МОЛОХ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Молох
Представление о боге М., которому приносят в жертву детей, восходит к неправильному истолкованию евр. слова lamolek (нач. этому положила еще Септуагинта). На самом деле оно обозначает не бога, как удалось установить, а определен, вид жертвоприношения.

Источник: Словарь античности. 1989

МОЛОХ
в финикийской религии бог солнца, покровитель города или племени. Особенно широко культ М. был распространен в Карфагене. Почитался также в Израильском и Иудейском царствах вплоть до реформы Иосии, отменившего в 622 г. все культы, кроме Яхве. В переносном значении — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МОЛОХ
библ. мулех, финик. молек, букв. - царствующий, владыка) - в религии зап. семитов (финикийцев, ханаанеян, израильтян, аммонитян и др.) божество, для умилостивления к-рого убивали и сжигали детей (преим. из знатных семейств). В Иудее культ М. был запрещен в 622 до н. э. реформой Иосии. В нарицат. значении М. - страшная, ненасытная сила, беспрерывно требующая кровавых человеческих жертв.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Молох
родственно слову «мелех», см.) (Лев 18.21; 20.2-5; 3Ц 11.7; 4Ц 23.10; Иер 32.35; Ам 5.26; Деян 7.43)-божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в которые клались приносимые в жертву дети, сгоравшие в огне, разложенном под идолом. Это называлось «проводить через огонь» (см.). Молох олицетворял силу огня и указанные народы поклонялись ему задолго до прихода евреев в обетованную землю. Несмотря на запрет, народ Божий совратился в это идолослужение и в долине сынов Енномовых под Иерусалимом был сооружен истукан этому богу (в 3Ц 11.5,33; 4Ц 23.13 назван Милхом, в Иер 49.1,3-Малхом, а в Соф 1.5-просто «царь»). (См. Ваал)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МОЛОХ
царь; Лев 18:21, 3Цар 11:7, Иер 32:35, Деян 7:43) — название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян. По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычьею головою, прочими человеческими членами, с пустою внутренностью и с простертыми к низу руками, на которых полагали обреченных ему в жертву детей и на которых они от пылающего снизу пламени сгорали. Свящ. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало этому положено еще в Египте, или даже ранее. Предостережения от этого идолослужения мы находим еще во времена Моисея. Во времена Ахаза, Манассии, Иосии, служение Молоху происходило в долине сынов Еннома, где приносили ему в жертву детей или проводили для него детей через огонь. Царь Иосия разрушил Тофет в долине Еннома, где совершался этот гнусный языческий обряд. Пророки особенно сильно обличали Иудеев за служение Молоху и предсказывали за сие страшные наказания.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

МОЛОХ
почитавш. в Палестине, Финикии и Карфагене божество, к-рому приносились человеч. жертвы, особенно дети. Предполагалось также, что за библ. М. скрывается сам Яхве, к-рому в добибл. традиции приносились человеч. жертвы. Возможно, М. — обозначение самого ритуала жертв. сжигания людей или животных, позже принятое за имя божества. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва. Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном. В иуд. традиции человеч. жертвопр. были запрещены; иуд. царь Иосия уничтожил жертвенники тофета; человеч. жертвопр. совершали, согл. библ. традиции, лишь «цари-отступники», как Ахаз. Но в финик. обществах и в Карфагене этот обычай сохранялся, по-видимому, до кон. 1-го тыс. до н.э. Филон Библский и Порфирий (3 — нач. 4 вв. н.э.) приводят миф, очевидно обосновавший эту прак-тику: Кронос (Эл) в момент катастрофы принес в жертву своему отцу Урану (Баалшамему) единств. сына — Йеуда.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

2004. 04. 020. Красильников С. А. Серп и Молох: крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы.

Большакова О. В.
Читать PDF

Молох социального проектирования

Нургалеева Л. В.
Работа посвящена аксиологическим проблемам социального проектирования в современной культуре.
Читать PDF

Диалог как средство реализации оппозиции «Цивилизация человек» (по повести А. И. Куприна «Молох»)

Дубова Марина Анатольевна, Чернова Любовь Афанасьевна
На примере диалогов центрального героя повести А.И.
Читать PDF

Кинематографический и психологический анализ фильма Александра сокурова «Молох»

Глотова А.А.
Художественный фильм режиссера А.Н. Сокурова «Молох» представляет интерес с точки зрения психологии власти. Власть разрушила героев фильма.