Мясковский, Николай Яковлевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич
(1881 —1950), советский композитор, народный артист СССР (1946), один из основоположников советской музыкальной культуры. В годы Вел. Отеч. войны создал три симфонии, три квартета, поэму-кантату «Киров с нами» на слова Н. С. Тихонова (1942) о героической обороне Ленинграда и др. Государственная премия СССР (1941, 1946 —дважды, 1950, 1951, посмертно).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич
(8.4.1881–8.8.1950), композитор, музыкальный критик, народный артист СССР (1946), 2?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1944). Сын воен. инженера, ген.?м.; его отец был убит рев. толпой в 1918. Окончил 2?й Петербургский кадетский корпус и Николаевское инж. уч?ще (1902). Одноврем. частным образом обучался музыке у Р.М. Глиэра и И.И. Крыжановского, позже окончил Петербургскую консерваторию (1911), учился у К.Н. Лядова и Н.А. Римского?Корсакова. С 1902 проходил службу в саперных частях; в 1908 зачислен в запас. В 1908 написал Первую симфонию. С 1911 сотрудничал в журнале «Музыка» (Москва). С началом 1?й мир. войны призван в армию, поручик саперной роты. Участник воен. действий, в 1916 контужен под Перемышлем. С 1916 служил на стр?ве Ревельской крепости, в 1917 переведен в Петроград; был чл. полкового к?та. В 1918 переехал в Москву; в 1921 демобилизован из РККА. В 1919 избран чл. бюро Коллектива моск. композиторов, работал в Музсекторе Гос. изд?ва. С 1921 проф. класса сочинений Мос. консерватории; среди его учеников – более 80 композиторов, в т. ч. Д.Б. Кабалевский, Б.А. Мокроусов, А.В. Мосолов, В.И. Мурадели, Л.Н. Обoрин, Н.И. Пейко, А.И. Хачатурян и др. Пользовался непререкаемым авторитетом в муз. мире, фактич. был главой моск. композиторской школы, Ассоциации современной музыки, Союза композиторов и др. Все крупные музыканты исполняли его музыку. Автор 27 симфоний, скрипичного и виолончельного концертов, большого количества камерно?инструментальных и вокальных сочинений. В Вел. Отеч. войну написал 22?ю симфонию?балладу (сент. 1941), 23?ю (на темы муз. фольклора народов Сев. Кавказа, 1941) и 24?ю (1943) симфонии; поэму?кантату «Киров с нами» (слова Н.С. Тихонова, 1942), концерт для виолончели с оркестром (1944), 7–9?й струнные квартеты, «Драм. увертюру» (1942) для духового оркестра, песни «Походная песня» (слова М. В. Исаковского), «Боец молодой» (слова М. А. Светлова) и «Боевой приказ» (слова В. В. Винникова). 10.2.1948 вышло Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере В.И. Мурадели “Великая дружба”», где М. был назван композитором «чуждого сов. народу» направления, он был обвинен в «формалистических извращениях» и антинародности. М. отказался официально выразить свое отношение к постановлению и покаяться; после чего был удален от обществ. жизни. В 1948–50 жил на даче на Николиной Горе.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Мясковский, Николай Яковлевич

род. 20 апр. 1881 в Ново-Георгиевске Варшавской губ., ум. 8 авг. 1950 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). В 1893—1899 обучался в Нижегородском и Петерб. кадетском корпусах. В 1902 окончил Петерб. военно-инженерное училище. В детстве учился игре на скр. и ф-п. В 1903 занимался по гармонии у Р. М. Глиэра, в 1903—1906 по теории музыки у И. И. Крыжановского. В 1911 окончил Петерб. конс. по кл. композиции А. К. Лядова и по кл. инструментовки Н. А. Римского-Корсакова. В 1914—1918 в армии. С 1918 жил в Москве. В 1919—1923 один из организаторов муз. отдела Наркомпроса, муз. сектора Госиздата, "Коллектива московских композиторов". В 1932—1948 член оргкомитета Союза композиторов СССР. С 1939 член худож. совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1940—1951 член редколлегии журн. "СМ". С 1921 проф. Моск. конс. С 1911 выступал как муз. критик.


Автор рецензий, нотографических заметок о произведениях композиторов XX в., "Автобиографических заметок о творческом пути" ("СМ", 1936, № 6). Гос. премии СССР (1941, янв. 1946, июнь 1946, 1950, 1951).


Соч.: для солистов, хора и симф. оpк. — поэма-кантата Киров с нами (к XXV годовщине Октябрьской революции, сл. Н. Тихонова, 1942); для солиста, хора и симф. орк. — Кантата-ноктюрн Кремль ночью (к XXX-летию Октября, сл. С. Васильева, 1947); для симф. орк. — 27 симфоний: I (1908, 2-я ред. 1921), II (1911), III (1914), IV (1918), V (1918), VI (по желанию — с хором, 1923, 2-я ред. 1947), VII (1922), VIII (1925), IX (1927), X (по гравюре А. Бенуа "Медный всадник" и по поэме А. Пушкина, 1927), XI (1932), XII (к 15-й годовщине Октября, 1932), XIII (1933), XIV (1933), XV (1934), XVI (1936), XVII (1937), XVIII (к 20-летию Октябрьской революции, 1937), XIX (к 21-й годовщине Красной Армии, для дух. орк., 1939), XX (1940), XXI (1940), XXII (симфония-баллада, 1941), XXIII (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Сев. Кавказа, 1941), XXIV (1943), XXV (1946), XXVI (на древнерус. темы, 1948), XXVII (1949), увертюры: I (1909, 2-я ред. 1949), Приветственная (1939), Патетическая (к 30-летию Советской Армии, 1947), притча Молчание (по Э. По, 1910), Симфониетта (1911, 2-я ред. 1943), поэма Аластор (по П. Шелли, 1913), Серенада (1929), Прелюдия и фугетта на имя Сараджев (1934), Звенья (6 набросков, 1944), Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старославянские темы, 1946), Дивертисмент (1948); для скр. и симф. оpк. — Концерт (1938); для влч. и симф. оpк. — Концерт (1944); для струн. оpк. — симфониетты: I (1929), II (1946), Две пьесы (из Девятнадцатой симфонии, 1945); для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. оpк. — Лирическое концертино (1929); для дух. оpк. — марши: Торжественный (1930), Драматический 1930), Героический (1941), Веселый (1941)), Драматическая увертюра (1942); для 2 скр., альта и влч. — 13 квартетов: I (1930), II (1930), III (1910, 2-я ред. 1930), IV (1910, 2-я ред. 1937), V (1939), VI (1940), VII (1941), VIII (1942), IX (1943), X (1907, 2-я ред. 1945), XI (Воспоминания, 1945), XII (1947), XIII (1949); для скр. и ф-п. — Соната (1947); для влч. и ф-п. — сонаты: I (1911, 2-я ред. 1930), II (1948); для ф-п. — сонаты: I (1909), II (1912), III (1920, 2-я ред. 1939), IV (1925, 2-я ред. 1946), V (по старым эскизам, 1907—1908, 2-я ред. 1917, 3-я ред. 1944), VI (по старым эскизам, 1908, 2-я ред. 1944), VII (1949), VIII (1949), IX 0949), ок. 100 пьес, частично вошедших (после доп. редакции) в сб.: Причуды (6 набросков, 1917—1922), Воспоминания (6 пьес, 1927), Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928), Простые вариации (лирическая сюита, 1937), Десять очень легких пьес (1938), Четыре легкие пьесы в полифоническом роде (1938), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946), Из прошлого (6 импровизаций, 1946), Полифонические наброски (2 тетр., 1948); для хора и ф-п. — Три массовые песни-марши (сл. Н. Асеева, И. Френкеля, И. Строганова, 1931), Ленинская (сл. А. Суркова, 1932), Песня о Карле Марксе (сл. С. Кирсанова, 1932), Три военно-комсомольские песни (сл. В. Винникова, С. Острового, А. Суркова, 1934); для голоса и ф-п. — циклы: Размышления (сл. Е. Баратынского, 1907), Из юношеских лет (сл. К. Бальмонта, 1903—1906, сост. сб. и ред. 1945), На грани (сл. З. Гиппиус, 1904—1908, сост. 1946), Из З. Гиппиус (1905—1908), сюита Мадригал (сл. К. Бальмонта, 1908—1909), Три наброска (сл. Вяч. Иванова, 1908), Предчувствия (6 набросков, сл. З. Гиппиус, 1913—1914), Шесть стихотворений А. Блока (1921), На склоне дня (сл. Ф. Тютчева, 1922), Венок поблекший (сл. А. Дельвига, 1925), Двенадцать романсов (сл. М. Лермонтова, 1935—1936), Три наброска (сл. С. Щипачева и Л. Квитко, 1938), Из лирики Степана Щипачева (1940), Тетрадь лирики (сл. М. Мендельсон и Р. Бернса в пер. М. Мендельсон, 1946), За многие годы (сл. разных поэтов, 1901—1936, сост. сб. 1950); романсы на сл. В. Шекспира, А. Фета, А. К. Толстого, А. Майкова, Н. Помяловского, В. Брюсова, Джамбула, А. Ерикеева, Л. Мельшина и др.; для хора — Ковыль (сл. К. Бальмонта, 1909), Слава советским пилотам (сл. А. Суркова, 1934); песни на сл. А. Безыменского, М. Светлова, В. Винникова, Ю. Зельвенского, В. Лебедева-Кумача; перелож. соч. Ф. Э. Баха, М. Мусоргского, А. Бородина, С. Прокофьева, М. Штейнберга, Д. Мелких.




Мясковский, Николай Яковлевич


(род. 20.IV.1881 в крепости Новогеоргиевск, близ Варшавы, ум. 8.VIII.1950 в Москве) — сов. композитор, педагог, муз. деятель. Детство провел в Оренбурге, Казани, Ниж. Новгороде. В 1895 переехал с семьей в Петербург, где в 1902 оконч. Военно-инженерное училище. Первоначальное муз. образование (уроки фп., скр.) домашнее. Первые опыты сочинения музыки датируются 1896—98 гг. В 1903 во время пребывания в Москве занимался гармонией с Р. Глиэром, с конца 1903 по 1906 — теорией музыки с И. Крыжановским. В 1906 поступил в Петербургскую консерваторию, где был учеником Н. Римского-Корсакова, А. Лядова (оконч. в 1911). С 1914 по 1918 в армии. В 1918 переехал в Москву. С 1926 до конца жизни проф. Московской консерватории (кл. композиции), доктор искусствоведения (1940). С 1919 активный участник музыкально-культурного строительства. В 1919—23 был одним из организаторов Муз. отдела Наркомата просвещения и муз.-изд. дела; в течение ряда лет чл. редколлегии журн. "Советская музыка", чл. худож. совета Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров, член оргкомитета СК СССР, чл. Комитета по Гос. премиям и др. Заслуги М. отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1926), нар. арт. СССР (1946), награждением орденом Ленина (1943). М. — один из крупнейших и наиболее авторитетных сов. композиторов и муз. деятелей. Преимущественная область творчества — симфоническая музыка и камерно-инструм. ансамбль. Произведения его отмечены серьезностью замыслов, глубиной мысли, высоким этическим уровнем, богатством содержания, неустанным творческим поиском в сочетании с принципиальной верностью традициям, солидностью профессиональной культуры и мастерства. М. — пятикратный лауреат Гос. премий СССР. Выдающееся значение имела его педагогическая деятельность: среди многочисленных учеников (более 80) В. Белый, Г. Галынин, Е. Голубев, Д. Кабалевский, А. Козловский, В. Крюков, З. Левина, Б. Мокроусов, В. Мурадели, Н. Пейко, М. Старокадомский, М. Тулебаев, А. Хачатурян, В. Шебалин и др.


Соч.: "Киров с нами", поэма-кантата для 2 сол., хора и орк. (1942), "Кремль ночью", кантата-ноктюрн для сол., хора и орк. (1947); 27 симфоний (1908, 1911, 1914, 1918, 1918, 1923, 1922—23, 1925, 1926, 1927, 1932, 1932, 1933, 1933, 1934, 1936, 1937, 1937, 1939 [для дух. орк.], 1940, 1940, 1941 [симф.-баллада], 1941, 1943, 1946, 1948 [на древнерус. темы], 1949); 3 симфониетты (1910, 1930, 1946, две последн. для стр. орк.), поэма "Аластор" (1913), симф. притча "Молчание" (1909); уверт. Приветственная (1939), Патетическая (1947), Славянская рапсодия (1946), Дивертисмент (1948), Серенада и Лирич. концертино для мал. орк. (1929) и др. произв. для орк.; концерты для скр. (1938), для влч. (1944) с орк.; 13 квартетов (1930, 1930, 1930 [?], 1909—37, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1907—45, 1945 ["Воспоминания"], 1947, 1949); соч. для фп., в т. ч. 9 сонат (1909, 1912 1920 [2 ред. 1941], 1924 [2 ред. 1947], 1907—44, 1908—44, 1949, 1949, 1949), Сонатина (1942), "Причуды", 6 штрихов (1917—22), "Воспоминания", 6 пьес (1927), "Пожелтевшие страницы" (1928), Песня и рапсодия (1942), "Стилизации", 9 пьес (1946), "Полифонические наброски", 6 фуг (1907—48) и др.; 2 сонаты для влч. и фп. (1911, 2 ред. 1945, 1949); св. 100 романсов, в т. ч. циклы "Размышления" (1907), "Мадригал", сюита в 5 ч. (1908), "Венок поблекший" (1925), 12 романсов на ст. Лермонтова (1936), "Из лирики Щипачева", 10 романсов (1940) и др., хоры, массов. песни.




Мясковский, Николай Яковлевич


Род. 1881, ум. 1950. Композитор, один из крупнейших русских симфонистов. Автор 27 симфоний, 3 симфониетт, 9 сонат, также струнных квартетов, концертов и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1946, 1946, 1950, 1951, посмертно). Народный артист СССР (1946).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич
(20 IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша - 8 VIII 1950, Москва)
Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой.
Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме «Аластор».
Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».
Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.
В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».
Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.
В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», - пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую»!
После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...»Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.
С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».
После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.
От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из "Медного всадника" Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство т»р»е»в»о»г»и за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).
Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности. /О. Аверьянова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.