МОЛИТВА
Молитва
возношение к Богу ума и сердца, благоговейное слово человека к Всевышнему. Образцом для любой молитвы служит молитва Господня, которую дал нам Сам Иисус Христос.
Источник: Православная энциклопедия.
МОЛИТВА
обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МОЛИТВА
вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Молитва
Обращение верующего к божеству. В античности М. могла сопровождаться жертвами и дарами. Молящиеся должны были быть ритуально чистыми (открытые ладони должны были быть обращены к небесам или культовым изображениям божества). После призыва к божеству и превознесения его могущества следовали просьбы молящихся, соединяемые с обетами в случае их исполнения. М. у римлян в большей степени, чем М. у греков, связаны определенным порядком слов. В начале каждой М. римляне обязательно призывали Януса или Юпитера.
Источник: Словарь античности. 1989
МОЛИТВА
1. Обращение верующего к Богу. 2. Текст этого обращения. Молитва может выражать поклонение, восхваление, просьбу, ходатайство за других, живых и умерших, или просто изложение своих мыслей. Молитва сопровождается коленопреклонениями, поклонами, крестным знамением. Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков – одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). Церковные молитвы включают три главные группы: ектении (прошения), псалмы и песнопения. Молитвенник– человек, который много молится, особенно за других. Молитвенный, прил – относящийся к молитве.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Молитва
возведение души, ума и сердца к Богу; способ общения христианина с Божественным миром и стяжания благодати; средство соединения членов Церкви между собой, связующее Церковь земную и Церковь небесную. Современный русский православный богослов Иларион (Алфеев) указывает, что М. – совместное творчество человека и Бога, где от человека зависит приложить усилие, совершить духовную работу, а от Бога – даровать плоды. При этом все, что объединяют в понятии «плоды молитвы», является даром свободной воли Божией, а не следствием прилагаемых усилий. По форме М. может быть общая и частная, словесная и мысленная. По содержанию – богохвалебная, благодарственная, покаянная, просительная. По предмету прошений – за других или себя, за живых или усопших. М. в православии понимается как основополагающий, глубоко интимный способ духовного возвышения души и преображения смутного, страстного человеческого естества. Достоинство М., наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов), состоит единственно в качестве, а не в количестве. Всякого рода мечтательность во время М. вреднее рассеянности и ведет к самогипнозу. Молясь, не нужно искать восторгов и возбуждения. Признаки правильной молитвы: спокойствие, сердечная тишина, сердечное покаяние, а на высших уровнях молитвенного состояния – Божественный огонь, который не опаляет, не горячит сердца, но прохлаждает его, примиряя человека со всем окружающим и наполняя сердце любовью к Богу и ближним. В православной традиции играют особенно важную роль следующие М.: 1) М. Господня («Отче наш»), заповеданная Иисусом Христом своим ученикам; 2) покаянная М. преп. Ефрема Сирина, составленная им в IV в. и читаемая на богослужениях Великого поста; 3) краткая М. Иисусова («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), которая многократно совершается в мысли подвижникамиисихастами и служит им основным орудием «умного делания» – концентрации ума на Божественном Существе (см. Исихазм). Одна из самых популярных книг в русской православной среде, впервые изданная в России во второй половине XIX в., – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», – имеет своим предметом описание именно практики М. Иисусовой, которая приобщает человека к тайне спасения.
Источник: Краткий православный словарь.
Молитва
евр. тефил. Молитва. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Срав. Пс. 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из Лук. 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (Лук. 18:10; Деян. 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Пс. 5:8; 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3 Цар. 8:46 и дал.; Дан. 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Пс. 54:18; Дан.б: 10); временем молитвы были вечер или «девятый час», — время вечернего жертвоприношения (Деян. 10:3; Дан. 9:21), утро или «третий час» (Деян. 2:15) и полдень «шестой час» (Деян. 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (Мат. 15:36; Деян. 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1 Цар. 9:13). Молились чаще всего стоя (1 Цар. 1:26; Map. 11:25; Лук. 18:11), иногда с поднятыми вверх руками (3 Цар. 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3 Цар. 8:54; Пс. 94:6) и даже простирались на земле (И. Нав. 7:6; Неем. 8:6). В Ветхом Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Втор. 26 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Чис. 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Чис. 10:35, 36; Срав. Пс. 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3Цар. 8), молитва левитов в великий день поста после плена (Неем. 9) и молитва Даниила (Дан. 9). Из Лук. 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (Лук. 11:2 и дал.; Мат. 6: 9 и дал.); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (Иоан. 17) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (Иоан. 14:13 и дал.; 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (См. Ефес. 3:14 и дал.; Филип. 1:3 и дал.; Кол. 1:9 и дал.; Евр. 13:20 и дал.; 1 Пет. 5:10 и дал.; Иуд. 24 и дал.). Побуждение к молитве см. Ефес. 6:18; 1 Фес. 5:17; 1 Тим. 2:8; Мат. 6:5 и дал.; 1 Иоан. 5: 15; 5:10 и дал.; Пс. 33:7; Лук. 18:1; 21:36).
молитва
основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5.8; Лк 18.10; Деян 3.1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Ц 8.48; Дан 6.10). Молитва совершалась три раза в день (Пс 54.18): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень (Деян 10.9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан 9.21). Молились стоя (1Ц 1.26; 2Пар 20.13; Мк 11.25; Лк 9.29-30; 18.11), в особо торжественных случаях-на коленях (3Ц 8.54; Пс 94.6; Деян 21.5; Еф 3.14), воздевая руки к небу (3Ц 8.22; 1Тим 2.8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав 7.6-9). Иногда люди падали «на лицо свое» (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт 17.3; Суд 13.20,22; Деян 9.4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Ц 9.13; Мф 15.16; Деян 27.35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс 140.2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).
О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:
- молиться нужно с верою (Мф 21.22; Иак 1.6),
- втайне (Быт 24.63; Мф 6.6; Лк 9.18),
- кратко (Неем 2.4; Мф 6.7; Ин 12.28),
- тихо (Неем 2.4; Пс 5.2),
- искренне (Пс 118.58),
- смиренно (Лк 18.10-14),
- постоянно (Мф 26.41; Лк 18.1; Еф 6.18; 1Фес 5.17),
- в любое время (Пс 118.62),
- с дерзновением и настойчивостью (Мф 15.22-28: Лк 11.9-13; 18.1-8),
- обо всех людях (1Тим 2.1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд 6.10; 1Тим 2.2) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),
- даже и о врагах (Мф 5.44),
- также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер 29.7),
- особенно же о всех святых (1Ин 5.16; Еф 6.18).
В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар 7.14; 33.12-13; Пс 144.18; Ин 14.13-14; 15.7,16; 16.23-24; 1Ин 3.20-22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд 15.18-19а; 1Ц 1.11,20; 3Ц 3.5-14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Ин 5.14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Вт 3.24-27; 2Ц 12.12-18а; Мф 20.20-22а; 2Кор 12.7-9а).
В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет 3.7; 1Тим 2.8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лк 2.37; 1Кор 11.5,13; 1Тим 5.5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (См. женщина, мужчина)
О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:
- молиться нужно с верою (Мф 21.22; Иак 1.6),
- втайне (Быт 24.63; Мф 6.6; Лк 9.18),
- кратко (Неем 2.4; Мф 6.7; Ин 12.28),
- тихо (Неем 2.4; Пс 5.2),
- искренне (Пс 118.58),
- смиренно (Лк 18.10-14),
- постоянно (Мф 26.41; Лк 18.1; Еф 6.18; 1Фес 5.17),
- в любое время (Пс 118.62),
- с дерзновением и настойчивостью (Мф 15.22-28: Лк 11.9-13; 18.1-8),
- обо всех людях (1Тим 2.1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд 6.10; 1Тим 2.2) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),
- даже и о врагах (Мф 5.44),
- также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер 29.7),
- особенно же о всех святых (1Ин 5.16; Еф 6.18).
В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар 7.14; 33.12-13; Пс 144.18; Ин 14.13-14; 15.7,16; 16.23-24; 1Ин 3.20-22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд 15.18-19а; 1Ц 1.11,20; 3Ц 3.5-14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Ин 5.14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Вт 3.24-27; 2Ц 12.12-18а; Мф 20.20-22а; 2Кор 12.7-9а).
В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет 3.7; 1Тим 2.8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лк 2.37; 1Кор 11.5,13; 1Тим 5.5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (См. женщина, мужчина)
МОЛИТВА
• Preces,
(?????, благодарственная M. — ´???????), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам, в особенной власти и под особым покровительством которых состоял молящийся, или ко всем богам в совокупности, частью для того, чтобы испросить их помощь в отдельном случае, частью, чтобы воздать им похвалу и благодарность за оказанные благодеяния, или же чтобы вообще выразить признание зависимости человека от воли богов. Верного ручательства за успех М. не существовало, хотя М. людей, отличающихся благочестием, у греков и римлян считалась в высшей степени действительной (см. Aeacus, Эак); язычники в М. никогда не находили того утешения, которое у христиан основано на вере в милосердную любовь Божью, явленную в Его Сыне; смирение греков и римлян главным образом проистекало из представления о могуществе богов. У Гомера, где встречаются большей частью М., испрашивающие известную милость в данном случае, М. имеет определенную неизменяемую форму; за обращением к божеству следует обыкновенно просьба с указанием причин, почему считают себя вправе требовать ее исполнения, причем ссылались на прежде оказанную помощь и принесенные дары и т. п. Il. 5, 115. 1, 39. 451. Перед М. принимались омовения как символ духовного очищения (Il. 6, 266. Ноm. Od. 2, 261. Ov. fast. 4, 778); во время M. поднимали руки. Если обращались с М. к морским божествам, то простирали руки обыкновенно по направлению к морю (Il. 1, 351, ср., напротив, Ноm. Od. 9, 526), если же к одному из подземных богов, то — по направлению к земле. Il. 9, 568. В храме обращались к алтарю и к изображению божества, обнимали алтарь и становились на колени. Платон говорит, что всякое предприятие должно начинаться с обращения к богам и что для добродетельного человека нет ничего лучше, как чтить богов жертвоприношениями и сохранять с ними постоянную связь посредством М. и обетов. Обыкновенно обращались к трем богам вместе. Римляне обыкновенно закрывались во время М., поднимая тогу в виде покрывала через затылок; по греческому обряду творили М. и совершали жертвоприношения, не покрывая головы. Греки и римляне освящали свои общественные дела религиозными обрядами; так, напр., греки открывали свои политические собрания, военные действия, игры, театральные представления и т. п. М. к Зевсу; нечто подобное совершалось и римлянами перед началом комиций, заседаний сената, народных переписей и т. д. Особенным родом М. было проклинание (????, ?????, dirae, exsecrationes), которое произносилось или отдельным лицом, потерпевшим лично глубокое оскорбление (Эдип проклинает своих сыновей), или официально, от имени государства через жрецов против преступников (Алкивиад), причем умоляли богoв; преимущественно подземных, погубить их. В Афинах жрецы, произнося торжественное проклятие, обращались на запад и махали багряными одеяниями по воздуху. Римляне проклинали осаждаемый город, вызвав предварительно из него богов (evocare). ср.: von Lasaulx, ?ber die Gebete der Gr. u. R. (1842) и ?ber den Fluch bei Gr. u. R. (1843).