МОЛОКАНЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЛОКАНЕ
представители течения в духовном христианстве. Возникло в России в 60-70-е гг. 18 в., основатель - бродячий портной Семен Уклеин. М. ассоциируют Библию с образом "духовного молока" (отсюда название). Проповедуют скорое пришествие Христа. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. В 19 в. распространились в Закавказье, Крыму, Сибири, Закаспийской и Карской областях. Постепенно разделились на ряд групп: М.-прыгуны, М.-субботники и др. В Российской федерации небольшие группы М. сохраняются в Тамбовской и Оренбургской областях. В 1991 образован "Союз общин духовных христиан-молокан" (Москва).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

МОЛОКАНЕ
одна из разновидностей «духовного христианства», появились в конце 60-х гг. XVIII в. среди государственных крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты деревенский портной С. Уклеин. Свое учение называли «чистым молоком духовным», отрицали православную церковную иерархию, монашество, иконы, мощи, святых. Библию рассматривали как единственный источник истины, истолковывали ее в духовном, т. е. этическом смысле, считали ее главным руководством в повседневной жизни. В представлениях М., в отличие от духоборов, отсутствует пантеистическое мировосприятие. Их учение — это теизм, освобожденный от церковно-канонических норм. Христианские таинства М. трактуют духовно: истинный смысл жизни, спасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного Богом в человека доброго начала, в нравственном совершенствовании людей. Идея спасения верой и отказ от посредников между Богом и человеком сближали их с протестантами, что и определило впоследствии их поглощение баптистами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МОЛОКАНЕ
религ. секта в России. Сложилась во 2-й пол. 18 в. на Тамбовщине. Основатель секты - крестьянин Семен Уклеин. М. отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях деревни и города. Критиковали господств. церковь, ее догматы и обряды, хотя не отрицали их полностью. Единств. источником истины для М. являлась иносказательно толкуемая Библия. М. проповедовали почитание царя и властей, но в мировоззрении их проступали черты социального протеста, что послужило основанием для преследования М. пр-вом. После 1861 движение М. пошло на убыль. В их среде обострились клас. противоречия. М. раскололись на ряд толков (донской, толстовский, прыгунов и др.). После Окт. революции, к-рую проповедники М. встретили враждебно, начался прогрессирующий распад секты.

Лит.: Дружинин В., Молокане, (Л.), 1930; Морозов И., Молокане, М.-Л., 1931; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в первой пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., Сектантство в прошлом и в настоящем, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 9, М., 1961; Корецкий В. И., Очерк истории религиозного сектантства на Тамбовщине (вторая пол. XVIII - нач. XX вв.), там же; Рындзюнский П. Г., Антицерк. движение в Тамбов. крае в 60-х гг. XVIII в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 2, М., 1954.

Д. И. Тверская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОЛОКАНЕ
старорус. секта, возникшая в кон. 18 в. Название происходит от евангельского текста: «возлюбите чистое словесное молоко», каковым они считали свое учение. М. отвергали церк. иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единств. источником вероучения считают Библию. В Пенз. край секта пришла из Тамбовской губ. Последователи ее проживали в Мокш. (Алексеевка), Наровч. (Вьюнки, Балаковка, Кошелевка и др.), Саран. (Баз. Вьяс, Елховка, Константиновка и др.) и Чембар. (Андреевка, Высокое, Починки и др.) уездах. По данным епарх. властей, в 1914 в губернии было 892 последователя секты (цифра явно занижена, т. к. в 1895 по документ. данным только в Чембар. у. М. насчитывалось 814 чел.). Местные власти, дух. и гражд., вели борьбу с М., используя разные средства: полицейское воздействие, выселение из края, собеседования миссионеров, церк. школы и др. В 1828 Чембар. уездный исправник Брычев вместе с миссионером Ястребовым «увещевал» М. дер. Щепотьево. В результате 120 чел. перешли в православие (перешли формально, т. к., по полицейским сведениям, в 1851 здесь было 244 последователя секты М.). В кон. 1860-х гг. часть М. Чембар. у. была выселена в Бакинскую обл. и др. районы Закавказья. Осн. масса Пенз. М. – последователи учения ортодокс. толка. За свою верность учению их называют «постоянными». Лишь М. дер. Алексеевка (Мокш. у.) принадлежат к Донскому толку (самоназвание – «евангелические христиане»). Существование общин М. отмечалось еще в 1920-е гг. Лит: ПЕВ. 1913. № 23. А. Б. Никонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Молокане на Амуре: особенности жизни и быта

Архипова Нина Геннадьевна
В статье рассматриваются особенности традиционной культуры одной из компактных конфессиональных групп Амурской области – молокан – как система ценностей.
Читать PDF

Молокане Астраханской губернии

Канатьева Наталья Сергеевна
В статье рассказано о появлении и распространении секты, или, точнее, конфессиональной группы молокан в Астраханской губернии.
Читать PDF

Политика Вятской губернской администрации в отношении сарапульских молокан (50-70-е гг. Xix В. )

Машковцев Андрей Анатольевич
В статье рассмотрены взаимоотношения администрации Вятской губернии с одним из сектантских течений - молоканами. Оно получило наибольшее развитие на юго-востоке края - в Сарапульском уезде - и отличалось значительным радикализмом.
Читать PDF

Воспоминания духовных христиан молокан г. Рассказово Тамбовской области как исторический источник

Чернов Алексей Сергеевич, Пронина Татьяна Сергеевна
Представлено обобщение и систематизация собранных в ходе полевых исследований воспоминаний последователей движения духовных христиан молокан г.
Читать PDF

Изменение роли молокан в общественной жизни Терской области

Храмцова Юлия Сергеевна
Статья посвящена актуальной, недостаточно изученной в российской историографии проблеме становления и развития секты молокан в Терской области.
Читать PDF

Молоканство в творчестве Н. С. Лескова

Ильинская Татьяна Борисовна
Читать PDF

Взаимоотношения духовных христиан молокан и православного населения Амурской области в конце XIX - н

Буянов Дмитрий Евгеньевич
В статье исследуется проблема социально-экономического взаимодействия духовных христиан молокан и православного населения Амурской области в конце XIX начале XX в.
Читать PDF

Религиозное течение духовных христиан (молокан) в среде российского крестьянства XIX века

Красникова Юлия Николаевна
Свое исследование мы хотели выстроить, используя конкретноисторический метод, который в данном контексте является наиболее востребованным. В статье мы не будем отвлекаться на историю разномыслия в России вообще.
Читать PDF

«Совместить Закон с благодатью»: религиозный авторитет в традиции молокан-прыгунов

Жукова Людмила Геннадьевна
Статья посвящена проблеме религиозного авторитета в общинах духовных христиан молокан, в особенности молокан-прыгунов.
Читать PDF

Песнопения в религиозных ритуалах духоборов и молокан Ростовской области: современное состояние

Рудиченко Татьяна Семёновна
Рассматривается историческая динамика духовных песнопений духоборов и молокан на примере одного из территориальных вариантов конфессиональных культур.
Читать PDF

Феномен российской контркультуры на примере национального самосознания Духовных Христиан-молокан

Чернов Алексей Сергеевич
Статья поднимает проблему современного конфессионального и культурного самосознания представителей Духовных Христиан-молокан рационалистического религиозного движения в XIX начале XX в.
Читать PDF

Иносказание как характерная особенность учения духовных христиан-молокан

Чернов Алексей Сергеевич
Статья является продолжением анализа религиозно-философских взглядов духовных христиан, предпринятого автором в ряде раннее опубликованных работ. В статье речь пойдет о роли иносказания в учении духовных христиан молокан.

Похожие термины:

  • Молоканов, Анатолий Николаевич

    (р. 14. 02. 1946) Род. в г. Светогорск Ленинградской обл. в семье рабочего. Окончил Горловский филиал Донецкого политехн. института (1976). Был разнорабочим, гравером, обжигальщиком, водителем, гл. механиком