МИСТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИСТИКА
вера в сверхъестественное, божественное, потусторонние силы, а также доктрины, оправдывающие и объясняющие эту практику, различные формы магии в быту.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МИСТИКА
религиозно-философское направление, смысл которого – постижение Бога. Учение и практика познания Бога в процессе переживаний, эмоционального слияния с Богом в молитвах, через аскезу, видения, обретение стигматов. Для мистического созерцания признавали три главных условия: 1) нравственные – для соединения человеческого духа с Богом; 2) постепенность этого пути; 3) внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм благочестия и полного подчинения Церкви.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

МИСТИКА
от греч. mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. философом мистич. направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. вероучением и было осуждено в 13 в. католич. церковью как еретическое. В 12 в. с обострением клас. и идеологич. борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. как реакция против прогрессивного рационалистич. течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. как протест ср.-век. бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. порядок, ширится оппозиционное, еретич. направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк. организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. движениями. Родоначальником ср.-век. хилиазма в М. был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. идеи в открыто-революц. программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. направлением М. связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит. влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. странах наиболее влият. мистич. направлением был суфизм.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; B?ttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitsk? ideologie, Praha, 1961.

С. М. Стам. Саратов.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
244.00 кб

2011. 04. 033. Чандра Ш. Имитация, мужественность и мистика английского языка в Индии: западная Инди

Фурсов К. А.
Читать PDF
366.17 кб

Памфлет Арефы Кесарийского против Николая Мистика и императора Александра

Афиногенов Дмитрий Евгеньевич
Используя кончину бывшего патриарха Евфимия (ум. 05.08.
Читать PDF
0.00 байт

"Аланское досье" патриарха Николая Мистика: проблемы хронологии

Асратян Дмитрий Константинович
Основным источником сведений об обращении алан Северного Кавказа в христианство в начале X века остаются письма Патриарха Константинопольского Николая Мистика (852-925), направившего в Аланию прежде группу миссионеров, а затем и п
Читать PDF
2.77 мб

Античный космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери

Курдыбайло И. П.
Читать PDF
90.35 кб

Немецкая средневековая мистика: Майстер Экхарт в контексте позднего Средневековья

Шилов Евгений
Читать PDF
11.77 мб

Научная рациональность и христианская мистика: от дивергенции к диалогу

Шугуров М. В.
Читать PDF
155.35 кб

Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт»

Сурков Денис Владимирович
На сегодняшний день существует огромное количество определений мистики, мистицизма и мистического опыта, что вызывает неизбежную путаницу в их понимании.
Читать PDF
377.78 кб

Мистицизм и философская мистика

Хлебников Г. В.
В статье тематизируются и анализируются понятия мистики и мистицизма в научном дискурсе, христианстве, философии. Автор показывает, что мистика не иллюзия, а особая реальность, формирующая внутреннее измерение бытия и жизни людей.
Читать PDF
885.04 кб

Простонародная мистика позднего Средневековья. (к теории перформативной практики)

Реутин М.Ю.
В статье осуществляется попытка создать интегральную модель повседневного поведения, по нятого как цельная и существующая по своим законам структура.
Читать PDF
0.00 байт

Мистика позднего Блока и начало советской литературы

Есаулов И. А.
В статье аргументируется, что в творчестве позднего Блока наблюдается не только освоение или развитие пушкинской традиции в 20 веке, как это принято до сих пор считать, сколько ее радикальное переосмысление и, в конечном итоге, ра
Читать PDF
463.12 кб

2009. 04. 017. Хлебников Г. В. Мистика, архаика, платонизм и кризис современности. (аналитический об

Читать PDF
89.62 кб

2003. 04. 032. Друм П. Четвертый путь мистика, миф или значение? Drum P. The fourth way mystery, myt

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 027. Есаулов И. А. Мистика в русской литературе советского периода (блок, Горький, Есенин,

Петрова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Мистика и повседневность в очерках и фельетонах М. А. Булгакова

Поздняков Константин Сергеевич
Статья посвящена рассмотрению мистических и повседневных элементов в очерках и фельетонах М.А.Булгакова.
Читать PDF
0.00 байт

Мистика в повести Н. В. Гоголя «Вий»

Финченко Станислав Николаевич
в данной статье делается попытка проанализировать особенности религиозного мировоззрения автора, с воплощенной в них концепцией мира и человека, на основе повести «Вий», в которой в полной мере раскрываются религиозные мотивы чере