Монастырь

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Монастырь
(от греч. monasterion — жилище отшельника) — религиозная община монахов (или монахинь), имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих ей.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

МОНАСТЫРЬ
(от греч. monosterion — келья отшельника) — общины монахов (мужчины) и монахинь (женщины), принимающие единые правила жизни — уставы. В России крупнейшие монастыри называют лаврами. Различают монастыри с общежитийным уставом, по которому получали от монастыря все необходимое для жизни, имели право только на книги и деньги, и келиотские или особножительные, в которых получали только келью и жили каждый обособленно на свои средства.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Монастырь
(греч. место уединения), отгорож. от внешнего мира место, где люди обитают и совершают культовые обряды. В рамках философских школ античности существовали культовые сообщества, но жизнь их членов была вполне открытой. Появление христианских М. не было спонтанным — их прообразом были кумранские общины, существовавшие уединенно, вдали от людей. Монахи-бенедиктинцы, орден которых был основан ок. 530, жили, подчиняясь строгим и единым для всех правилам. В православных, а также в коптских М. монах имел широкие возможности строить жизнь по своему усмотрению — разрешалось иметь даже рабов и женщин.

Источник: Словарь античности. 1989

Монастырь
1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был КиевоПечерский, который был организован в XI веке; 2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.

Источник: Православная энциклопедия.

Монастырь
(греч. уединенное жилище) – 1) Форма организации общины монахов (монахинь), имеющих единый устав и настоятеля (игумена или игуменью). В церковноадминистративном отношении М. подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху. В последнем случае М. именуется ставропигиальным. Наиболее крупные М. называются лаврами. Первые общежительные М. были организованы в IV в. святым Пахомием Великим и затем распространились по всему христ. миру. В Киевской Руси первым и главным М. стала КиевоПечерская лавра. 2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих монашеской общине и, как правило, отделенных стеной от окружающего мира.

Источник: Краткий православный словарь.

МОНАСТЫРЬ
(греч. «жилище монахов») – 1. Община монахов, имеющих единый устав.
В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Kиево- Печерский, появился в XI в. 2. Kомплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

МОНАСТЫРЬ
Община монахов, проживающих совместно в соответствии со своим уставом, т.е. определенными правилами поведения. В разных монастырях правила были разными: в одних более строгими, в других менее. Вот почему в русском языке существует пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезь». В современном языке это выражение означает, что нельзя навязывать другим свои правила. Монастырь всегда был не только частью русской церкви, но и частью русской духовной культуры и просвещения. Архитектура монастырских соборов и церквей поражает своеобразием, красотой и высокой культурой древнерусского зодчества. Монастырские иконостасы и иконы писали лучшие иконописцы, создавая шедевры иконописного искусства. Многие из них сейчас находятся в различных русских музеях и составляют гордость и славу русской культуры. В монастырях были замечательные собрания книг, многие монахи были образованнейшими людьми своего времени. На территории России сейчас находится более 300 монастырей, скитов и пустынь. Монастырский, прил – относящийся к монастырю.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Монастырь
Монастырь (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 — ок. 483 до н.э.) основал монашескую общину «сангха» и составил правила поведения ее членов (соблюдаются и ныне), к-рые через миссионеров распространялись по всей Азии. Ессеи, члены иудейской мессианской секты (2 в. до н.э.), организовали общину у Мертвого моря. Оживление даосизма в Китае в 6 в., проповедующего личное спасение, дало толчок к созданию множества монастырей по буд. образцу. В 8 в. культовые элементы обеих религий и конфуцианства (Конфуций) часто заимствовались монахами без строгого отбора. В тот же период появились и много-числ. индуистские братства. У мусульман не было настоящих монашеских орг-ций, пока суфиты не создали в 12 в. два братства: рифайев и мавлевийев. Первые христ. М. возникли в Египте и Сирии как поселения отшельников в пустынной местности. Таким пустынником был, напр., св. Антоний. После того как Пахомий Великий (ок. 292 — ок. 346 гг.) основал в Та-венне (Египет) первое об-во монахов с четкими правилами, христ. М. быстро распространились в Вост. Европе; их внутр. распорядок регулировался «Уставом св. Василия» (ок. 330—79 гг.), особенно это касалось богослужений. М. Зап. Европы руководствовались «Уставом св. "Бенедикта», в к-ром определялся четкий порядок чередования молитв и труда. В 10 в. уже существовало неск. влиятельных монашеских орденов. Аббатство Клюни (осн. 909) в Бургундии (Франция) создало по всей Европе непосредственно ему подчинявшиеся «дочерние» М. с суровым уставом. М. цистерцианцев (орден основан в 1098 г.) в континентальной Европе и в Англии пользовались значит, автономией и получали прямые указания от настоятеля монастыря Цистерциум лишь на ежегодных соборах. Существовали также монашеские ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120) и гиль-бертинцев (1131).
М. являлись неотъемлемой частью жизни в Средние века как центры паломничества, приюта, лечения и образования. Мн. поэты и хронисты того времени были монахами; монастырские библиотеки собирали классич. тексты и древн. рукописи, знание к-рых было необходимо всякому образованному человеку. Внешний вид и убранство М. свидетельствовуют о строит, и архитектур, мастерстве и высоком уровне изобразительного иск-ва в Средние века. В 11 в. под влиянием бенедиктинцев внеш. облик и планировка М. стали более или менее стандартными.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев: итоги десятилетия

Акчурина Наталья Сергеевна
Статья посвящена десятилетнему юбилею монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Автор прослеживает путь от старого деревянного аналоя в лесу у креста до всемирно известной обители, где чтят память царской семьи.
Читать PDF
0.00 байт

Вятский Успенский Трифонов монастырь в призме церковных реформ Петра I

Кустова Елена Витальевна
В статье дается характеристика реформ Петра I в отношении монашества, анализируются их цели и средства, а также реализация этих преобразований на примере Вятского Успенского Трифонова монастыря.
Читать PDF
0.00 байт

Вятский Успенский Трифонов монастырь в первые годы советской власти

Кустова Елена Витальевна
В статье на примере Успенского Трифонова монастыря рассматривается духовная жизнь г. Вятки в 1918_1923 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Чудо-Михайловский монастырь в Киеве: проблема посвящения, символики и статуса

Ульяновский Василий Иринархович
В статье анализируется культурное значение одного из самых знаменитых монастырей средневекового Киева монастыря, посвященного чуду архангела Михаила.
Читать PDF
0.00 байт

Отчет о межрегиональной церковно-исторической конференции «Свято-Успенский Далматовский монастырь —

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Каприянский монастырь в процессе болгарского возрождения

Червенков Николай
Молдавский Каприянский монастырь, начиная с конца ХVІІ в., более 200 лет находился в подчинении болгарского Зографского монастыря на горе Афон.
Читать PDF
0.00 байт

Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье выявляются причины открытия императорского паломничества в Спасо-Яковлевский монастырь и рассматривается история его становления и развития.
Читать PDF
0.00 байт

Спасо-Яковлевский монастырь в 1913 г

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье рассматривается посещение Спасо-Яковлевского монастыря императором Николаем II и его детьми, осуществленное в 1913 г. в рамках празднования 300-летия воцарения династии Романовых.
Читать PDF
0.00 байт

Вклады первых почитателей св. Димитрия в ростовский Яковлевский монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье на основе введенной в научный оборот монастырской описи от 1757 г. рассказывается о щедрых пожертвованиях в Ростовский Яковлевский монастырь, которые производились в 1754-1757 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Ярославский Казанский монастырь в первой половине XVIII столетия

Виденеева Алла Евгеньевна, Грудцына Надежда Владимировна
Исследование посвящено истории Казанского монастыря в первой половине XVIII в.: его настоятельницам и насельницам, средствам содержания и условиям существования, внутренней иерархии и особенностям бытового уклада.
Читать PDF
0.00 байт

О вкладах представителей рода Шереметевых в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье рассказывается о вкладах представителей рода Шереметевых в Ростовский Яковлевский монастырь в период с 1755 по 1913 год.
Читать PDF
0.00 байт

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и Первая мировая война

Виденеева Алла Евгеньевна, Грудцына Надежда Владимировна
В условиях участия России в военных действиях одной из форм монастырского социального служения являлось проявление российскими обителями заботы о раненых воинах.
Читать PDF
0.00 байт

Свято-Знаменский монастырь в селе Абалак

Манонина Т. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Женский монастырь и его обитатели в системе межкультурных взаимодействий франкского королевства втор

Бикеева Наталья Юрьевна
В статье рассматриваются особенности взаимодействий между различными социо-культурными общностями во Франкском королевстве VI века. Культурные взаимодействия в нем приняли особые, только этому времени свойственные формы.
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Иосиф и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области хранится комплекс документов, связанных с личностью епископа Иосифа одного из самых известных и прославленных настоятелей Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Похожие термины:

  • АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ мужской монастырь

    Тобольская еп., в окрестностях Тобольска, при с. Абалаке, на берегу Иртыша. Основан в 1783 епископом Варлаамом I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский монастырь из села Невь
  • АДРИАНОВ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в окрестностях Пошехонья. Основан в 1540 прп. Адрианом и старцем Леонидом. В монастыре соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, почивали мощи прп. Адриана
  • АФАНАСЬЕВСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в Ярославле. Основан в XVI в.; возобновлен в 1613. За монастырской оградой в приписанной к монастырской Знаменской церкви находилась святыня города - чудотворная икона "Знамения" Божие
  • АФАНАСЬЕВСКИЙ женский монастырь

    Ярославская еп., близ Мологи. Впервые упоминается в 1509 и первоначально был мужским; в 1764 упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 открыт здесь женский монастырь. Здесь находилась чудотворна
  • АКАТОВ АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Воронежская еп., в Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составился из двух обителей: Успенского монастыря и основанной в 1620 его игуменом Кириллом Акатовой пустыни, в которую и был пер
  • АЛЕКСАНДРО-КУШТСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Вологодская еп., на берегу р. Кушты, основан в н. XV в. прп. Александром Куштским, мощи которого покоились здесь под спудом в приделе его имени; над ним медная рака; этот монастырь в 1764 был упразднен, а в
  • АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь

    Донская еп., в Таганроге. Основан в 1814. В нем была мраморная плита, обозначающая то место, на котором было отпето и стояло до отправления в Петербург тело имп. Александра I.
  • АЛЕКСАНДРО-ОШЕВЕНСКИЙ мужской монастырь

    Олонецкая еп., в окрестностях Каргополя, при р. Чурьяге. Основан ок. 1443 прп. Александром Ошевенским, мощи которого и почивали здесь под спудом в приделе его имени.
  • ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ мужской монастырь

    Олонецкая еп., в окрестностях Олонца. Основан в к. XV в. прп. Александром Свирским. Он состоял из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келий собравшихся некогда около прп. Александра бра
  • ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    основан на р. Свири (ныне Свирские Слободы Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.) ок. 1493 местным уроженцем крестьянином - в монашестве Александром (Свирским). Первоначально существовал как его о
  • АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь

    Владимирская еп., в Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви. Построен еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих о
  • АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    ЧУДОВ (АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - основан в Московском Кремле ок. 1358-65 митрополитом Алексеем (по преданию, записанному в 16 в., на месте бывшего золотоордынского подворья). Ч. м.
  • БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Томская еп., в Томске. Основан не ранее н. XVII в., недалеко от Томска, при устье р. Киргизки на Юртачной горе, назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов киргизов и калмыков перенесен в 1656-62 на
  • АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в Угличе. Основан в 1371 по желанию митр. Московского Алексия иноком Адрианом. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Вратарницею, на которой Богоматерь изображе
  • ЗАЧАТИЕВСКИЙ АЛЕКСЕЕВСКИЙ женский монастырь

    Московская еп., в Москве, близ Пречистенских ворот на Остоженке. Основан в 1547, на месте переведенного отсюда Алексеевскою женского монастыря оставшимися инокинями этого монастыря. В Смутное время
  • АЛЕКСЕЕВСКИЙ женский монастырь

    Московская еп., на Красносельской улице. Основан был в 1360 свт. Алексием, митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, на месте, где позднее был воздвигнут Зачатиевский
  • БОГОЯВЛЕНСКИЙ АНАСТАСИИН женский монастырь

    Костромская еп., в Костроме. Он совмещал в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем
  • АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Преображенский, мужской монастырь в Москве, на правом берегу р. Москва, у Воробьевых гор. Основан в 1648 окольничим Ф. М. Ртищевым (по другим сведениям, существовал уже в 1620-х гг.), который учредил в мона
  • АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

    Андроников Спаса Нерукотворного, мужской монастырь в Москве, на левом берегу Яузы. Основан в 1357 митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена Андроника. С 1439 во
  • СПАСО-АНДРОНИКОВ мужской монастырь

    Московская еп., на берегу р. Яузы, в Москве на Андрониевой площади. Основан около 1360 иждивением св. митр. Алексия и трудами св. Андроника, ученика прп. Сергия. Поводом к построению обители было чудесн