МОНАШЕСТВО

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНАШЕСТВО
греч.) - соц. религ. группа, члены которой берут на себя обязательства: как правило, отказ от имущества, воздержание, разрыв старых родственных и соц. связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу ("уход из мира").

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Монашество
форма религиозной жизни, которая характеризуется строгим соблюдением религиозных предписаний, удалением от общества, аскетическим образом жизни. Монахи дают три традиционных обета: целомудрия, бедности, послушания. Живут в монастырях. Истоки монашества движение отшельников, стремившихся придерживаться идеалов раннего христианства.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

МОНАШЕСТВО
первоначально уединенная жизнь ревнителей той или иной религиозной веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и др. Зародилось как форма пассивного протеста против условий жизни в рабовладельческом и феодальном обществах, как жест отчаяния и выражения неверия в возможность изменить социальные условия. Позже преобразовалось в религиозно-церковный институт, объединяющий лиц, которые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения Богу, ведут обособленный образ жизни, регламентированный церковными предписаниями. Иногда к М., не вполне правомерно, причисляют мусульманских дервишеи.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МОНАШЕСТВО
от греч. monachos - одинокий, отшельник), уединенная жизнь ревнителей той или иной религии, добровольно "ушедших из мира" и связавших себя обетами: как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. М. зародилось в буддизме в сер. 1-го тыс. до н. э.; в 3- 4 вв. н. э. появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме). На Руси появилось в 11 в. М. воспринималось верующими как идеал христианской жизни (М. принимали перед смертью великие князья и цари). Из М. формируется высшее руководство Русской православной церкви - епископат.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

МОНАШЕСТВО
институт М. существует во всех мировых религиях. Согл. христ. вероучению, монашеское состояние обязывает к «уходу из мира» во имя приближения «царства божьего». Для концепции М. хар-рно наличие элементов дуализма, заимствов. из учения гностиков и трансформ. в соотв. с христ. доктриной. Нельзя отрицать определ. гуманистич. функции М. и его роли в развитии культуры. Первыми монахами следует считать отшельников (анахоретов), к-рые покидали семьи, отказывались от своего прежнего соц. статуса и уходили в безлюдные мес-та — горы, пустыни и т.д. Первым известным отшельником, впослед. признанным родонач. М., был Антоний Великий (ум. в 356), первый монастырь (объед. монахов в общину с определ. уставом) был основан коптом Пахо-мием (ум. в 348) в Египте в 320. Начавш. в 4 в. широкое распростр. М. было обусловлено проникновением церкви во все сферы светской жизни после офиц. признания Константином I христианства. Из Египта М. распростр. по всей Рим. империи. Визант. М. руковод. уставом Василия Великого (ум. в 379), зап.-европ. М. — уставом Бенедикта Нурсийского (ум. после 547). От монахов требовалось дать обет послушания, терпения, смирения, бедности и безбрачия.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МОНАШЕСТВО
возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально монахами были удалившиеся в пустыни отшельники. Постепенно число пустынников возросло, многие отшельники получили известность. Люди стали искать с ними встреч. Многие из тех, кто тоже собирался встать на путь монашества, поселялись рядом с опытными пустынножителями, и так возникали малые монашеские общины – скиты. Устроителем этой формы проживания монахов считается прп. Макарий Египетский (ок. 301 – ок. 391). В IV в. св. Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. K IV в. относятся и первые известия о женских монастырях. Монашество IV-V вв. было трех видов – общежительное (когда монахи жили совместно), пустынножительное (когда монахи жили отдельно) и полуотшельническое (когда монахи жили группами по два-три человека). На христианском Западе распространению монашества способствовал прп. Венедикт (Бенедикт) Нурсийский (ум. 543) – основатель монастыря на горе Монте-Kассино под Неаполем (Италия) и автор устава, ставшего в IX-XI вв. общим для западных монастырей. В X в. монашество из Византии пришло в Болгарию и Сербию, а в XI в. – на Русь. На Руси основным типом монашеского жития стало общежитие (См. Киновия). Основателями русского монашества считаются прпп. Антоний и Феодосий Печерские, основавшие в XI в. Kиево-Печерский монастырь.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Монашество
институт М. существует во всех мировых религиях. Согласно христианскому вероучению монашеское состояние обязывает к «уходу из мира» во имя приближения «царства божьего». Для концепции М. характерно наличие элементов дуализма, заимствованных из учения гностиков и трансформированных в соответствии с христианской доктриной. Нельзя отрицать определ. гуманистич. функции М. и его роли в развитии культуры. Первыми монахами следует считать отшельников (анахоретов), которые покидали семьи, отказывались от своего прежнего социального статуса и уходили в безлюдные места–горы, пустыни и т. д. Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником М., был Антоний Великий (ум. в 356), первый монасгырь (объединение монахов в общину с определ. уставом) был основан коптом Пахомием (ум. в 348) в Египте в 320. Начавшееся в 4 в. широкое распространение М. было обусловлено проникновением церкви во все сферы светской жизни после официального признания Константином I христианства. Из Египта М. распространилось по всей Римской империи. Византийское М. руководствовалось уставом Василия Великого (ум. в 379), зап.-европ. М. — уставом Бенедикта Нурсийского (ум. после 547). От монахов требовалось дать обет послушания, терпения, смирения, бедности и безбрачия. Если для византийского М. было характерно стремление довести аскетизм до крайности, о чем свидетельствует жизнь религиозной общины, основанной сирийцем Симеоном в нач. 5 в. и просуществовавшей до 10 в., то в Зап. Европе проявлялась тенденция к превращению монастырей в опорные пункты внешней экспансии.

Источник: Словарь античности. 1989

Монашество
религиозно-церковное объединение верующих-христиан, принимающих обеты нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и мон. власти, полного отказа от собственной воли). На У. появилось с 60-х XV в. В XVI-XVIII вв. М. формировалось из всех категорий нас., в т.ч. из беглых. Больше пол. М. составляли выходцы из крест., значительна была доля мон. служителей из служилых людей. После запретительного указа 1723 числ. М. к 60-м XVIII в. сократилась в 2-3 раза. Подавляющее большинство М. в этот период - принявшие постриг вдовые священнослужители, соц. состав монахинь не изменился. После снятия запрета на постриг в 1761 числ. М. постепенно увеличивалась и к нач. XX в. в наиб. крупных мон. было до 200-300 М. и послушников. В мон. принимались предст. всех соц. слоев при наличии официальных док., подтверждающих их освобождение от гос. повинностей и сборов. Общая числ. М. (вместе с послушниками) к 1917 - 9820 чел. Из них 3169 - в Екат., 2278 - в Уфимской, 2204 - в Оренб., 2169 - в Перм. епархиях. М. содержалось за счет разл. источников доходов. Осн. в XVI-XVII вв. мон. первоначально существовали на денежные и натуральные ружные выплаты (отменены указом 1698), вклады, за счет собственного труда. По мере юридического закрепления прав на землю, приобретаемую мон., осн. источником существования М. стали доходы от труда зависимых категорий нас. - мон. крест. и служителей (крестьяне церковно-монастырские). После секуляризации 1764 М. содержалось на выплаты штатных сумм, доходы от мон. промысловых угодий, вклады, средства от паломничества к мон. святыням, религиозно-культовой деятельности, продажи товаров, изготовленных в мон. мастерских. В результате закрытия мон. в 20-30-е XX в. М. как соц. группа прекратила свое существование. В 90-е на У. нач. возрождение М.    Нечаева М.Ю.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Монашество
от греч. monos — один, одинокий) — форма религ. жизни, которая характеризуется аскетизмом, удалением от общества, а также совокупность верующих, придерживающихся такого образа жизни. Монахи дают три традиционных обета: целомудрия, бедности и послушания, живут в особых помещениях (монастырях, лаврах).
Христиан. м. зародилось еще в эпоху античности в вост. провинциях Рим. империи (Египет, Сирия, Палестина). Вначале это было движение отшельников (анахоретов). Наиболее известные из них — Павел Фивейский и Антоний (III в.). Со временем, когда отшельники стали группироваться вокруг наиболее авторитетных своих представителей, возникло общежитийное (киновитийное) м. Основателем этой формы м. считается св. Пахомий, создавший первую монашескую общину в 323 г. в Египте и написавший первый монашеский устав. М. зародилось не в среде духовенства, а среди мирян. Приверженцы м. стремились подражать идеалам первоначального христианства и буквально выполнять заповеди Иисуса Христа. Многие исследователи склонны видеть в начальном м. своеобразный протест против союза церкви и императорской власти. Первые монахи были почти поголовно неграмотны (в основном это бывшие сельские жители), теологич. и филос. искания были им чужды. М. привнесло в христианство много примитивных религ. представлений (о демонах, искушениях Сатаны и т.п.). Из-за своего необычного образа жизни, выглядевшего идеалом святости, монахи пользовались огромной популярностью у верующих. В своем влиянии на мирян м. составило серьезную конкуренцию духовенству. Епископату понадобилось несколько веков, чтобы поставить м. под свой контроль.
Подлинным идеологом м. был Василий Кесарийский (IV в.). Он сформулировал правила жизни для монахов, которыми православное м. руководствуется до сих пор. Главный акцент в правилах Василия сделан на общности жизни и имущества монахов; послушание доведено до полного самоотречения ради общины, но аскетизм Василия умерен и доступен для многих. Уже в его время наблюдался рост культурного уровня м. С IV в. монастыри активно включились в гуманитарную деятельность: они распоряжались гостиницами, больницами, приютами для детей и стариков и т.д. За это монастыри получали множество дарений от государства и богатых набожных людей и налоговые льготы. Множество крестьян, спасаясь от разорения, отдавались вместе со своей землей в зависимость от монастырей. Принцип обеспечения м. за счет собственного труда отмирал, что не согласовывалось с обетом бедности. Выход был найден путем объявления имущества монастырей собственностью всей общины при сохранении индивидуального обета бедности каждого монаха. Многие средневековые монастыри были крупными землевладельцами.
В Зап. Европе м. появилось позже, чем на Востоке. Огромная роль в организации монашеской жизни на Западе принадлежала Бенедикту Нурсийскому, создавшему монашеский устав и первый монашеский орден. В дальнейшем в католич. церкви возникло множество др. монашеских орденов, чего не было в православии.
Средневековое м. наряду с духовенством было самым образованным сословием общества. Монастыри являлись настоящими очагами культуры и образования. Из среды м. вышло немало известных средневековых ученых. М. сыграло существенную роль как в религ., так и в общественной жизни средневековой Европы. В руках м. находилась инквизиция, оно активно участвовало в организации и проведении крестовых походов.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

МОНАШЕСТВО
от греч. monaxos - отшельник) - часть духовенства (черное духовенство в отличие от белого - не монахов), гл. обр. в христианстве (католицизме и православии), буддизме (где охватывает все духовенство).

Согласно учению церкви, монаш. состояние обязывает к аскетизму, в связи с чем вступающий в М. дает обет бедности, послушания и безбрачия. Для принятия М. требуется пройти испытательный срок (иноки, новиции). Посвящение в М. сопровождается торжественным обрядом пострижения, символизирующим вступление "в рабство по отношению к богу". В знак "ухода от мира" постриженный принимает новое имя и облачается в особую одежду (часто черного цвета), нек-рые монаш. ордена (напр., иезуиты) разрешают ношение светской одежды. В орг.-адм. отношении М. строится по принципу церк. иерархии, возглавляемой в католич. церкви - аббатом (приором), в православной церкви - игуменом.

Наибольшее распространение М. имело в ср. века. Помимо религ. фанатизма, массовое распространение М. объяснялось причинами социально-экономич. характера: в условиях феод. землевладения с господствующим принципом майората М. было нередко единственно возможным занятием для младших сыновей феодалов, а также для не имевших средств к существованию выходцев из других социальных слоев. В капиталистич. странах часть М. (особенно монахини) состоит из бессемейных, обездоленных, частью деклассированных элементов и представителей мелкобурж. интеллигенции.

Наиболее древней разновидностью М. является отшельничество (анахоретство, от греч. anaxornsis - уединение), получившее распространение в раннем христианстве (было развито на Руси в 12-13 вв.). С 1-й трети 4 в. (на Руси с 10 в.) появляется киновитство (от лат. coenobium) - совместное поселение монашествующих на основе принятия типизированных уставов и обетов. В дальнейшем М. выступало часто в форме странничества, сохранившегося в нек-рых странах до сих пор. В буддизме, брахманизме, православном христианстве большое распространение получило странничество с врем. остановками странствующих монахов по монастырям. В католичестве организаторы М., особенно в 6 в. (Бенедикт Нурсийский), вели борьбу со странничеством монахов, установив строгое требование постоянного пребывания в определенном монастыре (stabilitas loci); это требование вызывалось гл. обр. тем, что к процессиям странствующего М. присоединялись массы верующих и они нередко принимали характер нар. антифеод. выступлений, преследуемых церковью как ересь.

Католич. М. является важнейшей опорой католич. церкви и теснейшим образом связано с папством. В зависимости от задач, стоявших перед господствовавшим феод. классом, создавались новые формы монаш. орг-ций (см., напр., Духовно-рыцарские ордена, доминиканцы и Францисканцы). Острие их деятельности направлялось против всех обществ. элементов, выступавших с оппозицией по отношению к феод. строю и папству.

Тунеядство, паразитизм, развратная жизнь М. делали его особенно ненавистным народу, к-рый, борясь с феод. эксплуатацией, выступал против М., резко обличали М. также представители ранней бурж. культуры. Пороки и невежество монахов стали излюбленной темой целого ряда сатирич., художеств. произведений гуманистов и "просветителей".

Как в прошлом, так и в настоящее время М., как правило, стремится оказывать влияние на самые различные стороны мирской жизни - идеологию, политику, науку, воспитание, хотя монахи и объявляют себя отрешившимися "от мира", посвятившими себя всецело богу. Совр. М., особенно католическое, все чаще выступает (ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Португалия, США, нек-рые лат.-амер. страны) в новой форме - полумонаш. орг-ций мирян (лаикат), действующих под различными названиями ("Мирской апостолат", "Апостолат молитвы"), а также братств, товариществ, союзов, создаваемых монаш. орденами, гл. обр. францисканцами, доминиканцами и др., с целью поддержания и укрепления религ. веры в массах и связанной с этим идеологии и политики совр. клерикализма. По данным 1960-х гг., в католич. церкви насчитывается ок. 140 тыс. монахов и 1 млн. монахинь (ок. половины их - в Зап. Европе). В нек-рых буддийских странах (до последнего времени) М. составляло до 1/3 (а в отдельные периоды до 1/2) муж. населения.

Лит.: Карсавин Л. П., Монашество в ср. века, СПБ, 1912; Heussi K., Der Ursprung des M?nchtums, T?bingen, 1936; Besse Dom J. M., Les moines d´Orient, P., 1900; Berli?re U., L´ordre monastique des origines au XII si?cle..., P., 1921; Bochinger J. J., La vie contemplative, asc?tique et monastique chez les Indiens et chez les peuples bouddhistes, Stras., 1831; Harnack A., Das M?nchtum. Seine Ideale und seine Geschichte, Giessen, 1895; Herv?-Bazin F. J., Les grands ordres et congr?gations des femmes, P., 1889; Leclercq H. M., G?nobitisme, (p.), 1911; Oman J. C., Mystics, ascetics and saints of India, L., 1903; Schwietz S., Das morgenl?ndische M?nchtum, Bd 1, Mainz, 1904, Bd 2, Mainz, 1913, Bd 3, Mainz, 1938; Waddell L. A., Buddhism of Tibet, or Lamaism, L., 1895; Workman H. В., The evolution of the monastic ideal, L., 1913; Z?ckler O., Askese und M?nchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Fr., 1897; Chadwick O. (ed.) Western asceticism, L., 1958; Schaefer T., De religiosis..., 4 ed., (Roma), 1947; Smolitsch I., Russisches M?nchtum. 988-1917., W?rzburg, 1953.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОНАШЕСТВО (иночество)
духовное сословие подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней и внешней молитвы.
В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, апп. Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т.е. подвижниками.
С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.
Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т.е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.
Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих "призвание", т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: "Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19: 12).
Св. Афанасий говорит: "Два суть чина и состояния в жизни: одно - обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. супружество; другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое".
Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение "отречься от мира", т.е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.
Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру, оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т.е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.
Родиной монашества почитается Египет, а отцом и учредителем - прп. Антоний Великий. Прп. Антоний был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и пр.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника - аввы (что значит "отец").
Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.
Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.
У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.
Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.
При вступлении в самое иночество над монахом совершается исследование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.
На принявшего малую схиму надевают параманд (греч.: небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией - длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом - наметкой. В руки даются четки - шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.
В заключение обряда даются в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.
У нас принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму.
Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты, на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства - в епископы.
Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.
Несмотря на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.
Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.
Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.
Свт. Феофан Затворник говорит: "Иноки - это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения". Поистине, в монастыре - неиссякаемый источник назидания для мирян.
В средние века монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.
Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.
Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.
Прот. С. Слободской

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Византийское монашество и кризис империи рубежа ХП-ХШ вв

Филин Д. А.
Читать PDF

Организация патронажа и придворное монашество как особая категория в буддийской сангхе Мьянмы в XVII

Кириченко А. Е.
Читать PDF

Молдавское монашество в 1944–1953 гг. : внутрицерковные процессы

Содоль Вячеслав
Статья посвящена освещению внутренней жизни монастырей Молдавской ССР в 1944 – 1953 гг.
Читать PDF

Монашество и христианизация

Ананьева Оксана Алексеевна
Период поздней античности важен для понимания всего дальнейшего развития западной цивилизации. Данная статья посвящена исследованию ряда аспектов одного из важнейших процессов IV в. христианизации Римской империи.
Читать PDF

2011. 01. 005. Де Григорио С. Монашество и реформы в IV книге «Церковной истории народа англов» Беды

Читать PDF

Войтенко А. А. Египетское монашество в IV веке: Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, история монахо

Ванькова А. Б.
Читать PDF

Монашество в царствование императрицы Анны Иоановны

Б. В. Титлинов
Читать PDF

2014.01.007. ВОЙТЕНКО А.А. ЕГИПЕТСКОЕ МОНАШЕСТВО В IV В. "ЖИТИЕ ПРЕП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО", "ЛАВСАИК",

Ванькова А.Б.
Читать PDF

Монашество в исследованиях аркадия ивановича Васильева (по материалам архива Санкт-Петербургского ин

Соколов Роман Александрович
Статья посвящена советскому историку А.И. Васильева, посвятившему свою деятельность прошлому российского Северо-Запада. Указывая на неопубликованную монографию А.И.
Читать PDF

Русское монашество по кандидатским диссертациям Санкт-Петербургской Духовной академии

Карпук Дмитрий Андреевич
В данном сообщении представлен краткий обзор кандидатских диссертаций выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, посвященных монашеству и истории монастырей.
Читать PDF

Русское «Учёное монашество»: архимандрит Киприан (Керн) и прот. Георгий флоровский

Черняев Анатолий Владимирович
В статье предпринимается историко-философский анализ богословской полемики XX в. вокруг феномена «учёного монашества» (на материале доклада архимандрита Киприана (Керна) «Ангелы, иночество, человечество» и монографии прот. Г.
Читать PDF

Русское ученое монашество XIX века: историко-культурное значение

Шафажинская Наталья Евгеньевна
Данная статья посвящена теме становления и развития научно-исследовательской деятельности русского учёного монашества XIX века и его влияния на отечественную культуру.

Похожие термины:

  • Симон, до монашества Симеон

    протопоп московского Благовещенского собора, духовник царский, родом псковитянин, пострижен в Иосифове мон. на Волоке и умер в правление Евфимия Туркова, 1575—1587 г. {Половцов}
  • ОРДЕН УЧЕНОГО МОНАШЕСТВА

    западническое, преимущественно прокатолическое или протестантское включение в русскую церковь и монашество. Понятие введено русским богословом Г.В. Флоровским. Из этого ордена в XVIII - н. XIX в. в осн
  • Софья Алексеевна (в монашестве Сусанна)

    (1657—1704) правительница России в 1682—1689 гг. Дочь Алексея Михайловича и М. И. Милославской. Училась у Симеона Полоцкого. Была достаточно образованным, властолюбивым и жестким человеком. Серьезнейшие п
  • Адриан, имя монашествующих

    — имя нескольких монашествующих, прозвание которых неизвестно: 1) Адриан, духовник великого князя киевского Рюрика Ростиславича, игумен Выдубицкого монастыря, в Киеве в 1190 г. рукоположен в епископ
  • Другие знаки отличия священнослужителей и монашествующих

    Епископ носит на груди наперсный крест. Наперсный крест (иногда той или иной конкретной формы) может быть также знаком принадлежности к монашескому ордену или монашеской конгрегации. В некоторых
  • Одежда духовенства и монашествующих

    Традиционной одеждой всех клириков, а также т. н. поставленных Сутанаслужителей (чтеца и аколита), является сутана – черное разрезное платье с застежками до пола. Цвет сутаны зависит от степени кли