Модзалевский Лев Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Модзалевский Лев Николаевич

Модзалевский Лев Николаевич - выдающийся педагог (1837 - 1896). Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Работал несколько лет в столичных школах; переехав в Тифлис в качестве воспитателя сыновей великого князя Михаила Николаевича , много сделал для развития женского образования в крае. Вернувшись в Петербург, способствовал улучшению дела воспитания глухонемых. В целом ряде работ ознакомил русское общество с идеями Яна Коменского. Список 234 печатных работ Модзалевского - в ""Русской Школе"" (1897, № 3 и 4), в приложении к его автобиографии, изданной также отдельно (Санкт-Петербург, 1899). Главные его труды: ""Быт студентов в Германии"" (Санкт-Петербург, 1865), ""Очерки истории воспитания и обучения"" (Санкт-Петербург, 1866, 3-е изд., 1899), ""К биографии Ушинского"" (Санкт-Петербург, 1881), ""Историческое значение христианства для воспитания"" (Санкт-Петербург, 1892), ""Амос Коменский"" (Санкт-Петербург, 1892). Самые популярные песенки в ""Родном Слове"" Ушинского написаны Модзалевским, издавшим их с другими своими произведениями этого рода в сборнике: ""Свирель"" (Москва, 1878). Биография Модзалевского написана Д.Д. Семеновым (""Вестник Воспитания"", 1897, 2), приведшим выдержки из его писем.

Источник: Биографический словарь. 2008

Модзалевский, Лев Николаевич

(14 февраля 1837 — 12 мая 1896 г. в Петербурге) — педагог, директор училища глухонемых.


Директор училища глухонемых Лев Николаевич Модзалевский скончался в ночь на 12-е мая от паралича мозга. Никто не мог ожидать такой неожиданной кончины одного из известных русских педагогов. Еще накануне своей смерти Л. Н. казался совершенно здоровым. В этот день (11-го мая) был акт в училище глухонемых и первый выпуск учеников покойного. Л. Н. был поднесен адрес, в котором ученики сердечно благодарили своего доброго начальника. Ночью Модзалевского не стало. В лице его педагогический мир понес большую утрату. Покойный был организатором нескольких учреждений, имевших целью распространение идеи правильного воспитания. По его инициативе возник, между прочим, отдел Коменского при Педагогическом музее и было предпринято издание сочинений этого великого славянского педагога. Его "Очерки истории воспитания и обучения", выдержавшие с 1866 г. три издания, послужили для многих учителей и учительниц существенным подспорьем для выработки правильных приемов преподавания. Его умелому руководству, когда он был инспектором педагогических курсов при второй военной гимназии (при Г. Г. Даниловиче) обязаны многие своим педагогическим образованием. В последнее время Л. Н. вооружился против переполнения русской речи излишними иностранными словами. Он с целью исправления русской речи прочел доклад в Педагогическом обществе и вызвал сочувствие. Недавно образовался "Союз ревнителей русского слова", душой которого был Лев Николаевич. Особенного внимания заслуживает также любовь покойного к молодежи. Он умел понимать молодых людей и привлекать их к труду, направленному к общественной пользе. Состоя преподавателем многих учебных заведений, Л. Н. пользовался общим уважением и симпатиями своих многочисленных учениц и учеников. Всегда общительный, доброжелательный, внимательный и снисходительный, покойный не имел врагов.


Л. Н. Модзалевский родился 14 февраля 1837 г. По окончании курса в третьей гимназии, он поступил в С.-Петербургский университет, из которого был выпущен с дипломом кандидата историко-филологических наук. Затем Л. Н. пополнил свое образование в Гейдельбергском и Йенском университетах, где в продолжение двух лет слушал лекции, и, возвратившись из-за границы, посвятил свои силы всецело педагогическому делу. В это время покойный составил и издал интересную брошюру "О студентах в Германии". Педагогическая деятельность Модзалевского началась в третьей классической гимназии. Затем он был приглашен покойным К. Д. Ушинским редактировать "Журнал министерства народного просвещения", Л. Н. явился одним из деятельных сотрудников этого журнала. Идеи Ушинского нашли в покойном одного из горячих поборников. Кроме того, Л. Н. в это время преподавал историю в училище правоведения и был инспектором приюта принца П. Г. Ольденбургского.


Приглашенный в качестве преподавателя русского языка к Августейшим детям великого князя Михаила Николаевича: к их императорским высочествам Михаилу Михайловичу, Анастасии Михайловне (ныне великая герцогиня Мекленбург-Шверингская) и Георгию Михайловичу, Л. Н. поселился на Кавказе, где в продолжение 70-х годов, до 1883 г. занимал должность инспектора и директора женской гимназии в Тифлисе, окружного инспектора кавказского учебного и председателя кавказского цензурного комитета. Возвратившись в Петербург, Модзалевский был инспектором Мариинского института, а прошлым летом занял должность директора училища глухонемых.


("Новое Время", 1896, № 7258).


Библиография


Его:


"Письмо в редакцию" ("Новое Время", 1895, № 6840).


О нем:


"Журнал Министерства Народного Просвещения", 1896, кн. 7, отд. IV, с. 10—12.


"Московские Ведомости", 1896, № 137.


"Образование", 1896, кн.7—8.


"Исторический Вестник", 1896, кн. 7, с. 266—267.


"Биржевые Ведомости", 1896, № 132.


"Новости", 1896, № 131.


"Санкт-Петербургские Ведомости", 1896, № 134.


"Русские Ведомости", 1896, № 137.


"Русское Слово", 1896, № 134.


"Воспитание и обучение", 1896, № 7.


"Вестник Воспитанника", 1896, № 5.


"Из педагогической автобиографии" ("Русская Школа", 1897, № 3).



H. H. Бахтин. "Л. Н. Модзалевский как детский поэт". ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1910, кн. 5, отд. III, с. 61—70).


"Из бумаг Л. Н. Модзалевского" ("Голос Минувшего", 1917, кн. 1, с. 135—170).





Модзалевский, Лев Николаевич


(1837—1896) — педагог. Окончил курс в СПб. универитете по историко-филологическому факультету; в 1864 г. назначен инспектором-учителем первых в России педагогических курсов для приготовления учителей городских училищ. Преподавал педагогику в педагогических курсах военно-учебных заведений и в специальных классах Смольного института; был инспектором приюта принца Ольденбургского, наставником-наблюдателем августейших детей вел. кн. Михаила Николаевича на Кавказе, инспектором, потом директором тифлисской гимназии, окружным инспектором, председателем Кавказского цензурного комитета. Возвратясь в СПб., состоял членом комитета по разбору отчетов инспекторов и директоров народных училищ и заведовал учебною частью Мариинского института. В 1895 г. был поставлен во главе училища глухонемых в СПб. Сочинения его: "Очерки истории воспитания и обучения" (СПб., 1866, 3 изд., 1892); "О студентах в Германии" (1866), "Жизнь и характер Коменского" (1892) и множество др. статей в педагогических журналах, в "Голосе" и "Кавказе". Литературный псевдоним его — Гарский. Состоит председателем "Отдела Коменского" при педагогическом музее в СПб. и членом-учредителем Союза ревнителей чистоты русского слова.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008