Мясоедов Григорий Григорьевич
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Мясоедов, Григорий Григорьевич - живописец (1835 - 1911). Учился в Академии Художеств, у Т. Неффа и А. Маркова . Получил золотые медали за картины: ""Поздравление молодых в доме помещика"" (в музее Александра III ), ""Бегство Григория Отрепьева из корчмы"" (в музее Академии Художеств). За границей им написаны: ""Похороны у испанских цыган"", ""Франческо и Паоло"", ""Две судьбы"" и другое. Звание академика получено им за картину ""Заклинание"". Ему принадлежит инициатива основания товариществ передвижных художественных выставок. Из его картин на сюжеты из русской истории и быта выдаются еще: ""Уездное земское собрание в обеденное время"" (1872), ""Чтение положения 19 февраля 1861 года"" (1873), ""Самосожжение"" (1884; все три в Третьяковской галерее), ""Молебствие в поле во время засухи"" (1878 год; в Солдатенковском собрании Московского Румянцевского музея), ""Страдная пора"" (1887; приобретена императором Александром III). М. написал также много пейзажей, преимущественно крымских, например: ""Сумерки"", ""Скалы Гурзуфа"", ""Прибой"", ""С Байдарских ворот"", ""Дорога во ржи"" (1881, в Третьяковской галерее). Писал изредка и портреты (Н.Н. Бекетова , Е.С. Гордиенко, И.И. Шишкина ). Занимался и гравированием (офорты: ""Дорога из Бахчисарая в Успенский монастырь"", ""Дедушка русского флота"" и ""Заклинание"" - 2 последние с собственных картин).
Источник: Биографический словарь. 2008
— живописец; род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Mapков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину "Поздравление молодых" (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую за программу "Бегство Григория Отрепьева из корчмы" (сцена из "Бориса Годунова", Пушкина; в музее Академии художеств). Будучи отправлен за казенный счет за границу, М. работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании; из картин, написанных им за это время, упомянем "Похоронный праздник у цыган в Испании", "Франческа да-Римини и Паоло да-Парлента" (из Данте). По возвращении в Россию, получил в 1870 г. звание академика за картину "Заклинания". М. должен считаться основателем товарищества передвижных выставок (подробнее см. в ст. Товарищество передвижных выставок); его мысль осуществилась в 1871 г., и с тех пор М. деятельно участвует на всех выставках товарищества и постоянно заботится о его независимости и жизненности. Из национальных картин М. более замечательны, кроме упомянутого "Бегства Отрепьева" еще "Чтение положения 19 февраля 1861 г." (1874 г. и повторена в 1881 г.), "Земство обедает" (1872), "Молебствие в поле во время засухи" (1878), "Страдная пора" (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем. Вообще М. написал много пейзажей и преимущественно крымских; многие из них характерны и весьма колоритны. Избираемые им сюжеты как бытовые, так и пейзажные — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина); но они занимают небольшое место в его деятельности. М. занимался также и гравированием крепкой водкой (офортом).
{Брокгауз}
Мясоедов,
Григорий Григорьевич(Miassoiedof); Род. в Тульск. губ. 1835; учен. Акад. худ. Получил в 1861 2-ю, a в 1862 1-ю золотую медаль; в 1870 академик. Гравировал в Обществе аквафортистов под наблюдением А.И. Сомова. Его офорты:
1. Дорога из Бахчисарая в Успенский монастырь: "Г. Мясоедов". Выш. 7.9; шир. 10.5. В альбоме русских аквафортистов 1863 г.
2. Дедушка русского флота, с подписью: "Гр. Мясоедов 1872"; с его собственной картины. Выш. 9.3; шир. 12.6. В альбоме: "Памяти Петра Великого... СПб. 1872".
3. В каталоге 2-й передвижной выставки 1873 г., две гравюры на одной доске: 1. Обед крестьянских членов земского собрания. Выш. 1.10; шир. 3.1; и 2. Женщина, убитая взрывом бомбы. Выш. 2.7; шир. 6.7. Вся доска выш. 6.7; шир. 4.6. Без подписи Мясоедова.
4. В каталоге 3-й передвижной выставки 1874 г. три гравюры на одной доске: 1. Чтение манифеста о свободе: "Гр. Мясоедов". Выш. 2.8½; шир. 4.3; 2. Тип киргиза: "В. Перов". Выш. 1.6; шир. 1.3½ и 3. Портрет: "Г. Мясоедов". Выш. 1.6; шир. 1.3½. Вся доска выш. 6.6; шир. 4.6.
5. Поясное изображение девочки, с платком на голове; она сидит и держит на коленях чашку с яйцами. Грав. крепк. водкой, иглою и рулеткою "Г.М.".
6. Заклинание: "Г. Мясоед. Опыт выпуклого офорта с собственной карт. м.".
{Ровинский}