МИСТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИСТИКА
вера в сверхъестественное, божественное, потусторонние силы, а также доктрины, оправдывающие и объясняющие эту практику, различные формы магии в быту.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МИСТИКА
религиозно-философское направление, смысл которого – постижение Бога. Учение и практика познания Бога в процессе переживаний, эмоционального слияния с Богом в молитвах, через аскезу, видения, обретение стигматов. Для мистического созерцания признавали три главных условия: 1) нравственные – для соединения человеческого духа с Богом; 2) постепенность этого пути; 3) внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм благочестия и полного подчинения Церкви.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

МИСТИКА
от греч. mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. философом мистич. направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. вероучением и было осуждено в 13 в. католич. церковью как еретическое. В 12 в. с обострением клас. и идеологич. борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. как реакция против прогрессивного рационалистич. течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. как протест ср.-век. бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. порядок, ширится оппозиционное, еретич. направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк. организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. движениями. Родоначальником ср.-век. хилиазма в М. был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. идеи в открыто-революц. программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. направлением М. связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит. влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. странах наиболее влият. мистич. направлением был суфизм.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; B?ttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitsk? ideologie, Praha, 1961.

С. М. Стам. Саратов.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

2011. 04. 033. Чандра Ш. Имитация, мужественность и мистика английского языка в Индии: западная Инди

Фурсов К. А.
Читать PDF

Памфлет Арефы Кесарийского против Николая Мистика и императора Александра

Афиногенов Дмитрий Евгеньевич
Используя кончину бывшего патриарха Евфимия (ум. 05.08.
Читать PDF

"Аланское досье" патриарха Николая Мистика: проблемы хронологии

Асратян Дмитрий Константинович
Основным источником сведений об обращении алан Северного Кавказа в христианство в начале X века остаются письма Патриарха Константинопольского Николая Мистика (852-925), направившего в Аланию прежде группу миссионеров, а затем и п
Читать PDF

Античный космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери

Курдыбайло И. П.
Читать PDF

Немецкая средневековая мистика: Майстер Экхарт в контексте позднего Средневековья

Шилов Евгений
Читать PDF

Научная рациональность и христианская мистика: от дивергенции к диалогу

Шугуров М. В.
Читать PDF

Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт»

Сурков Денис Владимирович
На сегодняшний день существует огромное количество определений мистики, мистицизма и мистического опыта, что вызывает неизбежную путаницу в их понимании.
Читать PDF

Мистицизм и философская мистика

Хлебников Г. В.
В статье тематизируются и анализируются понятия мистики и мистицизма в научном дискурсе, христианстве, философии. Автор показывает, что мистика не иллюзия, а особая реальность, формирующая внутреннее измерение бытия и жизни людей.
Читать PDF

Простонародная мистика позднего Средневековья. (к теории перформативной практики)

Реутин М.Ю.
В статье осуществляется попытка создать интегральную модель повседневного поведения, по нятого как цельная и существующая по своим законам структура.
Читать PDF

Мистика позднего Блока и начало советской литературы

Есаулов И. А.
В статье аргументируется, что в творчестве позднего Блока наблюдается не только освоение или развитие пушкинской традиции в 20 веке, как это принято до сих пор считать, сколько ее радикальное переосмысление и, в конечном итоге, ра
Читать PDF

2009. 04. 017. Хлебников Г. В. Мистика, архаика, платонизм и кризис современности. (аналитический об

Читать PDF

2003. 04. 032. Друм П. Четвертый путь мистика, миф или значение? Drum P. The fourth way mystery, myt

Хлебников Г. В.