МОЛИТВА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Молитва
возношение к Богу ума и сердца, благоговейное слово человека к Всевышнему. Образцом для любой молитвы служит молитва Господня, которую дал нам Сам Иисус Христос.

Источник: Православная энциклопедия.

МОЛИТВА
обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МОЛИТВА
вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Молитва
Обращение верующего к божеству. В античности М. могла сопровождаться жертвами и дарами. Молящиеся должны были быть ритуально чистыми (открытые ладони должны были быть обращены к небесам или культовым изображениям божества). После призыва к божеству и превознесения его могущества следовали просьбы молящихся, соединяемые с обетами в случае их исполнения. М. у римлян в большей степени, чем М. у греков, связаны определенным порядком слов. В начале каждой М. римляне обязательно призывали Януса или Юпитера.

Источник: Словарь античности. 1989

МОЛИТВА
1. Обращение верующего к Богу. 2. Текст этого обращения. Молитва может выражать поклонение, восхваление, просьбу, ходатайство за других, живых и умерших, или просто изложение своих мыслей. Молитва сопровождается коленопреклонениями, поклонами, крестным знамением. Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков – одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). Церковные молитвы включают три главные группы: ектении (прошения), псалмы и песнопения. Молитвенник– человек, который много молится, особенно за других. Молитвенный, прил – относящийся к молитве.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Молитва
возведение души, ума и сердца к Богу; способ общения христианина с Божественным миром и стяжания благодати; средство соединения членов Церкви между собой, связующее Церковь земную и Церковь небесную. Современный русский православный богослов Иларион (Алфеев) указывает, что М. – совместное творчество человека и Бога, где от человека зависит приложить усилие, совершить духовную работу, а от Бога – даровать плоды. При этом все, что объединяют в понятии «плоды молитвы», является даром свободной воли Божией, а не следствием прилагаемых усилий. По форме М. может быть общая и частная, словесная и мысленная. По содержанию – богохвалебная, благодарственная, покаянная, просительная. По предмету прошений – за других или себя, за живых или усопших. М. в православии понимается как основополагающий, глубоко интимный способ духовного возвышения души и преображения смутного, страстного человеческого естества. Достоинство М., наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов), состоит единственно в качестве, а не в количестве. Всякого рода мечтательность во время М. вреднее рассеянности и ведет к самогипнозу. Молясь, не нужно искать восторгов и возбуждения. Признаки правильной молитвы: спокойствие, сердечная тишина, сердечное покаяние, а на высших уровнях молитвенного состояния – Божественный огонь, который не опаляет, не горячит сердца, но прохлаждает его, примиряя человека со всем окружающим и наполняя сердце любовью к Богу и ближним. В православной традиции играют особенно важную роль следующие М.: 1) М. Господня («Отче наш»), заповеданная Иисусом Христом своим ученикам; 2) покаянная М. преп. Ефрема Сирина, составленная им в IV в. и читаемая на богослужениях Великого поста; 3) краткая М. Иисусова («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), которая многократно совершается в мысли подвижникамиисихастами и служит им основным орудием «умного делания» – концентрации ума на Божественном Существе (см. Исихазм). Одна из самых популярных книг в русской православной среде, впервые изданная в России во второй половине XIX в., – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», – имеет своим предметом описание именно практики М. Иисусовой, которая приобщает человека к тайне спасения.

Источник: Краткий православный словарь.

Молитва
евр. тефил. Молитва. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Срав. Пс. 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из Лук. 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (Лук. 18:10; Деян. 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Пс. 5:8; 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3 Цар. 8:46 и дал.; Дан. 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Пс. 54:18; Дан.б: 10); временем молитвы были вечер или «девятый час», — время вечернего жертвоприношения (Деян. 10:3; Дан. 9:21), утро или «третий час» (Деян. 2:15) и полдень «шестой час» (Деян. 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (Мат. 15:36; Деян. 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1 Цар. 9:13). Молились чаще всего стоя (1 Цар. 1:26; Map. 11:25; Лук. 18:11), иногда с поднятыми вверх руками (3 Цар. 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3 Цар. 8:54; Пс. 94:6) и даже простирались на земле (И. Нав. 7:6; Неем. 8:6). В Ветхом Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Втор. 26 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Чис. 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Чис. 10:35, 36; Срав. Пс. 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3Цар. 8), молитва левитов в великий день поста после плена (Неем. 9) и молитва Даниила (Дан. 9). Из Лук. 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (Лук. 11:2 и дал.; Мат. 6: 9 и дал.); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (Иоан. 17) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (Иоан. 14:13 и дал.; 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (См. Ефес. 3:14 и дал.; Филип. 1:3 и дал.; Кол. 1:9 и дал.; Евр. 13:20 и дал.; 1 Пет. 5:10 и дал.; Иуд. 24 и дал.). Побуждение к молитве см. Ефес. 6:18; 1 Фес. 5:17; 1 Тим. 2:8; Мат. 6:5 и дал.; 1 Иоан. 5: 15; 5:10 и дал.; Пс. 33:7; Лук. 18:1; 21:36).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

молитва
основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5.8; Лк 18.10; Деян 3.1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Ц 8.48; Дан 6.10). Молитва совершалась три раза в день (Пс 54.18): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень (Деян 10.9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан 9.21). Молились стоя (1Ц 1.26; 2Пар 20.13; Мк 11.25; Лк 9.29-30; 18.11), в особо торжественных случаях-на коленях (3Ц 8.54; Пс 94.6; Деян 21.5; Еф 3.14), воздевая руки к небу (3Ц 8.22; 1Тим 2.8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав 7.6-9). Иногда люди падали «на лицо свое» (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт 17.3; Суд 13.20,22; Деян 9.4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Ц 9.13; Мф 15.16; Деян 27.35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс 140.2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).
О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:
- молиться нужно с верою (Мф 21.22; Иак 1.6),
- втайне (Быт 24.63; Мф 6.6; Лк 9.18),
- кратко (Неем 2.4; Мф 6.7; Ин 12.28),
- тихо (Неем 2.4; Пс 5.2),
- искренне (Пс 118.58),
- смиренно (Лк 18.10-14),
- постоянно (Мф 26.41; Лк 18.1; Еф 6.18; 1Фес 5.17),
- в любое время (Пс 118.62),
- с дерзновением и настойчивостью (Мф 15.22-28: Лк 11.9-13; 18.1-8),
- обо всех людях (1Тим 2.1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд 6.10; 1Тим 2.2) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),
- даже и о врагах (Мф 5.44),
- также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер 29.7),
- особенно же о всех святых (1Ин 5.16; Еф 6.18).
В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар 7.14; 33.12-13; Пс 144.18; Ин 14.13-14; 15.7,16; 16.23-24; 1Ин 3.20-22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд 15.18-19а; 1Ц 1.11,20; 3Ц 3.5-14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Ин 5.14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Вт 3.24-27; 2Ц 12.12-18а; Мф 20.20-22а; 2Кор 12.7-9а).
В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет 3.7; 1Тим 2.8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лк 2.37; 1Кор 11.5,13; 1Тим 5.5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (См. женщина, мужчина)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МОЛИТВА
   • Preces,

         (?????, благодарственная M. — ´???????), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам, в особенной власти и под особым покровительством которых состоял молящийся, или ко всем богам в совокупности, частью для того, чтобы испросить их помощь в отдельном случае, частью, чтобы воздать им похвалу и благодарность за оказанные благодеяния, или же чтобы вообще выразить признание зависимости человека от воли богов. Верного ручательства за успех М. не существовало, хотя М. людей, отличающихся благочестием, у греков и римлян считалась в высшей степени действительной (см. Aeacus, Эак); язычники в М. никогда не находили того утешения, которое у христиан основано на вере в милосердную любовь Божью, явленную в Его Сыне; смирение греков и римлян главным образом проистекало из представления о могуществе богов. У Гомера, где встречаются большей частью М., испрашивающие известную милость в данном случае, М. имеет определенную неизменяемую форму; за обращением к божеству следует обыкновенно просьба с указанием причин, почему считают себя вправе требовать ее исполнения, причем ссылались на прежде оказанную помощь и принесенные дары и т. п. Il. 5, 115. 1, 39. 451. Перед М. принимались омовения как символ духовного очищения (Il. 6, 266. Ноm. Od. 2, 261. Ov. fast. 4, 778); во время M. поднимали руки. Если обращались с М. к морским божествам, то простирали руки обыкновенно по направлению к морю (Il. 1, 351, ср., напротив, Ноm. Od. 9, 526), если же к одному из подземных богов, то — по направлению к земле. Il. 9, 568. В храме обращались к алтарю и к изображению божества, обнимали алтарь и становились на колени. Платон говорит, что всякое предприятие должно начинаться с обращения к богам и что для добродетельного человека нет ничего лучше, как чтить богов жертвоприношениями и сохранять с ними постоянную связь посредством М. и обетов. Обыкновенно обращались к трем богам вместе. Римляне обыкновенно закрывались во время М., поднимая тогу в виде покрывала через затылок; по греческому обряду творили М. и совершали жертвоприношения, не покрывая головы. Греки и римляне освящали свои общественные дела религиозными обрядами; так, напр., греки открывали свои политические собрания, военные действия, игры, театральные представления и т. п. М. к Зевсу; нечто подобное совершалось и римлянами перед началом комиций, заседаний сената, народных переписей и т. д. Особенным родом М. было проклинание (????, ?????, dirae, exsecrationes), которое произносилось или отдельным лицом, потерпевшим лично глубокое оскорбление (Эдип проклинает своих сыновей), или официально, от имени государства через жрецов против преступников (Алкивиад), причем умоляли богoв; преимущественно подземных, погубить их. В Афинах жрецы, произнося торжественное проклятие, обращались на запад и махали багряными одеяниями по воздуху. Римляне проклинали осаждаемый город, вызвав предварительно из него богов (evocare). ср.: von Lasaulx, ?ber die Gebete der Gr. u. R. (1842) и ?ber den Fluch bei Gr. u. R. (1843).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МОЛИТВА (Тфила)
Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: "И служить Ему всем сердцем вашим". А что такое служение сердцем, как не молитва?" (Таан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: "Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание". М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и "не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет". Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: "Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву", как сказано: "А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее" (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М. Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали "Шма", молитву "Шмонэ-Эсрей"*, "благословения Когенов" и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения. В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные). Принятие власти Царства небесного Молитва "Шма" составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: "Шма" (Втор. VI, 4-9), "ВеГая, им шамоа" (Втор. XI, 13-21) и "Вайомер" (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются "Шма", по словам первого ее стиха "Шма Исраэль" ("Слушай, Израиль") ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена. Общественная молитва (или "Шмонэ-Эсрей" — "Восемнадцать благословений") В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят "Амен" после каждого благословения. К М. "Шмонэ-Эсрей" добавились "Благословения когенов" и "Кдуша". Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из "Шмонэ-Эсрей". Позднее хазал постановили произносить "Благословения когенов" в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно. "Кдуша" состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи. Мольбы (тахануним) После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему. После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: "Принесем жертвы устами нашими" (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме. Все же синагоги рассматривались как "Малый Храм", который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме. М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. "Шмонэ-Эсрей". Он постановил, что вначале общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером. Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности -молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто — молись в постели. Если нельзя и этого — молись мысленно в сердце своем.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
309.04 кб

Молитва и пост у староверов Байкальской Сибири в период 30–40-х годов хх века

Гордеева Оксана Бенедиктовна
Прослежено влияние духовного состояния человека, молитвенного состояния мышления на духовное и физическое здоровье староверов.
Читать PDF
625.42 кб

Молитва государя: роль короля в битве при Биртене в интерпретации Лиутпранда Кремонского

Ануфриева Анастасия Сергеевна
Статья посвящена проблеме описания средневековых политических ритуалов в нарративных источниках Оттоновской эпохи. Лиутпранд Кремонский, один из выдающихся сочинителей X в.
Читать PDF
638.40 кб

Идущий за горизонт, или молитва о преодолении

Панфилов Александр Михайлович
Жизнь и судьба Георга Вильгельма Стеллера
Читать PDF
492.57 кб

Идущий за горизонт, или молитва о преодолении

Панфилов А.М.
Жизнь Стеллера просится в роман. Странно, что такой роман до сих пор не написан.
Читать PDF
693.48 кб

Молитва Иисуса сына Сирахова о народе своём

А. П. Рождественский
Читать PDF
25.14 мб

«Молитва архангелу Михаилу» и «Сон Богородицы» в записях П. Г. Богатырева (по архивным источникам)

Самоделова Елена Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Молитва, икона, храм в русской поэзии

Софронова Л. А.
Читать PDF
1.29 мб

«Моя мольба» и «Юнкерская молитва»: поэтика шутливых «Молитв» М. Ю. Лермонтова

Афанасьева Э.М.
Читать PDF
0.00 байт

СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МОЛИТВА» («В МИНУТУ ЖИЗНИ ТРУДНУЮ...») В НЕМЕЦКИХ ПЕРЕВОДАХ КОНЦА XiX

Л. В. Круглова, Т. Т. Уразаева
Читать PDF
0.00 байт

Молитва о дожде в советской Средней Азии (мусульманские практики в атеистическом государстве)

Сергей Николаевич Абашин
История секуляризации в ХХ в. часто описывается как процесс вытеснения религии из социально-политической сферы и ограничения ее частными, периферийными и маргинальными пространствами.
Читать PDF
5.93 мб

«Еврейская молитва» Марка Карминского

Мельник Алла Алексеевна
Творчество известного украинского композитора Марка Карминского, плодотворно работавшего в различных жанрах - оперном, симфоническом, вокально-симфоническом, камерном, песенном, знакомо многим профессионалам и любителям музыкально
Читать PDF
182.25 кб

«Народная песня», «Гражданская молитва»: официальный государственный гимн Российской империи

Розина Ирина Валерьевна
в статье рассматриваются процессы художественной символизации идеологический форм государства.
Читать PDF
0.00 байт

Молитва или проклятие? О механизмах деформации жанра молитвы под влиянием инвективы (на материале ру

Краковяк Александра Сергеевна
В статье на материале русской и польской поэзии XIX-XX вв. сопоставляются два лирических жанра инвектива и молитва; определяется их сходство и различие; показывается характер взаимодействия.
Читать PDF
0.00 байт

ИКОНА И МОЛИТВА В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ РОМАНОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ США

Миллионщикова Т.М.
Читать PDF
377.02 кб

ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И ДОРОГОБУЖСКОГО ИСИДОРА: МОЛИТВА ВРАЧА. ПРОФЕССИЯ И СЛУЖЕН

Тупикин (Исидор) Роман Владимирович

Похожие термины:

  • Азбучная молитва

    Азбучная молитва – первое наряду с «Прогласом к Евангелию» стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. собр., № 262) А. м. помещен
  • Молитва Господня

    См. «Отче наш».
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛИТВА

       • Supplicat?o          богам по случаю счастливых или несчастных общественных событий; в первом случае это была благодарственная молитва (gratulatio), во втором — молитва о помиловании и отвращении бед
  • ПУТЕВАЯ МОЛИТВА

    Сказано в трактате Брахот (XXIX): "Сказал рав Хисда: каждый, кто выходит в дорогу, должен произнести молитву путника: "Да будет воля Твоя, Господи, Бог мой, провести меня в мире и довести меня в мире, и по
  • УТРЕННЯЯ МОЛИТВА

    Время начала У.М. - с восходом солнца, и читать ее можно до истечения первой трети дня (четыре часа со времени восхода солнца); согласно Агаде*, праотец Авраам* установил У.М., как сказано". "И поднялся А
  • ГЛАВОПРЕKЛОННАЯ МОЛИТВА

    молитва, во время чтения которой священником народ совершает главопреклонение. В богослужении древней Церкви склонение головы как знак принятия заключительного благословения предстоятеля пере
  • Молитва Ефрема Сирина

    самая известная покаянная молитва, начинающаяся словами «Господи и Владыко живота моего.». Она была составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином. В наши дни ее читают ежедневно на службах Велик
  • Молитва Иисусова

    очень краткая молитва, обращенная к Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».
  • Молитва заамвонная

    молитва, читаемая священником в самом конце литургии. В это время он стоит перед амвоном лицом к алтарю. В древности существовало множество заамвонных молитв, которые читали на различных богослуж
  • Разрешительная молитва

    1) тайная молитва священника на исповеди. Этой молитвой он отпускает (разрешает) кающемуся его грехи; 2) молитва, которую читает священник в конце отпевания покойного. В ней содержатся прошения об от
  • Молитвенная скамейка

    скамья для коленопреклонений.
  • МОЛИТВЕННИК

    Вначале он назывался "Сборник молитв и благословений"; позднее название было сокращено до одного слова "Сидур". Наряду с М. существовал другой молитвенный сборник - "Махзор". Понятие "махзор" (цикл) вз
  • Молитвенное правило

    утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в Часослове и молитвослове (сборнике, включающем утреннее и вечернее М. п., правило к причащению, благодарственные молитвы п
  • Молитвенные дома Глазовского уезда

    На 1917 г. в дд. Маложувамская (совр. д. Иманай), Нижне-Зюрчинская, Заглудская, Мамлеевская, Мал. Палагай, Верх. Пачинской (ныне Юкаменского р-на Удмуртии), Ворчинская (ныне Ярского р-на) имелись м.д., постр
  • Молитвенный дом г. Сарапула

    культовое здание нач. ХХ в. Точная дата начала деятельности м.д. неизвестна. По данным «Памятной книжки Вятской губ. на 1901 г.», в 1900 г. в Сарапуле была возведена деревянная мечеть. Эти сведения в дальн
  • молитвенный дом

    Деян 16.13)-см. синагога.
  • Молитвослов

    книга, содержащая утренние и вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может содержать молитвы из богослужений, покаянный канон, акафисты и к
  • АНТИФОНОВ МОЛИТВЫ

    молитвы, которые читаются на литургии иереем или архиереем во время пения антифонов. Эти молитвы иногда носят название «молитвы согласия».
  • Молитвославов, А

    принята 14 июня 1992 г. Конференцией ООН по окружающей человека среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Декларация развивает положения, содержащиеся в Стокгольмской декларации Конференции ООН п
  • Отче наш текст молитвы

    Молитва Отче наш (также молитва Господня; греч. ????? ???? или ??????? ????????, лат. Pater noster) — главная молитва в христианстве, предложенная самим Иисусом Христом и содержащаяся в Евангелиях от Матфея (6:9-13) и от