Митра

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Митра
греч. mitra — головная повязка) — позолоченный головной убор высшего католич. духовенства. Надевался в торжественных случаях.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

МИТРА
головной убор епископа и аббата. С XII в. митра имеет вид двурогой короны, что символизировало совершенное знание Ветхого и Нового Завета.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Митра
высокий позолоченный головной убор, надеваемый на время богослужения представителями высшего православного и католического духовенства.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Митра
греч. - головная повязка) - головной убор высшего православного и католического духовенства, надеваемый преимущественно на время богослужения. В древневосточных религиях так именовали бога дневного света, чистоты, покровителя доброжелательных отношений между людьми.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

МИТРА
греч. — повязка) — парчовый головной убор священнослужителя; часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев (епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

МИТРА
головная повязка — в православной и католической церквах позолоченный головной убор, надеваемый преимущественно на время богослужения представителями высшего духовенства. Кроме того, в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МИТРА
в вед. миф. бог, связанный с договором, людьми, солнцем, один из адитьев. М. один или вместе с Варуной заполняет воздушное простр., удерживает небо и землю, укрепляет небо и солнце, заставляет его восходить. Солн-це — глаз М. и Варуны. Связь с солнцем и небом объясняет мотивы небесной езды и всевидения и ряд атрибутов — коней, колесницу, золотой трон, мед, сому и т.п.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МИТРА
Особый головной убор священников при богослужении. Первоначально представляла собой широкую ленту, облегающую голову и завязанную сзади узлом. С течением времени приобрела форму шапки. С XVIII в. по наши дни митра – высокая твердая шапка. Она богато украшена шитьем, драгоценными камнями или стразами, а также несколькими иконками. Митра патриарха вверху завершается крестом.

Источник: Основы православной культуры. 2011

МИТРА
(mithras), персидское божество, культ которого широко распространился в Римской империи и был противопоставлен раннему христианству, особенно в военных кругах. М. изображался как молодой человек во фригийской шапке, часто стоящий на коленях на спине быка и поражающий его ударом меча в горло . Митреум представляет собой сооружение (часто полуподземное) с проходом между широкими уступами, на которые опирались молящиеся во время церемоний. На дальней стене могла помещаться фреска или рельеф с изображением М.

Источник: Археологический словарь. 1990

Митра
(греч. повязка, носимая на голове) – богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями и иконами головной убор сферической формы. В центре и по бокам М. помещаются 4 миниатюрные иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, какоголибо святого или праздника, а наверху малая икона Троицы, образ серафима или миниатюрный крест. М. – принадлежность богослужебного облачения архиереев, а также священников, которым право ношения М. дается в качестве награды. М. священника увенчивается иконой, М. архиерея – крестом.

Источник: Краткий православный словарь.

Митра
головной убор, которым награждают архиерея, архимандрита или священника за отличную службу. Это сугубо служебный убор, надеваемый священнослужителями только во время храмовых богослужений. Форма митры близка к сферической. По сторонам митры помещены четыре крохотные иконки Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, а также святого или праздника. Пятая иконка находится вверху митры. Обычно на ней изображена Святая Троица или серафим. Архиерейская митра отличается от священнической тем, что вместо иконки на ее верху красуется маленький крест.

Источник: Православная энциклопедия.

МИТРА
(греч. «повязка, носимая на голове») – богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями и иконами головной убор сферической формы. В центре и по бокам митры помещаются 4 миниатюрные иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Kрестителя, какого-либо святого или праздника, а наверху малая икона Троицы, образ Серафима или миниатюрный крест. Митра – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Митра священника увенчивается иконой, митра архиерея – крестом.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Митра
по происхождению персидское (иранское) божество, воплощение идеи верности и закона. В Римской империи Митра рассматривался в качестве символа веры, силы, мужества, как борец с силами зла, охранитель закона. Его культ был особенно популярен в солдатской среде. От почитателей этого божества - мистов требовалось соблюдение аскетизма, строгих моральных принципов, за что жрицы Митры сулили воскрешение и бессмертие души. Митраизм включал в себя легенду о народившемся боге, причащение и веру в вознесение Митры на небо. Не случайно ранняя христианская церковь объявила 25 декабря - день рождения этого божнества - днем рождества Христова.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Митра
Митра (Mithras), гл. божество древн. культа, очень популярного среди рим. солдат поздней империи. Ученые расходятся во мнении относительно связи этого культа с почитанием М., или бога Солнца, упоминаемого в древн. текстах индуизма и зороастризма. В основе рим. культа были тайные ритуалы в пещерах со скульптурными изображениями М., убивающего небесного быка. Новички подвергались суровым испытаниям — т.о. сторонники культа заботились о воспитании отваги и стойкости солдат. Женщины к ритуалам не допускались. Наибольшее распространение митраизм получил в приграничных пров. Римской империи — бассейнах Дуная и Рейна, а также в Британии, но не сумел противостоять христианству.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

МИТРА
в др.-вост. религиях один из гл. индо-иран. богов, воплощающий доброжелательную человеку сторону божеств. сущности; М. - бог дневного света, податель жизни и пр.; в своей специфич. функции - бог договора (индо-иран. М.: "договор") - гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе (от семейных до междунар.); М. обычно выступает рядом с солнцем, но не идентичен ему (отождествление М. - Солнце известно лишь у нек-рых иран. народов в более поздний период). М. почитался с индо-иран. эпохи (в Митанни, в древнейшей Индии и т. д.); в Гатах М. игнорируется, но позже он был включен в пантеон зороастризма. М. представлен и в ряде др. иран. религий, в иранизированных или находившихся под иран. влиянием областях Передней Азии.

Лит.: Duchesne-Quillemin J., La religion de l´Iran ancien, P., 1962.

Э. A. Грантовский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МИТРА
    I.
   • Mithras,
         ??????, персидский бог, обозначавший, первоначально яркий день и светлый эфир, а потом — солнце. Его призывали при восходе и закате солнца и в полдень. Как все естественное имеет и нравственное значение в персидской религии света, так и М. считается богом добра, сохраняющим вечный порядок мира и борющимся с Девами, духами ночи и зла. В древнейшие времена персидского народа М. не принадлежал к самым важным богам, но мало-помалу, приблизительно со времен Ксеркса I, он, как бог солнца, сделался главным богом персидского культа. В период римского владычества этот культ распространился и на западе, но не в чистом виде, а с примесью многих малоазиатских элементов. Через посредство морских разбойников, пойманных Помпеем, этот культ впервые стал известен в Римском государстве; Траян и Домициан уже формально ввели этот культ в Риме. С этим культом М. в позднейшем его виде были связаны мистерии. В позднейшее время М. изображали юношею в восточном одеянии, приносящим в жертву быка, голову которого он подымает и поражает мечом в затылок. От многочисленных митреев, т. е. святилищ М., сохранились остатки, главным образом вблизи стоянок римских войск.
    II.
   • Mitra,
         или calantica, чепчик из плотной материи, в виде мешка спускавшийся на затылке.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МИТРА
    I.
   • Mithras,
         ??????, персидский бог, обозначавший, первоначально яркий день и светлый эфир, а потом — солнце. Его призывали при восходе и закате солнца и в полдень. Как все естественное имеет и нравственное значение в персидской религии света, так и М. считается богом добра, сохраняющим вечный порядок мира и борющимся с Девами, духами ночи и зла. В древнейшие времена персидского народа М. не принадлежал к самым важным богам, но мало-помалу, приблизительно со времен Ксеркса I, он, как бог солнца, сделался главным богом персидского культа. В период римского владычества этот культ распространился и на западе, но не в чистом виде, а с примесью многих малоазиатских элементов. Через посредство морских разбойников, пойманных Помпеем, этот культ впервые стал известен в Римском государстве; Траян и Домициан уже формально ввели этот культ в Риме. С этим культом М. в позднейшем его виде были связаны мистерии. В позднейшее время М. изображали юношею в восточном одеянии, приносящим в жертву быка, голову которого он подымает и поражает мечом в затылок. От многочисленных митреев, т. е. святилищ М., сохранились остатки, главным образом вблизи стоянок римских войск.
    II.
   • Mitra,
         или calantica, чепчик из плотной материи, в виде мешка спускавшийся на затылке.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Митра
головной убор)
(греч. ?????, «пояс, повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения.
В латинском обряде католической церкви митра (инфула[4]) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права латинской церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие подлинной юрисдикцией (vera iurisdictio). Согласно Апостольскому посланию "Pontificalia insignia" Павла VI, правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского Понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии. Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии. Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.
Символизм
Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Митра
(перс, договор), божество, воплотившее идею верности и закона, культ котоpoгo получил широкое распространение в Др. Иране среди воинов. Его образ восходит к гл. богу Митре, считавшемуся прототипом правившего справедливо и законно др.-иран. царя. В результате реформы Заратустры М. потерял свое место рядом с Ахумараздой, но по мере усиления влияния синкретич. греч. философии пост егтенно вернул свое значение. В Римской империи М. посвящали мистерии. Его поклонниками считались императоры Нерон и Коммод. Культ М. получил широкое распространение во всей Римской империи. М. рассматривался как символ силы и мужества (убил быка — первое существо, созданное Ормуздом и считавшееся олицетворением зла). Заимствование гностич. идей и влияние иран. традиции повлекло за собой придание ему также статуса божества солнца, охранявшего закон, истину и требовавшего аскетизма и строгих моральных принципов. Поэтому в Риме в 307 его торжественно объявили «Sol invictus». Его днем рождения считалось 25 декабря. В борьбе с митраизмом, включавшим в себя такие элементы, как легенда о народившемся боге, причащение и веру в вознесение М. на небо, христианская церковь объявила день рождения этого божества днем рождества Христова. Подобно проповедникам всех остальных гностич. религий, основывающихся на искупительной жертве своего божества, жрецы культа М. также сулили мистам воскресение и бессмертие души.

Источник: Словарь античности. 1989

Митра
греч. и лат. Mithras)
   индоиранский бог света и добра, охраняющий вечный порядок на Земле. В эпоху эллинизма возникла специфическая религия с культом М. - митраизм, которая распространилась в Риме в I в. н.э., а во II в. - по всей империи. Культ М. был особенно популярным в провинциях и среди римских легионеров.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Индоиранское божество, культ которого проник в Рим во времена Республики и распространился по всей Империи. Так как культ Митры допускал участие в нем только мужчин, религиозные обряды, в том числе инициационные, производились в пещерах или в специально выкопанных подвалах. Считалось, что Митра соперничает с богом Солнца, однако позже его самого стали отождествлять с Солнцем. Изображали Митру обычно вместе с жертвенным быком, которого, по преданию, он победил как воплощение зла, созданного Ормуздом. Из-за своего восточного происхождения культ Митры часто связывался с астрологией. В то же время считалось, что Митра - это спаситель, указующий людям путь к вечной жизни, и поэтому культ Митры составлял серьезную конкуренцию христианству. Не случайно поэтому день рождения Митры - 25 декабря - стал днем рождения Христа. Впервые в римской литературе о культе Митры упоминает Стаций в первой книге "Фиваиды", однако греки знали о персидском боге Митре уже по крайней мере со времен Геродота, подтверждение тому - распространенное имя Митридат.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Похожие термины:

  • МИТРА, Мифра

    др.-иран. миф. персонаж, связан. с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. М. — устроитель не только соц., но и природного космоса. Он связан с водами, с Апам-Напатом (иногда выступает в ипос