Молотьба

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

молотьба
отделение зерна от колоса после просушивания. Осуществлялось в древности либо с помощью волов, которых пускали ходить по разложенным снопам (Вт 24.5; Ос 10.11) с прицепленными к ним повозками в виде саней с зубчатыми полозьями (1Пар 21.23; ср. 2Ц 24.22), либо вручную, с помощью таких же зубчатых молотил или просто палок (Суд 6.11; Ис 28.27; 41.15; Ам 1.3). После этого зерно веяли (см.) на ветру для отделения его от мякины и соломы, которые сжигались (Мф 3.12).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МОЛОТЬБА
до создания приспособлений для М. люди извлекали зерна из колосьев на гладком глиняном гумне. Примитивное выбивание палкой могло удовлетворять потребности при небольших урожаях, к-рые были обычными в Др. Греции. Однако уже в эллинистич. время применялись молотил. сани с тяжелыми острыми камнями, к-рые протаскивались через гумно. Весьма эффективным было карфагено-пунич. изобретение молотил. вальцов с железными шипами на их поверхности, имевших не цилиндрич., а конич. форму, чем достигалась круговая траектория движения при молотьбе. Молотил. цеп совр. типа вошел в употребление лишь ок. 400, возможно, он был создан в Африке. М. производилась в ветреные дни, веяние осу-ществлялось с помощью лопаты, редко при помощи сит.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Молотьба
До создания приспособлений для М. люди извлекали зерна из колосьев на гладком глиняном гумне. Примитивное выбивание палкой могло удовлетворять потребности при небольших урожаях, которые были обычными в Др. Греции. Однако уже в эллинистич. время применялись молотильные сани с тяжелыми острыми камнями (tribolon), которые протаскивались через гумно. Весьма эффективным было карфагено-пуническое изобретение молотильных вальцов с железными шипами на их поверхности, имевших не цилиндрич., а конич. форму, чем достигалась круговая траектория движения при молотьбе. Молотильный цеп совр. типа вошел в употребление лишь ок. 400, возможно, он был создан в Африке. М. производилась в ветреные дни, веяние осуществлялось с помощью лопаты, редко при помощи сит.
        
        рис. Postellum punicim (карфагенская молотильная повозка), 1 — повозочный ящик; 2 — большие наружные колеса; 3 — маленькие внутренние колеса; 4 — молотильные вальцы, снабженные тупыми железными шипами; 5 — крюк для привешивания к упряжной оснастке быков, которые ходят по округлому гумну (реконструкция по Варрону).

Источник: Словарь античности. 1989

Молотьба
Гумна у евреев в Палестине были выровненные, твердо утрамбованные площадки, обыкновенно сделанные на возвышенных местах для того, чтобы мякина, благодаря ветру, и легко отлетала. Напр., гумно Орны на горе Мория (2 Цар. 24:16; срав. Суд. 6:37; Ос. 13:3; Иер. 4:11 и дал.). Молотьбу производили следующим образом: волов заставляли ходить по снопам, положенным на гумне, и они топтали их до тех пор, пока зерно не отделялось от соломы (Ос. 10:11, или ездили по снопам в молотильных санях — (По-евр. «мораг»; 2 Пар. 24:22; 1 Пар. 21:23); эти сани состояли из досок с вделанными в них острыми камнями и т. п., или же отделяли зерно маленькими молоточками с острыми колесами (по евр. «araлa«) (Ис. 28:27; срав. Ам. 1:3; Ис. 41:15). Вол, который молотил, должно быть, имел возможность есть во время работы (Втор. 25:4). Небольшое количество или более легкие злаки молотились палками (Руф. 2:17; Суд. 6:11; Ис. 28:27), точно так же как и теперь на Востоке. За молотьбой следовала очистка зерна (веяние) для того, чтобы отделить мякину от зерна (Пс. 1: 4), после чего хлеб перевозился в житницы (Лук. 12:18); солома же и мякина сжигались (Мат. 3:12). В иносказательных оборотах речи в Библии иногда встречаются выражения, взятые из процесса молотьбы на гумне для того, чтобы нарисовать картину совершенного уничтожения (4 Цар. 13:7; Прит. 20:26; Ис. 41:2; Ам. 1:3). Может быть, здесь имеются в виду военные колесницы, снабженные косами (ножами) и т.п.; (см. 2 Цар. 12:31). В Ис. 41:15 Израиль уподобляется новому зубчатому молотилу, которое будет молотить и растирать горы и превращать в мякину холмы. Молох (Деян. 7:43); в 3 Цар. 11:5 также назван Милхомом и у Иер. 49:1 — Малхомом — отвратительный идол огня, которому преимущественно поклонялись аммонитяне, как своему высшему божеству или царю, отчего и произошло его имя, соответствующее Ваалу, финикийскому богу солнца. (См. Иер. 32:35). Закон строго воспрещает приношение детей ему в жертву (Лев. 18:21; срав. 20:2; Втор. 12:31) Несмотря на это, народ Божий все-таки совершал ему служение во время странствования по пустыне и после поселения в Ханаане (Ам. 5: 26; 3 Цар. 11:5, 7) «проводили своих детей через огонь Молоху» (4 Цар. 23: 10). Царь Ахаз проводил сыновей своих через огонь идолам (2 Пар. 28:3; проводились через огонь Молоху таким образом: истукан с большой бычачьей головой и человеческими протянутыми руками нагревался изнутри до каления, а затем в его руки бросали маленьких детей, крик которых заглушался шумной музыкой. Некоторые толкователи Библии предполагают, что детей сначала убивали, а затем уже приносили в жертву Молоху (Иез. 16:21; 23:39; Ис. 57:5; Пс. 105:37). См. «долина Енномова». «Скиния Мелехова» (Ам. 5:26; Деян. *:43) была, вероятно, ящиком или шатром, в котором носили во время торжественных шествий изображение Молох.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868



Похожие термины:

  • КАНТЕ–де–ла–ТРИЛЬЯ /песня молотьбы/

    На полях в Андалузии во время земледельческих работ можно услышать эту красивую песню в форме четверостиший, стихи которых очень похожи на некоторые типичные песни аргентинской папмы. Несмотря н