МОЧАЛОВ Павел Степанович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мочалов Павел Степанович
(1800-1848) – актер. Из семьи актеров, в прошлом крепостных. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 г. на московской сцене(с 1824 – в Малом театре).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

МОЧАЛОВ Павел Степанович
3.11.1800 - 16.03.1848), актер, крупнейший представитель романтизма на русской сцене. С 1824 - актер Малого театра. Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет) и Ф. Шиллера (Карл Моор в "Разбойниках", Фердинанд в "Коварстве и любви") и в "Горе от ума" Грибоедова (Чацкий).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

МОЧАЛОВ Павел Степанович
(1800—1848) — российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. На московской сцене дебютировал в 1817 г. в роли Полиника («Эдип в Афинах» В. А. Озерова). С 1824 г. выступал в Малом театре. Захватывал зрителя силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Способствовал утверждению в русском театре непосредственности актерского переживания, острого ощущения связи художника с передовыми идеями современности. Создал драматическую композицию по стихотворению А. С. Пушкина «Черная шаль», с которой выступал в концертах. Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет — «Гамлет», Отелло — «Отелло», Лир — «Король Лир», Ромео — «Ромео и Джульетта»), Ф. Шиллера (Карл Моор — «Разбойники», Фердинанд — «Коварство и любовь»). Одна из наиболее значительных ролей — Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), в трактовке которой создал образ вольнолюбивого героя эпохи декабристов. Его талант и творчество высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Мочалов, Павел Степанович

Мочалов Павел Степанович


— знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова "Эдип в Афинах". Через Кокошкина (см.) он сблизился с С. Т. Аксаковым, который ввел его в литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворения элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще в эпоху, когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара, вперемешку с пьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре М. бессменно 30 лет занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главное место занимали пьесы Коцебу, из русских — Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву, Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана, Ромео, Ричарда III; из Шиллеровского — Франца и Карла Мооров в "Разбойниках", Дон Карлоса, Фердинанда и Миллеpa ("Коварство и любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"). "Коронной" ролью М. был Гамлет, в переводе Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчасти жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была украшена памятником с эпитафией, в которой М. назван "безумным другом Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. Фигура М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат, но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи, черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались гибкостью. Удивителен был голос М. — тенор, мягкий и звучный; шепот М. был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставляли невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его игра была игрой счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин (см.), стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного, "романтического". Знаменитая статья Белинского о М.: "Гамлет, драма Шекспира, и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и Гамлет в передаче М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. был лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С. Щепкину.


См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской библиотеке", приложение); А. Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического искусства" ("Артист", 1893 г., № 26).


Вс.Чешихин.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Мочалов Павел Степанович

Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли ""Полиника"" (""Эдип в Афинах"" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского (""Аристофан"", ""Пустодомы"", ""Урок женатым"" и др.), исполнял Альмавиву в ""Севильском Цирюльнике"", Чацкого в ""Горе от ума"", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани (""Тридцать лет, или Жизнь игрока""), граф д´Обервиль (""Графиня д´Обервиль"") и в особенности Мейнау (""Ненависть к людям и раскаяние"", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , ""вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии"". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского , Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца (""Разбойники""), Фердинанда и Миллера (""Коварство и Любовь""), Мортимера (""Мария Стюарт""), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. ""М. играл свою собственную душу"" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского , давшего яркое описание игры артиста в статье ""Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета"". Современники в один голос характеризуют М. как артиста ""Божьей милостью"". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин , были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было ""положиться""; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова , содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил ""гулякой праздным"", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: ""безумный друг Шекспира"". Перу М. принадлежит драма ""Черкешенка"" и несколько стихотворений, напечатанных в ""Еж. Имп. Театр."" (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3). - См.: С.Т. Аксаков ""Литературные и театральные воспоминания""; Барсуков ""Жизнь и труды Погодина""; М.П. Погодин ""Два слова о М."" (""Антракт"", 1868, № 25); Каратыгин ""Записки"" (1880, Санкт-Петербург); А.Д. Галахов ""Литературная кофейня в Москве"" (""Русская Старина"", 1886, № 4); П.П. Вейнберг ""Из моих театральных воспоминаний"" (""Еженедельник Императорский Театр."", 1894 - 1895, кн. I); А.А. Ярцев ""П.С. Мочалов"" (""Еженедельник Императорский Театр."", 1896 - 1897, кн. 3). Об игре М. писали Белинский, Ап. Григорьев, Галахов (""Шекспир на Руси"", ""Русская сцена"", 1864, № 4), М.С. Щепкин (""Воспоминания"", Санкт-Петербург, 1914), Сиротинин (""Арт."", 1893, № 26). А. Поляков.

Источник: Биографический словарь. 2008