МОЛОХ
Молох
Представление о боге М., которому приносят в жертву детей, восходит к неправильному истолкованию евр. слова lamolek (нач. этому положила еще Септуагинта). На самом деле оно обозначает не бога, как удалось установить, а определен, вид жертвоприношения.
Источник: Словарь античности. 1989
МОЛОХ
в финикийской религии бог солнца, покровитель города или племени. Особенно широко культ М. был распространен в Карфагене. Почитался также в Израильском и Иудейском царствах вплоть до реформы Иосии, отменившего в 622 г. все культы, кроме Яхве. В переносном значении — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МОЛОХ
библ. мулех, финик. молек, букв. - царствующий, владыка) - в религии зап. семитов (финикийцев, ханаанеян, израильтян, аммонитян и др.) божество, для умилостивления к-рого убивали и сжигали детей (преим. из знатных семейств). В Иудее культ М. был запрещен в 622 до н. э. реформой Иосии. В нарицат. значении М. - страшная, ненасытная сила, беспрерывно требующая кровавых человеческих жертв.
Молох
родственно слову «мелех», см.) (Лев 18.21; 20.2-5; 3Ц 11.7; 4Ц 23.10; Иер 32.35; Ам 5.26; Деян 7.43)-божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в которые клались приносимые в жертву дети, сгоравшие в огне, разложенном под идолом. Это называлось «проводить через огонь» (см.). Молох олицетворял силу огня и указанные народы поклонялись ему задолго до прихода евреев в обетованную землю. Несмотря на запрет, народ Божий совратился в это идолослужение и в долине сынов Енномовых под Иерусалимом был сооружен истукан этому богу (в 3Ц 11.5,33; 4Ц 23.13 назван Милхом, в Иер 49.1,3-Малхом, а в Соф 1.5-просто «царь»). (См. Ваал)
МОЛОХ
царь; Лев 18:21, 3Цар 11:7, Иер 32:35, Деян 7:43) — название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян. По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычьею головою, прочими человеческими членами, с пустою внутренностью и с простертыми к низу руками, на которых полагали обреченных ему в жертву детей и на которых они от пылающего снизу пламени сгорали. Свящ. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало этому положено еще в Египте, или даже ранее. Предостережения от этого идолослужения мы находим еще во времена Моисея. Во времена Ахаза, Манассии, Иосии, служение Молоху происходило в долине сынов Еннома, где приносили ему в жертву детей или проводили для него детей через огонь. Царь Иосия разрушил Тофет в долине Еннома, где совершался этот гнусный языческий обряд. Пророки особенно сильно обличали Иудеев за служение Молоху и предсказывали за сие страшные наказания.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
МОЛОХ
почитавш. в Палестине, Финикии и Карфагене божество, к-рому приносились человеч. жертвы, особенно дети. Предполагалось также, что за библ. М. скрывается сам Яхве, к-рому в добибл. традиции приносились человеч. жертвы. Возможно, М. — обозначение самого ритуала жертв. сжигания людей или животных, позже принятое за имя божества. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва. Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном. В иуд. традиции человеч. жертвопр. были запрещены; иуд. царь Иосия уничтожил жертвенники тофета; человеч. жертвопр. совершали, согл. библ. традиции, лишь «цари-отступники», как Ахаз. Но в финик. обществах и в Карфагене этот обычай сохранялся, по-видимому, до кон. 1-го тыс. до н.э. Филон Библский и Порфирий (3 — нач. 4 вв. н.э.) приводят миф, очевидно обосновавший эту прак-тику: Кронос (Эл) в момент катастрофы принес в жертву своему отцу Урану (Баалшамему) единств. сына — Йеуда.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998