Мойры

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЙРЫ
в древнегреческой мифологии 3 богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис определяет жребий людей, Атропос в назначенный срок обрезает нить жизни.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мойры
в греческой мифологии богини судьбы (в переводе с греческого — «доля, участь, судьба»), которые определяют срок жизни человека. Это дочери Зевса и Фемиды, которых иногда изображали в образе старух. Соответствуют римским богиням паркам.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МОЙРО
   • ????? (не ?????),
         греческая поэтесса из Византии, мать александрийского трагика Гомера, жена филолога Андромаха, жила ок. 312 г. до Р. X. Ей приписывают эпические, элегические и лирические стихотворения; две эпиграммы ее сохранились в греческой антологии.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МОЙРЫ
три богини, дочери Ночи, управляющие судьбой человека. Первая, Клофо, прядет нить жизни; вторая, Лахеcис, определяет судьбу; третья, Атропа, т. е. «неизбежная», отрезает нить жизни. Они знают наперед участь, ожидающую каждого человека, и люди должны подчиняться этим могущественным богиням. У римлян эти богини назывались парками.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Мойры
греч. "доля, участь, судьба") -древнегреческие богини судьбы, которые определяли срок жизни человека. Иногда их изображали в образе старух. В римской мифологии и в послеантичный период именовали парками. Наиболее известными считались три из них: Клото, прявшая нить жизни; Лахесис, определявшая судьбу человека; Антропос, перерезавшая жизненную нить,

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Мойры
(греч. Moira, лат. Моегае — доля, участь, судьба), греч. богини судьбы (идентичные рим. паркам), которые определяют срок жизни человека; дочери Зевса и Фемиды; иногда их изображали в образе старух. Наиболее известны три из них: Клото (прядет жизненную нить), Лахесис (определяет участь человека), Атропос (перерезает жизненную нить). В послеантичный период в литературе и искусстве М. в осн. именовались так, как это было принято в рим. мифологии, т. е. парками.

Источник: Словарь античности. 1989

МОЙРЫ
в греч. миф. богини судьбы. В первонач. представл. мойра-судьба каждого воплощается в некоем материал. предмете — фетише, носителе жизнен. потенций. Так, мойра Мелеагра была заключена в оставш. от жертвен. костра головне, спрятан. матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила ее в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучит. смерть. Наиболее распростр. миф — о трех сестрах — М. Архаич. М. — дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис («дающая жребий») Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий еще до рожд. человека, Клото прядет нить его жизни, Атропос неотвратимо прибли-жает будущее. Платон считает, что эти три М. — дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Мойры
греч. Moiroi)
   в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами, постоянно прядущими нить человеческой жизни. В Риме их называли парками.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
или Парки (лат.)
   Богини судьбы. Дочери Зевса и Фемиды. Обычно упоминали трех мойр: Клото - пряла нить жизни, Лахесис - определяла жребий и самая грозная - Атропос - перерезала жизненную нить. В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой Зевса изображались мойры как символ того, что судьбы повиновались Зевсу.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МОЙРА
   • ??????.

         Слово это обозначает первоначально часть (Ноm. Od. 20, 171), затем предопределенный человеку срок жизни (?????? ??????? Ноm. Il. 4, 170), далее предназначенную ему в жизни участь и смерть. Ноm. Il. 3, 101. Ноm. Od. 2, 100. Это понятие является у поэтов отчасти безличным, отчасти божеством, олицетворенною судьбою. У Гомера М. не является железным, неограниченно-властвующим роком; в ее распоряжения может вмешиваться Зевс, и другие боги могут дать им направление, остановить их (Il. 16, 434 слл. 20, 115 слл.), и сам человек благодаря своей свободе может иметь влияние на судьбу (Ноm. Od. 1, 34 слл.). Но отношения М. к Зевсу и другим богам у Гомера не определены точно. С одной стороны, Зевс считается богом, в руках которого находится судьба людей, добро и зло (Od, 4, 234. Il. 24, 527), с другой стороны, его воля не совпадает всецело с волей рока; взвешивая судьбу людей, он выведывает неизвестную ему волю мойры (Il. 8, 69. 22, 209); Зевс и другие боги являются то исполнителями и орудием ее, то противниками. Поэтому Зевс и другие боги являются у Гомера то равноправными с этим таинственным существом М., то подчиненными ему. Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, т. к. каждый бог пользуется самостоятельностью и свободой; таким образом, даже самый высший, совершеннейший бог — Зевс, владыка богов и людей, не имел решительной, неограниченной власти. Поэтому человек чувствовал потребность поставить над этим ограниченным миром богов еще другую, единую, высшую власть, простирающуюся на всех. Но человеческий дух не мог дать живой образ этой отвлеченной силе, вследствие чего она могла бы бороться, энергично и сознательно, с существующими божествами и побеждать их. М. оставалась таинственною, непонятною и безжизненною силою; человек постоянно обращался к своим богам, полным жизни, и предоставлял им решения своей участи. Это противоречие, встречающееся у Гомера, тянется через всю греческую древность и никогда не было разрешено язычеством. М. представлялась то неограниченно властвующею над богами и людьми, то подчинялась воле богов, то считалась железным, неизбежным, жестоким и завистливым роком, то (как у трагиков) совпадала с высшим нравственным мировым порядком. У Гомера М. является обыкновенно в единственном числе, но встречаются и ??????? во множественном числе (Il. 24, 49), они прядут человеку нить жизни (Il. 24, 209) и называются поэтому прядильщицами, ??????????? (Ноm. Od. 7, 197). Но олицетворение их не дошло еще до того, чтобы число их, имена, признаки и происхождение были определены. Гесиод уже (Hesiod. theog. 217. 904) называет трех: ????? — прядущая, ??????? — определяющая участь, ´??????? — неизбежная; они дочери Ночи или Зевса и Фемиды. Впоследствии их представляли с жезлом в руках, строгими, возвышенными богинями, которые управляют рулем необходимости и дают власть карающим эриниям, или же как представительниц продолжительности человеческой жизни. Они определяют время рождения человека (потому их ставят иногда наряду с илифиями, ???????????, богинями родов), они прядут человеку нить жизни и определяют кончину его. Как богини смерти, они находятся в связи с керами (??????). Предопределяя судьбу людей, они знают ее уже наперед и, следовательно, могут предвещать ее. Ov. met. 8, 452 слл. Ov. trist. 5, 3, 25. Hor. с. s. 25. Plat. r. p. 10, p. 616. Поэты представляют мойр иногда в виде безобразных старух (Catull. 64, 306. Ov. met. 15, 781); художники же изображают их в виде строгих дев: Клофо с веретеном, Лахезис с шаром, на котором она намечает участь людей, или же со свертком, содержащим определения судьбы, Атропа с весами, ножницами, которыми она отрезает нить жизни, солнечными часами, на которых она показывает час смерти, и т. п. Они имели святилища в Коринфе, Спарте, Олимпии и других местах. ????? почти то же, что М., и обозначает первоначально также — часть; она прядет (в олицетворении), подобно М., нить жизни человека при его рождении (Ноm. Il. 20, 127. Ноm. Od. 7, 197); но она еще более, чем М., осталась отвлеченным понятием. Римские парки (Рагсае) в период развития римской литературы были тождественными с греческими М.; в более древнее время римляне имели, вероятно, лишь одну Парку. Слово Раrса стоит в связи с словом pars и имеет, следовательно, то же значение, как и ??????. Под словом Fatum, римляне разумели волю богов, открытую каким-либо богом, особенно Юпитером, ясно высказанное определение (fari, ????????), то неизбежный, неизменный рок, то хороший или дурной жребий — и конец жизни, смерть. Во множественном числе fata обозначает или судьбы отдельных лиц, или, подобно паркам, — божества судьбы, которые записывают участь людей при их рождении; это — те fata scribunda, которых призывали в последний день первой недели после рождения ребенка.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884