, Пьер Франческо (Mola, Pier Francesco) 1612, Кальдераро, провинция Комо — 1666, Рим. Итальянский живописец и гравер римской школы, ученик римского художника Джузеппе Чезари (Кавальере д’Арпино). Продолжил образование в Болонье в кругу Альбани и Гверчино (1635). Значительное влияние на творчество Молы оказало его пребывание в Венеции, где он познакомился с работами великих венецианских мастеров эпохи Возрождения, а также с работами Фетти и Строцци. В 1637 вернулся из Венеции в Рим, где в 1662 возглавил Академию Св. Луки. Творческое наследие Молы достаточно неоднородно и эклектично. В ряде композиций на библейские темы (Изгнание Агари, Рим, Капитолийские музеи; Агарь в пустыне, Рим, галерея Колонна; Отдых на пути в Египет; Яков и Рахиль, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) сказывается влияние поздних работ Гверчино. Влияние венецианцев Фетти и Строцци проявляется в больших полуфигурных композициях, таких, как Гомер, диктующий поэмы (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) или Гомер, поющий под звуки виола де гамба (Рим, Капитолийские музеи). Кисти Молы принадлежат и однофигурные композиции жанрового характера, такие как Женщина с прялкой (Рим, Академия Св. Луки), Портрет музыканта (Рим, Капитолийские музеи). Его кисти принадлежат и фантастические пейзажи с нагромождением скал и водопадами (Пейзаж, Рим, собрание Бузири-Вичи).
Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966.
И. Смирнова