Мохой-Надь

Найдено 1 определение
Мохой-Надь
, Ласло (Moholy-Nagy, Laszlo) 1895, Бачборшод — 1946, Чикаго. Венгерский художник. В 1913 изучал право в Будапеште. В 1914—1917 участвовал в военных действиях. Получив ранение, был отправлен в госпиталь, где начал рисовать. С 1918, завершив юридическое образование, целиком посвятил себя искусству. В 1919—1920 жил в Вене, затем в Берлине. Многогранное творчество Мохой-Надя сложилось под воздействием русского конструктивизма. Он занимался живописью, архитектурой, скульптурой, фотографией, плакатной графикой, кино, дизайном, сценографией, теорией искусства. В 1923—1928 преподавал в Баухаузе, где вел пропедевтический курс и руководил мастерской работ по металлу. В издании Баухауза вышли три его книги: Сцена в Баухаузе (в соавторстве с Шлеммером, 1925), Живопись, фотография, кино (1925), От материала к архитектуре (1929). Во всех видах творчества его интересовали, прежде всего, возможности передачи света, пространства, движения, а также пластические качества новых материалов. В 1922—1930 работал над созданием "Пространственно-светового модулятора" — кинетической установки, которая порождает своеобразный театр теней, перемещающихся по стене. В геометрической живописи Мохой-Надя, тесно связанной с его архитектурными проектами, разноцветные плоскости пересекаются на пустом фоне, вызывая ощущение слабых пространственных колебаний (серия т. н. прозрачных картин, 1920—1923). В дальнейшем пространственные построения усложняются: наклоненные под разными углами плоскости, расчерченные параллельными или расходящимися линиями, сужающиеся решетки, тонко рассчитанное положение уплотненных цветом форм создают ощущение полета, вращения абстрактных объектов в бесконечном пространстве (Композиция А. XX, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства; Желтый крест, 1922, Рим, Нац. музей современного искусства; СНХ, 1939, частное собрание). В 1928—1933 Мохой-Надь, покинув Баухауз, жил и работал в Берлине. В 1934, спасаясь от фашистского режима, переехал в Амстердам, затем в Лондон. Здесь художник занимался главным образом фотографией, кино и построением "модуляторов пространства". С 1937 обосновался в Чикаго, где стал директором "Нового Баухауза", продолжившего начинания В. Гропиуса. В 1938 основал Школу дизайна (с 1944 — Институт дизайна), где преподавал до конца жизни. После смерти художника вышла в свет его книга Видение в движении. Убежденный сторонник социально ориентированного искусства, организующего окружающую среду, тесно связанного с человеческим бытием, Мохой-Надь сочетал в своем творчестве методы рационального конструирования с трепетностью бесплотных светотеневых образов. В его "модуляторах пространства" и "модуляторах света" живопись и гравировка по прозрачному плексигласу создают сложное взаимодействие физической материи и отбрасываемых ею теней, световых отражений (Пространственный модулятор, 1942; Леда и Лебедь, 1945; Двойная форма, 1946, все — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Такие работы стали предвестниками оп-арта. Движущиеся конструкции Мохой-Надя положили начало кинетическому искусству.
Лит.: Moholy-Nagy L. The New Vision and Abstract of an Artist. New York, 1946; Moholy-Nagy L. Vision in Motion. Chicago, 1947; Moholy-Nagy L. Painting, Photography, Film. New York, 1969; Passuth R. Moholy-Nagy. Paris, 1984.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006