Монастырь

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Монастырь
(от греч. monasterion — жилище отшельника) — религиозная община монахов (или монахинь), имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих ей.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

МОНАСТЫРЬ
(от греч. monosterion — келья отшельника) — общины монахов (мужчины) и монахинь (женщины), принимающие единые правила жизни — уставы. В России крупнейшие монастыри называют лаврами. Различают монастыри с общежитийным уставом, по которому получали от монастыря все необходимое для жизни, имели право только на книги и деньги, и келиотские или особножительные, в которых получали только келью и жили каждый обособленно на свои средства.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Монастырь
(греч. место уединения), отгорож. от внешнего мира место, где люди обитают и совершают культовые обряды. В рамках философских школ античности существовали культовые сообщества, но жизнь их членов была вполне открытой. Появление христианских М. не было спонтанным — их прообразом были кумранские общины, существовавшие уединенно, вдали от людей. Монахи-бенедиктинцы, орден которых был основан ок. 530, жили, подчиняясь строгим и единым для всех правилам. В православных, а также в коптских М. монах имел широкие возможности строить жизнь по своему усмотрению — разрешалось иметь даже рабов и женщин.

Источник: Словарь античности. 1989

Монастырь
1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был КиевоПечерский, который был организован в XI веке; 2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.

Источник: Православная энциклопедия.

Монастырь
(греч. уединенное жилище) – 1) Форма организации общины монахов (монахинь), имеющих единый устав и настоятеля (игумена или игуменью). В церковноадминистративном отношении М. подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху. В последнем случае М. именуется ставропигиальным. Наиболее крупные М. называются лаврами. Первые общежительные М. были организованы в IV в. святым Пахомием Великим и затем распространились по всему христ. миру. В Киевской Руси первым и главным М. стала КиевоПечерская лавра. 2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих монашеской общине и, как правило, отделенных стеной от окружающего мира.

Источник: Краткий православный словарь.

МОНАСТЫРЬ
(греч. «жилище монахов») – 1. Община монахов, имеющих единый устав.
В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Kиево- Печерский, появился в XI в. 2. Kомплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

МОНАСТЫРЬ
Община монахов, проживающих совместно в соответствии со своим уставом, т.е. определенными правилами поведения. В разных монастырях правила были разными: в одних более строгими, в других менее. Вот почему в русском языке существует пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезь». В современном языке это выражение означает, что нельзя навязывать другим свои правила. Монастырь всегда был не только частью русской церкви, но и частью русской духовной культуры и просвещения. Архитектура монастырских соборов и церквей поражает своеобразием, красотой и высокой культурой древнерусского зодчества. Монастырские иконостасы и иконы писали лучшие иконописцы, создавая шедевры иконописного искусства. Многие из них сейчас находятся в различных русских музеях и составляют гордость и славу русской культуры. В монастырях были замечательные собрания книг, многие монахи были образованнейшими людьми своего времени. На территории России сейчас находится более 300 монастырей, скитов и пустынь. Монастырский, прил – относящийся к монастырю.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Монастырь
Монастырь (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 — ок. 483 до н.э.) основал монашескую общину «сангха» и составил правила поведения ее членов (соблюдаются и ныне), к-рые через миссионеров распространялись по всей Азии. Ессеи, члены иудейской мессианской секты (2 в. до н.э.), организовали общину у Мертвого моря. Оживление даосизма в Китае в 6 в., проповедующего личное спасение, дало толчок к созданию множества монастырей по буд. образцу. В 8 в. культовые элементы обеих религий и конфуцианства (Конфуций) часто заимствовались монахами без строгого отбора. В тот же период появились и много-числ. индуистские братства. У мусульман не было настоящих монашеских орг-ций, пока суфиты не создали в 12 в. два братства: рифайев и мавлевийев. Первые христ. М. возникли в Египте и Сирии как поселения отшельников в пустынной местности. Таким пустынником был, напр., св. Антоний. После того как Пахомий Великий (ок. 292 — ок. 346 гг.) основал в Та-венне (Египет) первое об-во монахов с четкими правилами, христ. М. быстро распространились в Вост. Европе; их внутр. распорядок регулировался «Уставом св. Василия» (ок. 330—79 гг.), особенно это касалось богослужений. М. Зап. Европы руководствовались «Уставом св. "Бенедикта», в к-ром определялся четкий порядок чередования молитв и труда. В 10 в. уже существовало неск. влиятельных монашеских орденов. Аббатство Клюни (осн. 909) в Бургундии (Франция) создало по всей Европе непосредственно ему подчинявшиеся «дочерние» М. с суровым уставом. М. цистерцианцев (орден основан в 1098 г.) в континентальной Европе и в Англии пользовались значит, автономией и получали прямые указания от настоятеля монастыря Цистерциум лишь на ежегодных соборах. Существовали также монашеские ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120) и гиль-бертинцев (1131).
М. являлись неотъемлемой частью жизни в Средние века как центры паломничества, приюта, лечения и образования. Мн. поэты и хронисты того времени были монахами; монастырские библиотеки собирали классич. тексты и древн. рукописи, знание к-рых было необходимо всякому образованному человеку. Внешний вид и убранство М. свидетельствовуют о строит, и архитектур, мастерстве и высоком уровне изобразительного иск-ва в Средние века. В 11 в. под влиянием бенедиктинцев внеш. облик и планировка М. стали более или менее стандартными.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев: итоги десятилетия

Акчурина Наталья Сергеевна
Статья посвящена десятилетнему юбилею монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Автор прослеживает путь от старого деревянного аналоя в лесу у креста до всемирно известной обители, где чтят память царской семьи.
Читать PDF
388.85 кб

Вятский Успенский Трифонов монастырь в призме церковных реформ Петра I

Кустова Елена Витальевна
В статье дается характеристика реформ Петра I в отношении монашества, анализируются их цели и средства, а также реализация этих преобразований на примере Вятского Успенского Трифонова монастыря.
Читать PDF
986.18 кб

Свято-Знаменский монастырь в селе Абалак

Манонина Т. Н.
Читать PDF
196.68 кб

Казанский женский монастырь в Ярославле в контексте развития городской среды

Рутман Мария Дмитриевна
Читать PDF
0.00 байт

На небеси рай - на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Барбинягра Ефрем , Игнатьев Серафим
Читать PDF
410.61 кб

Вятский Успенский Трифонов монастырь в первые годы советской власти

Кустова Елена Витальевна
В статье на примере Успенского Трифонова монастыря рассматривается духовная жизнь г. Вятки в 1918_1923 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Чудо-Михайловский монастырь в Киеве: проблема посвящения, символики и статуса

Ульяновский Василий Иринархович
В статье анализируется культурное значение одного из самых знаменитых монастырей средневекового Киева монастыря, посвященного чуду архангела Михаила.
Читать PDF
1.84 мб

Крестный Онежский монастырь: святыня на Кий-острове в Белом море

Кольцова Т. М., Абрамовский В. Н.
Читать PDF
327.41 кб

Спасо-Елеазаровский монастырь в первые послереволюционные годы

Филимонов Анатолий Васильевич
Читать PDF
5.67 мб

«Новые Печеры» (Посолодино) забытый пещерный монастырь XVI В. На Севере Псковского края

Лагунин Игорь Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель

Арсеньев Ф.А.
Читать PDF
160.03 кб

Отчет о межрегиональной церковно-исторической конференции «Свято-Успенский Далматовский монастырь —

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Каприянский монастырь в процессе болгарского возрождения

Червенков Николай
Молдавский Каприянский монастырь, начиная с конца ХVІІ в., более 200 лет находился в подчинении болгарского Зографского монастыря на горе Афон.
Читать PDF
300.39 кб

Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье выявляются причины открытия императорского паломничества в Спасо-Яковлевский монастырь и рассматривается история его становления и развития.
Читать PDF
184.66 кб

Спасо-Яковлевский монастырь в 1913 г

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье рассматривается посещение Спасо-Яковлевского монастыря императором Николаем II и его детьми, осуществленное в 1913 г. в рамках празднования 300-летия воцарения династии Романовых.

Похожие термины:

  • АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ мужской монастырь

    Тобольская еп., в окрестностях Тобольска, при с. Абалаке, на берегу Иртыша. Основан в 1783 епископом Варлаамом I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский монастырь из села Невь
  • АДРИАНОВ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в окрестностях Пошехонья. Основан в 1540 прп. Адрианом и старцем Леонидом. В монастыре соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, почивали мощи прп. Адриана
  • АФАНАСЬЕВСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в Ярославле. Основан в XVI в.; возобновлен в 1613. За монастырской оградой в приписанной к монастырской Знаменской церкви находилась святыня города - чудотворная икона "Знамения" Божие
  • АФАНАСЬЕВСКИЙ женский монастырь

    Ярославская еп., близ Мологи. Впервые упоминается в 1509 и первоначально был мужским; в 1764 упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 открыт здесь женский монастырь. Здесь находилась чудотворна
  • ДИВЕЕВСKИЙ МОНАСТЫРЬ

    (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь) – расположен в 8 км от города Сарова. Первоначально на месте Серафимо- Дивеевской обители находилась Kазанская женская община, основанная в 17
  • ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

    находится в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова монастыря и представляет собой ходы, расположенные в три уровня, с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе, называ
  • СРЕТЕНСKИЙ МОНАСТЫРЬ

    мужской монастырь в Москве. Основан великим князем Василием I в 1395 г. на том месте, где была встречена Владимирская икона Божией Матери. Упразднен в конце 1920-х гг., в 1928-30-м гг. его постройки частично р
  • ТОЛГСKИЙ МОНАСТЫРЬ

    (Толгский Свято-Введенский женский монастырь) – женский монастырь под Ярославлем, на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги. Основан в 1314 г. в том месте, где была явлена Толгская икона Бож
  • АКАТОВ АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Воронежская еп., в Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составился из двух обителей: Успенского монастыря и основанной в 1620 его игуменом Кириллом Акатовой пустыни, в которую и был пер
  • АЛЕКСАНДРО-КУШТСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Вологодская еп., на берегу р. Кушты, основан в н. XV в. прп. Александром Куштским, мощи которого покоились здесь под спудом в приделе его имени; над ним медная рака; этот монастырь в 1764 был упразднен, а в
  • АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь

    Донская еп., в Таганроге. Основан в 1814. В нем была мраморная плита, обозначающая то место, на котором было отпето и стояло до отправления в Петербург тело имп. Александра I.
  • АЛЕКСАНДРО-ОШЕВЕНСКИЙ мужской монастырь

    Олонецкая еп., в окрестностях Каргополя, при р. Чурьяге. Основан ок. 1443 прп. Александром Ошевенским, мощи которого и почивали здесь под спудом в приделе его имени.
  • Монсеррат (монастырь)

    каталан. Monestir Santa Maria de Montserrat, исп. Monasterio de Montserrat) — бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии, и центр паломничества католиков со всего мира. Монастырь, расположившийс
  • Клюни (монастырь)

    фр. Cluny; или Клюньи — Clugny) — имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового мона
  • ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ мужской монастырь

    Олонецкая еп., в окрестностях Олонца. Основан в к. XV в. прп. Александром Свирским. Он состоял из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келий собравшихся некогда около прп. Александра бра
  • ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    основан на р. Свири (ныне Свирские Слободы Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.) ок. 1493 местным уроженцем крестьянином - в монашестве Александром (Свирским). Первоначально существовал как его о
  • АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь

    Владимирская еп., в Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви. Построен еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих о
  • АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    ЧУДОВ (АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - основан в Московском Кремле ок. 1358-65 митрополитом Алексеем (по преданию, записанному в 16 в., на месте бывшего золотоордынского подворья). Ч. м.
  • БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Томская еп., в Томске. Основан не ранее н. XVII в., недалеко от Томска, при устье р. Киргизки на Юртачной горе, назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов киргизов и калмыков перенесен в 1656-62 на
  • АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в Угличе. Основан в 1371 по желанию митр. Московского Алексия иноком Адрианом. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Вратарницею, на которой Богоматерь изображе