представители течения в духовном христианстве. Возникло в России в 60-70-е гг. 18 в., основатель - бродячий портной Семен Уклеин. М. ассоциируют Библию с образом "духовного молока" (отсюда название). Проповедуют скорое пришествие Христа. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. В 19 в. распространились в Закавказье, Крыму, Сибири, Закаспийской и Карской областях. Постепенно разделились на ряд групп: М.-прыгуны, М.-субботники и др. В Российской федерации небольшие группы М. сохраняются в Тамбовской и Оренбургской областях. В 1991 образован "Союз общин духовных христиан-молокан" (Москва).
МОЛОКАНЕ
МОЛОКАНЕ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
МОЛОКАНЕ
одна из разновидностей «духовного христианства», появились в конце 60-х гг. XVIII в. среди государственных крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты деревенский портной С. Уклеин. Свое учение называли «чистым молоком духовным», отрицали православную церковную иерархию, монашество, иконы, мощи, святых. Библию рассматривали как единственный источник истины, истолковывали ее в духовном, т. е. этическом смысле, считали ее главным руководством в повседневной жизни. В представлениях М., в отличие от духоборов, отсутствует пантеистическое мировосприятие. Их учение — это теизм, освобожденный от церковно-канонических норм. Христианские таинства М. трактуют духовно: истинный смысл жизни, спасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного Богом в человека доброго начала, в нравственном совершенствовании людей. Идея спасения верой и отказ от посредников между Богом и человеком сближали их с протестантами, что и определило впоследствии их поглощение баптистами.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МОЛОКАНЕ
религ. секта в России. Сложилась во 2-й пол. 18 в. на Тамбовщине. Основатель секты - крестьянин Семен Уклеин. М. отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях деревни и города. Критиковали господств. церковь, ее догматы и обряды, хотя не отрицали их полностью. Единств. источником истины для М. являлась иносказательно толкуемая Библия. М. проповедовали почитание царя и властей, но в мировоззрении их проступали черты социального протеста, что послужило основанием для преследования М. пр-вом. После 1861 движение М. пошло на убыль. В их среде обострились клас. противоречия. М. раскололись на ряд толков (донской, толстовский, прыгунов и др.). После Окт. революции, к-рую проповедники М. встретили враждебно, начался прогрессирующий распад секты. Лит.: Дружинин В., Молокане, (Л.), 1930; Морозов И., Молокане, М.-Л., 1931; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в первой пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., Сектантство в прошлом и в настоящем, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 9, М., 1961; Корецкий В. И., Очерк истории религиозного сектантства на Тамбовщине (вторая пол. XVIII - нач. XX вв.), там же; Рындзюнский П. Г., Антицерк. движение в Тамбов. крае в 60-х гг. XVIII в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 2, М., 1954. Д. И. Тверская. Москва.
МОЛОКАНЕ
старорус. секта, возникшая в кон. 18 в. Название происходит от евангельского текста: «возлюбите чистое словесное молоко», каковым они считали свое учение. М. отвергали церк. иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единств. источником вероучения считают Библию. В Пенз. край секта пришла из Тамбовской губ. Последователи ее проживали в Мокш. (Алексеевка), Наровч. (Вьюнки, Балаковка, Кошелевка и др.), Саран. (Баз. Вьяс, Елховка, Константиновка и др.) и Чембар. (Андреевка, Высокое, Починки и др.) уездах. По данным епарх. властей, в 1914 в губернии было 892 последователя секты (цифра явно занижена, т. к. в 1895 по документ. данным только в Чембар. у. М. насчитывалось 814 чел.). Местные власти, дух. и гражд., вели борьбу с М., используя разные средства: полицейское воздействие, выселение из края, собеседования миссионеров, церк. школы и др. В 1828 Чембар. уездный исправник Брычев вместе с миссионером Ястребовым «увещевал» М. дер. Щепотьево. В результате 120 чел. перешли в православие (перешли формально, т. к., по полицейским сведениям, в 1851 здесь было 244 последователя секты М.). В кон. 1860-х гг. часть М. Чембар. у. была выселена в Бакинскую обл. и др. районы Закавказья. Осн. масса Пенз. М. – последователи учения ортодокс. толка. За свою верность учению их называют «постоянными». Лишь М. дер. Алексеевка (Мокш. у.) принадлежат к Донскому толку (самоназвание – «евангелические христиане»). Существование общин М. отмечалось еще в 1920-е гг. Лит: ПЕВ. 1913. № 23. А. Б. Никонов.
Источник: Пензенская энциклопедия.