Мольер

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Мольер (Moliere) (Жан Батист Поклен, Poquelin)
1622-1673). Французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Сочетал традиции народного театра с достижениями классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Мольер
Жан Батист (наст, фамилия Поклен) (1622 –1673), франц. драматург; ряд его комедий написан на материале пьес рим. авторов. В комедии «Амфитрион» (поставлена в 1668) он использовал сюжет пьесы Плавта, но представил Юпитера в образе изящного сластолюбца с ярко выраж. человеч. слабостями. Под влиянием комедии Плавта «Аулария» М. написал пьесу «Скупой» (поставлена в 1668), где сделал объектом своей сатиры свойств, буржуа порок. Любовь к фарсу и буффонаде пробудилась у М. под влиянием грубоватого юмора и свободной манеры поведения героев Плавта. Теренцию же он обязан умением увлечь зрителя событиями на сцене (например, «Проделки Скапена», поставлена и издана в 1671). Он гораздо выше рим. сочинителей комедий, поскольку более оригинален, более беспощаден в разоблачении пошлости и невежества, а созданные им характеры более ярки и эмоциональны.

Источник: Словарь античности. 1989

МОЛЬЕР
Moliere) (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622, Париж – 1673, там же), французский писатель, комедиограф. Сын придворного обойщика и декоратора, получил блестящее образование в Клермонском коллеже, сдал экзамен на звание лиценциата прав, но, с детства увлекаясь театром, выбрал профессию актера. В 1643 г. организовал с друзьями «Блистательный театр», не получивший признания зрителей, и с 1645 г. отправился с труппой в провинцию, где совершенствовал свою игру, формировал репертуар, переделывая старые пьесы для нужд труппы и сочиняя собственные. В 1658 г. труппа была приглашена в Париж, где ей неизменно сопутствовал успех. Мольер ставил в своем театре пьесы разных жанров, самыми популярными из которых были комедии. И сам Мольер раскрыл свой актерский и писательский талант именно в комедиях. В своем творчестве он соединил традиции французского народного фарса, итальянской комедии масок и испанской комедии «плаща и шпаги», сделал комедийный жанр веселым и динамичным, используя разнообразные формы комического. Беря, по собственному выражению писателя, «свое добро там, где его находил», используя большей частью уже знакомые сюжеты и комические типы, Мольер мастерски разрабатывал их, так что делал их новыми и своими.
Мольер писал фарсовые комедии («Лекарь поневоле», «Плутни Скапена»), комедии-«уроки» («Школа мужей», «Школа жен»), сатирико-бытовые комедии («Жорж Данден», «Скупой»), комедии-балеты («Комическая пастораль», «Мещанин во дворянстве»), но прославился «высокими» комедиями «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Тартюф» (1669) и др. «Высокие» комедии большей частью написаны стихами, делятся на пять актов, сюжет их строится на раскрытии характера, в котором всегда выделена одна главная черта, комизм очищен от фарсовых элементов. Все это свидетельствует о классицистической (см. Классицизм) поэтике этих пьес. В своих произведениях Мольер поднимал злободневные вопросы французского общества 17 в.: в «Дон Жуане» изобразил распространенный тип светского вольнодумца, в «Тартюфе» высмеял пагубные последствия набирающего силу религиозного ханжества и т. д. Однако драматург, ставя перед собой задачу «представлять все недостатки людей вообще», стремился к художественному обобщению. Сосредоточенность на выявлении в персонаже одной доминирующей черты (лицемерия, мизантропии, скупости), ее комическая концентрация способствовали превращению героев в универсальные сатирические типы. Имена их стали нарицательными: лицемеров мы называем тартюфами, скупцов – гарпагонами и т. п. Смех Мольера имел разные оттенки и формы, содержал драматизм и даже трагизм бытия. Острота сатирического взгляда Мольера часто осложняла его отношения с властью, церковью. Особенно сложен был путь на сцену «Тартюфа» – одной из лучших пьес комедиографа, которую А. С. Пушкин назвал «плодом самого сильного напряжения комического гения». Но зрительское и читательское признание автора было огромным. Мольер оказал огромное влияние на развитие комедийного жанра во всех европейских странах, его пьесы никогда не сходили со сцен мирового театра.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

«Тяжёлая, подавляющая пышность». «Мольер» Московского художественного театра в жизни и творчестве Р.

Наумов Александр Владимирович
Основным объектом исследования избрана музыка Р. М. Глиэра к спектаклю МХАТ по пьесе М. А. Булгакова «Кабала святош», выпущенного в 1936 году и подвергшегося разгромной критике в политически-ангажированных СМИ.
Читать PDF

Проблема «Корнель Мольер»: к вопросу об авторстве и датировке стихотворных пьес, приписываемых Молье

Родионова Е. С.
Статья посвящена атрибуции и датировке стихотворных пьес, приписываемых Мольеру.
Читать PDF

Мольер в жизни Булгакова

Мультатули Валентин Михайлович
Читать PDF

Поэтика комедии: Мольер и грибоедов

Моисеев Евгений Александрович
В статье рассматриваются параллели в высоких комедиях Мольера и комедии «Горе от ума» Грибоедова: своеобразие идейного содержания (лицемерие, отцы и дети, деньги, лишний человек) и художественные особенности.
Читать PDF

Жан Батист Мольер: лекции-спектакли

Луков Владимир Андреевич
В написанной в 1999 г.
Читать PDF

Т. Малаши "чудовища" Мольера

Malachy T. Les "monstres" de Moliere. Rev. d'histore du theatre. P., 2000. a. 52, N 207. Р. 235-240. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF

Репрезентативный образ Людовика XIV в творчестве Мольера

Сидоренко Максим Анатольевич
Автор статьи предпринимает попытку рассмотреть творчество Мольера с точки зрения репрезентации королевской власти и ответить на вопрос, каким образом «низкий» жанр комедии мог быть использован Людовиком XIV при создании своего реп
Читать PDF

«Тартюф» Ж. Б. Мольера в театральных рецензиях томской периодики конца XIX начала XX В. (на материал

Родченко Юлия Игоревна
Рассматриваются особенности рецепции комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф» в томской периодике конца XIX начала XX в.
Читать PDF

«Смешные жеманницы» Мольера: к вопросу о типологии женских характеров

Голубков Андрей Васильевич
Статья посвящена анализу женских характеров в комедии Ж.Б. Мольера «Смешные жеманницы» и поиску их типологических истоков в западноевропейской культуре.
Читать PDF

«Свои люди – сочтемся» Островского и «Тартюф, или обманщик» Мольера: драматизм действия, характеры

Музалевский Никита Евгеньевич
В статье проводится жанровый сопоставительный типологический анализ двух сатирических шедевров – французской и русской классической литературы.
Читать PDF

Художественные особенности высоких комедий Ж. Б. Мольера и комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Моисеев Е.А.
В статье анализируются основные композиционные и художественно-изобразительные признаки жанра комедии на примере взаимосвязи драматургов, обозначенных в заглавии.
Читать PDF

От «La preciosa» к «La pretieuse» (1613-1659): на пути к «Смешным жеманницам» Мольера

Голубков Андрей Васильевич
В статье рассматривается эволюция представлений о прециознице во французской литературе и культуре 1610-1650-х гг.

Похожие термины:

  • Жан-Батист Мольер

    1622–1673) «Я знаю и люблю Мольера с ранней юности и всю жизнь у него учился. Каждый год я перечитываю несколько его вещей, дабы постоянно приобщаться к этому удивительному мастерству. Но я люблю Молье