МОЛИТВЕННИК

Найдено 1 определение
МОЛИТВЕННИК (Сидур)
Вначале он назывался "Сборник молитв и благословений"; позднее название было сокращено до одного слова "Сидур". Наряду с М. существовал другой молитвенный сборник - "Махзор". Понятие "махзор" (цикл) взято из календаря*, так как каждый девятнадцатилетний период называется малым махзором. Первые "махзоры" были, вероятно, календарями с добавлением молитв, соответствующих определенным дням и праздникам. В наши дни М. включает только ежедневные и субботние молитвы, а махзор - молитвы и "пиютим" (гимны, песнопения) к праздникам. На первых порах было запрещено записывать молитвы, сохранилось даже изречение: "Записывающие благословения подобны сжигающим Тору*" (Тосефта). Лишь с оформлением Талмуда*, когда была записана вся Устная Тора, записали и молитвы, но собраны они были в сборники только после VI века. Но и тогда эти сборники не были похожи на М. в современном значении слова. Они включали несколько вариантов молитв в соответствии с традициями данной местности, пока мудрецы не установили единый и постоянный текст молитв. Доказательство введения такого постоянного порядка мы находим у р. Меира, который сказал: "Человек должен каждый день произносить сто благословений" (Мен. XLIII). И действительно, в течение долгого времени М. состоял из ста благословений. Первый М. этого типа, знаменитые "Сто благословений" р. Натронай Гаона (8.0 г.), найден в последнее время и переиздан. Самый древний М. из всех сохранившихся был составлен р. Амрамом Гаоном в 875 г. и переслан им из Вавилона в Испанию. Следующий за ним по времени — М. р. Саадьи Гаона*, который некогда был распространен, а затем пребывал в забвении вплоть до прошлого века, когда его вторично открыли в Египте. За сотни лет после этого были составлены многие М. и махзоры, из которых самый известный и прославленный - "Махзор Витри", составленный р. Симха бен Шмуэлем, учеником Раши*. Со временем появились в Махзоре песнопения и молитвы, принятые только в определенной общине. Молитвы стали несколько отличаться в разных странах и в разных общинах. Каждая община выбирала молитвы и песнопения, которые были ей ближе по духу. Иногда в двух смежных общинах тексты были различными. Иной раз сочинение поэта, который не был признан в своем городе, становилось популярным в отдаленной общине. В древности существовали два варианта молитв: вавилонский и Эрец Исраэль. Ни один из них не дошел до нас в первозданном виде; вариант Эрец Исраэль постепенно был вытеснен под влиянием молитв, которые пришли из Вавилона. К вавилонскому варианту относятся: 1) Традиция ашкеназийская и традиция Польши. Первые тексты ашкеназийских М. напечатаны в Италии, в 1490 г., а польские - в Праге, в 1512 г. К традиции ашкеназийской близка традиция Франции в том виде, в каком она появилась в "Махзоре Витри". 2) Традиция Италии. Возможно, что это древнее ответвление варианта Эрец Исраэль. Эта традиция представлена в великолепном издании с предисловием Шмуэля Давида Луццато. 3) Традиция Румынии, или традиция Греции: была принята вначале в Византийской Империи и Балканских странах и сохранилась в некоторых общинах до сего дня. 4) Традиция сефардская берет свое начало в М. р. Амрама Гаона. Названа также традицией Португалии. Ее более позднее ответвление - традиция Йемена. Следует упомянуть М., текст которого отредактирован р. Ш.-З. Шнеерсоном (Хабад*); М., отредактированный Гаоном из Вильно (Гагра), М. Явеца и другие.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Польские буквари XVI века: молитвенник, катехизис, сборник сентенций

Корзо М. А.
В статье описываются основные модели польских букварей XVI в.
Читать PDF
284.06 кб

Вклад аббата Алкуина (735–804) в историю libelli pr ecum: молитвенник для Ка рла Великого

Сергей Валерьевич Киселев
Данная статья затрагивает вопрос творчества аббата Алкуина в области частных молитвенных правил, а именно его вклад в создание молитвенника для Карла Великого — Libellus de ratione orationis.
Читать PDF
0.00 байт

Стихотворение М. Цветаевой «Об ушедших, отошедших»: трансформация молитвенного канона

Скрипова Ольга Александровна
В статье рассматривается трансформация жанра молитвы в стихотворении, которое входит в единственную книгу гражданской лирики М.
Читать PDF
819.70 кб

Лирика Лермонтова: поэтология молитвенного дискурса

Мосалева Галина Владимировна
Предметом рассмотрения в статье являются некоторые мифологемы, сформированные в лермонтоведении в результате субъективных представлений критиков или под влиянием идей времени.
Читать PDF
0.00 байт

О молитвенном дискурсе в лирике ХХ века

Яницкий Леонид Сергеевич
Читать PDF
110.20 кб

Молитвенный дискурс в контексте «Путешествия по Святым местам в 1830 году» А. Н. Муравьева

Сафатова Е. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920 – 1930-е годы: сб. Док. / Л. В. Табунщи

Киселёва Н. В.
Читать PDF
1.10 мб

Русский романс: молитвенное дерзновение к Богу

Кривошей Ирина Михайловна
Рассматриваются особенности воплощения образа молитвы в русской вокальной музыке. Сделан вывод о том, что через призму молитвенного слова в русском романсе раскрываются ментальные особенности русской души
Читать PDF
0.00 байт

Молитвенное песнопение Богине чадороди

Захарова Наталья Владимировна, Кляус Владимир Леонидович, Махова Людмила Петровна
В статье анализируется молитвенное песнопение Богине Чадородия, исполненного слепым певцом под аккомпанемент струнного инструмента бэньху и ножных кастаньет в храмовом комплексе духа горы Тайшань Дун Юэ в уезде Пусянь провинции Ша
Читать PDF
67.96 кб

Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. Тип. (Ф. 381). 220, XVI в

Шишкин Александр Владимирович
В настоящей публикации мы помещаем текст утреннего келейного молитвенного правила по одной из древнейших сохранившихся рукописей, содержащих молитвенные последования, специально предназначенные для келейного чтения утром и вечером
Читать PDF
404.10 кб

Молитвенное слово В. Розанова

Кашина Наталия Константиновна
The word "prayer" in V. Rozanov's creativity is the key. Realizing its ontologic maintenance, the writer finds original possibilities to organize the text which anticipate opening in the XX-th century literature.
Читать PDF
257.42 кб

Философствование и молитвенное делание как способы постижения мира

Лагунов Алексей Александрович
В статье рассматривается сходство состояний декартовой медитации и молитвенного бодрствования, одинаково ведущих познающего субъекта соответственно к «интеллектуальной интуиции» или к откровению, позволяющим ему выйти за пределы э
Читать PDF
0.00 байт

«Благоговея богомольно / перед святыней красоты»: тема любви и образ возлюбленной в молитвенной лири

Кучина Елена Александровна
В свете православного типа духовности как доминанты в отечественной культуре рассматривается лирика А. С. Пушкина, в которой отмечается поэтическая молитва и наблюдается устремлённость к духовно-аскетическому мироосмыслению.
Читать PDF
0.00 байт

Тема творчества в молитвенной лирике А. С. Пушкина

Кучина Елена Александровна
В свете православного типа духовности как доминанты в отечественной культуре рассматривается тема творчества и предназначенности поэта в молитвенной лирике А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Образы и мотивы молитвенной лирики А. Григорьева в аспекте христианской аксиологии

Шевцова Ирина Андреевна
Рассматривается жанр литературной молитвы в контексте лирики А. Григорьева. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ поэтических текстов с каноническими образцами православной гимнографии.

Похожие термины:

  • Молитвенная скамейка

    скамья для коленопреклонений.
  • Молитвенное правило

    утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в Часослове и молитвослове (сборнике, включающем утреннее и вечернее М. п., правило к причащению, благодарственные молитвы п
  • Молитвенные дома Глазовского уезда

    На 1917 г. в дд. Маложувамская (совр. д. Иманай), Нижне-Зюрчинская, Заглудская, Мамлеевская, Мал. Палагай, Верх. Пачинской (ныне Юкаменского р-на Удмуртии), Ворчинская (ныне Ярского р-на) имелись м.д., постр
  • Молитвенный дом г. Сарапула

    культовое здание нач. ХХ в. Точная дата начала деятельности м.д. неизвестна. По данным «Памятной книжки Вятской губ. на 1901 г.», в 1900 г. в Сарапуле была возведена деревянная мечеть. Эти сведения в дальн
  • молитвенный дом

    Деян 16.13)-см. синагога.