МОДИЛЬЯНИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МОДИЛЬЯНИ
Modigliani), Джузеппе Эмануэле (22.X.1872 - 5.X.1947) - деятель итал. социалистич. движения. Публицист. С 1908 - чл. руководства Итал. социалистич. партии (ИСП). В 1913-26 - депутат парламента. В ИСП примыкал к реформистскому течению, ратуя за всеобщее избират. право, к-рое считал средством превращения бурж. гос-ва в общенародное. В период итало-турецкой войны 1911-12 осуждал откровенный шовинизм Биссолати и др. В годы 1-й мировой войны - на центристских позициях, участник Циммервальдской и Кинтальской конференций. В 1922 один из основателей правореформистской Унитарной социалистич. партии. В 1926 эмигрировал во Францию; примкнул к антифаш. движению. Вернулся в Италию в 1944. После раскола ИСП в янв. 1947 возглавил парламентскую фракцию Социалистической партии итал. трудящихся.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОДИЛЬЯНИ
modigliani) Амедео (1884, Ливорно – 1920, Париж), итальянский живописец и скульптор. Родился в еврейской семье. Начал учиться живописи в возрасте 14 лет в мастерской скульптора Г. Микели в Ливорно. Занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской академии художеств (1902) и в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского института изящных искусств (1903). С 1906 г. обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Ф. Коларосси. В 1907 г. впервые показал свои работы на Осеннем салоне. В ноябре 1907 г. Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 гг. выставлял свои работы в их салоне.
До сер. 1910-х гг. Модильяни занимался преимущественно скульптурой. В его произведениях, для которых характерны плоскостность и лаконичность композиции, геометризация форм и удлиненность пропорций, ощутимо воздействие К. Бранкузи, с которым художник познакомился в 1909 г. («Голова», 1913). Но занятия ваянием пришлось оставить из-за обострившегося туберкулеза.
Модильяни дружил с такими разными художниками, как Пабло Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским, поэтом и торговцем картинами, устроившим первую выставку художника. Через сутки экспозиция была закрыта полицией, которая сочла изображения обнаженных женщин непристойными; однако Зборовский и в дальнейшем поддерживал творчество Модильяни. Испытав влияние искусства А. де Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, П. Пикассо, а также африканской скульптуры, фовизма и кубизма, Модильяни выработал на их основе свой неповторимый стиль. В его работах предстают удлиненные фигуры, очерченные изящными гибкими линиями, с вытянутыми, «колоннообразными» шеями, слегка склоненными набок головами, сложенными на коленях руками, миндалевидными глазами без зрачков – меланхолически самоуглубленные и трагически беззащитные. («Портрет Л. Зборовского», 1917; «Эльвира», «Большая обнаженная»; обе – 1919).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Модильяни
, Амедео (Modigliani, Amedeo) 1884, Ливорно — 1920, Париж. Французский художник итальянского происхождения. Учился в художественной школе Ливорно у Г. Микели (1899—1901), затем в Школах изящных искусств Флоренции (1902) и Венеции (1903). В нач. 1906 прибыл в Париж и обосновался на Монмартре. В портретах 1907—1909 проявилось увлечение молодого художника живописью Сезанна, Тулуз-Лотрека, фовистов (Еврейка, 1908; Виолончелист, 1909, оба — Париж, частные собрания). Переселившись в 1909 в Ситэ Фальгьер (Монпарнас), сблизился с К. Брынкуши и занялся скульптурой. Работая, как и Брынкуши, в камне методом прямой рубки, он вдохновлялся обобщенными формами древнеегипетской и африканской пластики. Модильяни вынашивал грандиозный замысел "Храма красоты" с многочисленными стоящими и сидящими кариатидами. Большая часть этих статуй была уничтожена им самим или утеряна, но сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о несомненной одаренности ваятеля (две Женские головы, 1911—1912; Лондон, галерея Тейт; Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Кариатида, 1913—1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1914 оставил пластику, отчасти из-за невозможности обеспечить себя материалом. Портреты 1914—1916, написанные в экспрессивной темпераментной манере, ярко характеризуют индивидуальность модели (Диего Ривера, 1914, Сан-Паулу, Художественный музей; Пабло Пикассо, 1915, Женева, частное собрание; Фрэнк Бюрти Хэвилэнд, Милан, собрание Дж. Маттиоли). Модильяни писал людей из артистической среды и богемы, колоритные фигуры жителей Монмартра и Монпарнасса. В некоторых работах острота социальной характеристики приближается к гротеску (Госпожа Помпадур, 1915, Чикаго, Институт искусств; Супружеская пара, 1915—1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1917 свободная живописность сменяется линейной стилизацией, складывается характерный тип "модильяниевского" портрета: полуфигура вытянутых пропорций охватывается плавно изогнутым контуром, сдержанная цветовая гамма строится на сочетании охристых, серых, черных тонов с добавлением голубого и зеленого (Жак Липшиц и его жена, 1916—1917, Чикаго, Институт искусств; Жан Кокто, 1917, частное собрание; Хайм Сутин, 1917, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Характерная особенность модильяниевских портретов — изображение глаз в форме миндалин, залитых голубым или черным цветом, что создает впечатление неуловимого взгляда, особой глубины и потаенности внутренней жизни модели (Дама с черным галстуком, 1917, Париж, частное собрание; Женский портрет, ок. 1918, Париж, Гор. музей современного искусства; Молодая служанка, ок. 1919, Буффало, художественная галерея Олбрайт-Нокс). Лирическая интонация доминирует в детских портретах, преисполненных грусти и нежности (Маленький крестьянин, 1918, Лондон, галерея Тейт; Девочка в голубом, 1918, Париж, частное собрание). В 1917 Модильяни познакомился с юной Жанной Эбютерн, сыгравшей важную роль в его личной и творческой биографии. В портретах Жанны принцип линейной стилизации обретает законченность и четкость лаконичной формулы. Удлиненный корпус в спиралевидном развороте очерчивается пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица (Желтый свитер, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Жанна Эбютерн в шляпке, 1917—1918, Париж, частное собрание). Значительное место в творчестве Модильяни занимают фигуры обнаженных. Картины, изображающие белокурых девушек со спущенной рубашкой, отличаются волнующей интимностью, тонкой передачей дыхания плоти, ее трепетных соприкосновений с воздухом (Стоящая обнаженная, 1917, частное собрание). В серии распростертых обнаженных тугие формы бронзовых тел описываются ритмичными поворотами чеканной линии (Лежащая обнаженная, 1917, Штутгарт, Гос. художественная галерея; Большая обнаженная, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1918—1919 Модильяни побывал в Ницце и Кане. Природа и люди южной Франции пробудили в нем воспоминания о живописи Сезанна. Тяжелые последствия перенесенных в детстве заболеваний, отягощенные нищетой и богемным образом жизни, обрекли художника на раннюю смерть. Узнав о кончине мужа, на следующий день покончила с собой и Ж. Эбютерн.
Лит.: Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. М., 1989; Диль Г. Модильяни. М., 1995; Roy C. Amedeo Modigliani. Geneve, 1958; Modigliani J. Modigliani sans legende. Paris, 1961; Sichel P. Modigliani. A biography. New York, 1967.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.17 мб

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА АМАДЕО-КЛИМЕНТЕ МОДИЛЬЯНИ НА СОВРЕМЕННО ИСКУССТВО В РОССИИ

Тарасенко А.А.
Творчество знаменитого художника Амедео Клементе Модильяни, умершего на пороге своей славы, заслуженно почитается во всем мире.

Похожие термины:

  • АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ

    1884–1920) Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: «После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более инти