МОЛИНО ФРАНСИСКО

Найдено 1 определение
МОЛИНО ФРАНСИСКО
Композитор, гитарист и скрипач. Автор знаменитой “Школы игры на гитаре”. Благодаря любезности нашего соотечественника и коллеги Агустина Андреса, нам принадлежит один экземпляр этого сочинения, подаренный нам в 1910 году, что позволяет нам сегодня дать хотя бы приблизительное представление об этом сочинении. На заглавном листе мы читаем: “Новое, полное руководство для игры на гитаре или лире, посвященное мадам графине де Далсберг, Франца Молино. Текст на французском и итальянском языках. Напечатан мадам Креман, урожденной Обер. Собственность издателя. Оставлен дирекции Граль. Париж. У Гамбаро, в магазине музыкальных инструментов. Улица Круа–де–Пети Шам № 42. “Формат 34 на 25; 47 листов на пергаменте. За заглавным листом следует перечень подписчиков на это сочинение на четырех листах с 370 именами и адресами. Таким образом, эти страницы имеют историческое значение. Это любители, преподаватели музыки, директора, артисты, военные, продавцы (в магазинах) музыки, награжденные государственные деятели, книгопродавцы, издатели, врачи, землевладельцы, преподаватели пения, частные лица и т.д. После этого длинного и интересного перечня он дает нам “короткий и заслуженный отдых” на пустой странице, за которой на четырех страницах даны “принципы музыки”, описанные по–французски и по–итальянски, как указывается на заглавном листе. Полностью занимает следующую страницу график, представляющий основные части гитары. В одном углу на этой странице дан фрагмент ручки–диапазона гитары с рукой в положении установки на гитару. За этим графиком следует другой под названием “общая таблица”, представленная на листе 61х34, это диапазон со всеми нотами, которые его составляют и всеми названиями на нем и нотами с краю. Наконец, на стр. 18 – “Введение” (читателю оно, возможно, покажется запоздалым из–за обыкновения других авторов помещать его сразу за заглавным листом; это вопрос темперамента или взгляда на вещи)”. В этом предисловии он говорит нам о превосходстве “французской гитары” в противопоставление ее сухому клавесину и самому фортепиано. Он обоснованно обвиняет теорию гитары, которую необходимо освоить, прежде чем начать щипать струны; и так до стр. 27. Здесь он дает нам гармонические звуки на клетках, на которые нужно нажимать. Темой с 24 вариациями он переходит к практике: это в основном вариации для правой руки до стр. 37, откуда начинается “Поддержка или приятные моменты музыки” с четвертой частью, несколько примеров легато, двойного легато и трели. В “Пятой части” объявляется сочинение с обширным текстом и 24 уроками в разных тональностях мажора и минора. Способ представления этих уроков очень практичный и доступный: Каркасси, Леньяни и другие его современники стали в этом его последователями и приводили подобные же примеры, а именно в каждой тональности одно упражнение – гамма, упражнение в его соответствующей каденции и этюд или вариации, упражнения с различной практикой для обеих рук. Закончив эту большую по объему часть, он ставит стр. 69. Затем идут 5 “Сонат” и здесь, можно сказать, заканчивается дидактическая часть. С точки зрения музыкальной конструкции объяснения обладают хорошим построением, даны в нужный момент и очень эффективны. Напомним, что в сонате нет музыкального закона, который бы предписывал определенное число частей или темпов: назовем в качестве примеров сонаты Корелли (1653–1713 гг.), Чимарозы (1749–1801 гг.) и т.д.; в некоторых всего один темп. Продолжим изучение “Руководства” Молино: на стр. с 78 по 84 он дает нам прекрасную “Сонату” для гитары со скрипичным аккомпанементом, достойную того, чтобы о ней вспомнить. Далее идут три песни с гитарным аккомпанементом. Завершается руководство тремя произведениями Каркасси и двумя без названия автора, которые также могут принадлежать Каркасси, возможно как дань этому великому гитаристу, родившемуся с автором в одном городе. Вот таково целиком руководство, которое мы держим в руках.
Феликс Педрель также пишет, или скорее представляет еще одно руководство, где текст написан на испанском языке: “Полное руководство для обучения игре на гитаре со всеми элементарными принципами музыки, простыми гаммами и гармонией во всех тонах и несколькими простыми сочинениями последовательными с болеро, сегидильями и фанданго с вариациями. Составлено прекрасному полу Испании в Старом и Новом свете доном Франсиско Молино, преподавателем скрипки и гитары и музыкантом капеллы Его Величества Короля Сардинского. Перевод с французского на испанский Нуньеса де Табоада. Руководитель общей интерпретации музыки и т.д. Париж. Муатессье сын” (без года). 139 стр.
Как мы видим, Молино был скрипачом. Благодаря изданию, о котором упоминает Педрель, мы знаем, что он был также музыкантом капеллы короля Сардинского. Нам бы очень хотелось увидеть это издание, чтобы посмотреть, какие сочинения в него включены, зная, что он много времени путешествовал по Испании, прежде чем обосновался в Париже в 1820 году. Еще более подогревает интерес к этому сочинению большое число страниц, 94 в первом и 139 во втором.
Известны также его опубликованные сочинения опус 56 “Концерт” (Лемуан, Париж), опус 4.45 “Трио” для гитары, скрипки, флейты или виолы, опус 36.44.46. “Дуэты для гитары и фортепиано”, опус 2, 3, 7, 10, 22, 29 для гитары и скрипки, а также несколько этюдов для гитары соло, выпущенных в большинстве издательством Шотта. Этот известный музыкант и гитарист, который был также директором Туринского Театра искусств, умер в столице Франции в 1847 году.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998