos — таинственный) — направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Скот Эриугена. Основоположником м. в Зап. Европе считается Бернар Клервоский. В XII в. крупным очагом м. во Франции была богослов, школа при монастыре Сен-Виктор, с деятельностью которого связаны религ. мыслители-мистики Гильом из Шампо, Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский. Крупными мистиками были Петр Дамиани, Бонавентура, а позже Николай Кузанский. В противоположность схоластам мистики утверждали, что путь постижения Бога состоит не в логике и рассуждениях, а в сверхразумном созерцании и чувстве, посредством религ. эмоций. Под м. понимали также способность вступать в непосредственное общение с Богом, растворять собственную личность в личности Бога. Ортодоксальные мистики (напр., Бернар Клервоский) стремились заменить схоластику мистикой. Большинство ортодоксальных мистиков принадлежало к ордену францисканцев, неортодоксальные же мистики были тесно связаны с неоплатонизмом, в том числе с его положением о непознаваемости Бога, и смыкались с пантеизмом.
В средневековом православии наиболее откровенным проявлением м. был исихазм, возникший и достигший своего расцвета в Византии. Его идеологами были визант. монахи. Начала исихазма можно обнаружить у Максима Исповедника (VII в.), оказавшего сильное влияние на Эриугену. Оформилось это учение в трудах Симеона Нового Богослова (949—1022), а расцвет исихазма — это мистич. учение Григория Паламы (паламизм) в XIV в. Суть исихазма — в стремлении к единению человека с Богом путем аскетизма, очищения души («сердца») слезами, молитвенной медитации («умная молитва»), осияния души божественным светом. Исихазм оказал огромное влияние на визант. (затем и на рус.) иконопись — статика, внутренняя сосредоточенность, асимметрия лиц персонажей и т.д.
Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.
В средневековом православии наиболее откровенным проявлением м. был исихазм, возникший и достигший своего расцвета в Византии. Его идеологами были визант. монахи. Начала исихазма можно обнаружить у Максима Исповедника (VII в.), оказавшего сильное влияние на Эриугену. Оформилось это учение в трудах Симеона Нового Богослова (949—1022), а расцвет исихазма — это мистич. учение Григория Паламы (паламизм) в XIV в. Суть исихазма — в стремлении к единению человека с Богом путем аскетизма, очищения души («сердца») слезами, молитвенной медитации («умная молитва»), осияния души божественным светом. Исихазм оказал огромное влияние на визант. (затем и на рус.) иконопись — статика, внутренняя сосредоточенность, асимметрия лиц персонажей и т.д.
Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999