Моисеево Пятикнижие

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Моисеево Пятикнижие
пять законоположительных книг Ветхого Завета, написанных пророком и вождем израильского народа Моисеем. Бытие повествует о создании мира и человека, происхождении первородного греха и вере в его искупление. Здесь же повествуется о жизни патриархов от Адама до Иосифа.
Исход содержит повествование об исходе евреев из Египта и Законе, данном Моисею на горе Синай. В этой книге описана история избранного народа Божьего от смерти Иосифа до обустройства Скинии. Левит содержит законы относительно богослужений и иудейских праздников, а также частично описывает продолжение странствия евреев.
Числа. В этой книге описана история еврейского народа, подробно изложен закон, данный Моисею в пустыне, а также содержит повествование о войнах, которые израильтяне вели с Мадианитянами и царями Аморрейскими.
Второзаконие – книга, в которой повторяется закон Моисеев для нового поколения иудеев, выросшего в Аравийской пустыне. В ней описаны и последние дни жизни Моисея.
Иисус Христос называет эти книги законом Моисеевым (Евангелие от Луки, 24, 44).

Источник: Православная энциклопедия.

Пятикнижие Моисеево
христианское и иудейское наименование 5 книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Установлено, что современный текст Пятикнижия комплектовался на протяжении 500 лет одновременно с текстом 6-й книги Ветхого завета – Иисуса Навина, в связи с чем библейская критика и оперирует теперь названием Шестикнижия. В 10 – 9 в.в. до н.э. в Иудее был создан документ, известный теперь в научной литературе под названием Яхвиста. Его отличительным признаком в тексте Шестикнижия является то, что бог обозначался в нем именем Яхве и в нем выражены идеологические и политические интересы южного еврейского государства – Иудеи. Практически одновременно в северном царстве Израиль появляется документ, известный под названием Элохиста, - его автор говорит о боге во множественном числе. В 621 г. до н.э. возник 3-й документ, вошедший впоследствии в Пятикнижие – Второзаконие. В период вавилонского плена иудейские жрецы составили так называемый жреческий кодекс. Около 444 г. до н.э. Ездра обнародовал скомпонованные им вместе указанные источники в виде Пятикнижия Моисеева. См. Иудаизм, Христианство, Бытие, Ветхий завет, Второзаконие, Ездра, Исход, Левит.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Моисеево Пятикнижие
закон, первые пять книг Священного Писания (см. Библия), написанные чрез Моисея, но возможно, не все и не целиком написанные им самим (такое предположение вытекает из Езд 9.11-12). Ко времени выхода евреев из Египта (15 в. до РХ) в этой стране было известно иероглифическое письмо, но финикияне уже изобрели свой алфавит, который приняли многие восточные народы, в том числе и евреи. Свой закон Моисей, по-видимому, многократно объяснял и растолковывал народу (Исх 18.16) по каждому конкретному случаю и, таким образом, он остался в памяти народа и после был записан. Во всяком случае, часть книги Второзаконие была написана после Моисея, возможно, И.Навиным. Скрижали завета, названные десятисловием (Исх 34.28), были исписаны письменами Божиими с обеих сторон (Исх 32.15-16). Кроме того, Моисей пользовался писаной книгой завета (Исх 24.7). Закон Моисеев (то есть Пятикнижие, которое до сих пор у евреев именуется Тора), раньше составлял одно целое (Езд 6.18; Неем 8.1) и разделен был, по-видимому, только семьюдесятью переводчиками, ибо все современные названия книг Пятикнижия не еврейские, но греческие (см. под соответствующими названиями).
Все законы и установления Моисеевы святы, чисты, открыты, направлены к истине, ибо все они Божии. Их основа любовь к Богу (Мф 22.40), чего мы не находим во всей мудрости языческой. Очень важно отметить, что закон Моисеев не предписывает какие-либо жерт­воприношения, как основу служения Богу, но главным считает только послушание голосу Божию (Иер 7.22-23). И действительно, Бог никогда даже не упрекал Свой народ за то, что он не собирался три раза в год в храме на основные праздники (Вт 16.16) (это просто и практически невозможно), или за то, что по несколько веков не исполнялось строжайшее постановление о Пасхе (Исх 12.14,24-25; 4Ц 23.22), но за уклонение к иным богам Господь строго предупреждал много раз и именно за этот грех Он отдал евреев в чужие руки и рассеял их по всей земле.
Многие установления Моисеева закона вошли в практическое законодательство, а заповеди от четвертой до девятой включительно буквально являются законами почти всех наций на земле.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998