Могилевер, Самуил

Найдено 1 определение
Могилевер, Самуил


Самуил Могилевер.


(רעװעליהאמ לאומש יבר) — выдающийся талмудист, проповедник, общественный деятель, известный лидер палестинофильского движения, потомок родовитой фамилии, насчитывавшей в своей среде целый ряд виднейших раввинов и талмудистов; род. в местечке Глубоком (Витебской губ.) в 1824 г., умер в Белостоке в 1898 году. Отец его, р. Иуда Лейб, дал сыну разностороннее образование, познакомив его не только с Талмудом, но и с еврейской религиозно-философской литературой и светскими науками. Обаятельная подкупающая внешность, крупный ораторский талант, обширные познания в талмудической и светских науках, знание литературы (польской, русской и немецкой) — все это в короткое время выдвинуло М. 24-х лет от роду (1848) он стал преемником своего отца на раввинском посту в Глубоком, в 1856 г. был призван на пост раввина в Шаки (Сувалкской губ.), в 1860 г. в Сувалки. В 1868 г. М. стал раввином в Радоме, где еврейская община обязана своим благоустройством его постановлениям и энергичной деятельности. Местные хасиды хотели провозгласить его "цадиком", но M. энергично отклонил их просьбу. В 1883 г. М. был избран раввином в Белостоке (Гродненской губ.), где и оставался до самой смерти. В Белостоке M. со всей энергией отдался благоустройству еврейской общины, основал образцовый иешибот, общество мелкого кредита, תולימג דסח, и т. д. В 1873 г. М. принял участие в петербургском совещании раввинов и общественных деятелей, где он горячо выступил с идеей объединения консервативных элементов с прогрессивными, но его попытка не имела успеха. После погромов 1881 г. М. совершил путешествие по Западной Европе, чтобы пропагандировать палестинофильское движение и направить волну еврейской эмиграции в Палестину. В следующем году М. основал первый палестинофильский кружок "Bene Zion" (ןויצ ינב). В том же году ему удалось привлечь известного филантропа и мецената барона Эдмонда Ротшильда к палестинофильству и, в виде опыта, поселить евреев-земледельцев в колонии, получившей название Экрон. Тогда же М. совершил путешествие по России с целью склонить народные массы в пользу палестинской колонизации. В октябре 1884 г. М. принял участие в Катовицском съезде, одним из инициаторов которого он был. Его речь, תושביה תומצעה, произнесенная им в качестве почетного председателя съезда, стала затем основным мотивом в проповедях национальных "матифим" как палестинофильских, так и сионистских. В 1889 г. М. разрешил палестинским колонистам работать в колониях, несмотря на то что это год был "шемиты" (седмицы). В этом же году М. председательствовал на палестинофильских съездах в Друскениках и Вильне. В 1890 г. М. принял участие в учредительном собрании общества вспомоществования евреям-земледельцам в Сирии и Палестине и участвовал в первой партии паломников в Палестину. В том же году им была основана колония "Рехобот". В 1892—1893 гг. М. заседал в раввинской комиссии. В 1896 г. M. был в числе учредителей коммандитного общества "Кармель". С возникновением сионистского движения М. горячо примкнул к нему и отдался ему со всей энергией, пропагандируя идею учреждения еврейского колониального банка. М. оставил обширный сборник респонсов, новеллы к Талмуду и Хошен га-Мишпат, проповеди, респонсы о "Пеа" и "Килаим", где обнаруживает солидные математические познания, и вечный календарь. Все эти сочинения остались неизданными. — Внук М. Иосиф М., общественный деятель и сионист, состоит общественным раввином в Белостоке и председателем местного комитета רבע תפש יבבוח.


Ср.: Allg. Ztg. d. Jud., 1898, № 24; Nakel (I. Nissenbaum), Rabbenu Schemuel Mohilever, Бердичев, 1898; I. Nissenbaum, Luach Achiasaf, 1898, pp. 289—295; Ha-Meliz, 1898, № 27; Jüdischer Volkskalender, 1897—1898, p. 109; 1898—1899, p. 202; Die Welt, 1897, I, № 13; W. Bambus, Zion, 1898, IV, № 6; J. E., VIII, 647—648.


И. Б.


{Евр. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008