Монастырь
Монастырь
(от греч. monasterion — жилище отшельника) — религиозная община монахов (или монахинь), имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих ей.
МОНАСТЫРЬ
(от греч. monosterion — келья отшельника) — общины монахов (мужчины) и монахинь (женщины), принимающие единые правила жизни — уставы. В России крупнейшие монастыри называют лаврами. Различают монастыри с общежитийным уставом, по которому получали от монастыря все необходимое для жизни, имели право только на книги и деньги, и келиотские или особножительные, в которых получали только келью и жили каждый обособленно на свои средства.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Монастырь
(греч. место уединения), отгорож. от внешнего мира место, где люди обитают и совершают культовые обряды. В рамках философских школ античности существовали культовые сообщества, но жизнь их членов была вполне открытой. Появление христианских М. не было спонтанным — их прообразом были кумранские общины, существовавшие уединенно, вдали от людей. Монахи-бенедиктинцы, орден которых был основан ок. 530, жили, подчиняясь строгим и единым для всех правилам. В православных, а также в коптских М. монах имел широкие возможности строить жизнь по своему усмотрению — разрешалось иметь даже рабов и женщин.
Источник: Словарь античности. 1989
Монастырь
1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был КиевоПечерский, который был организован в XI веке; 2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.
Источник: Православная энциклопедия.
Монастырь
(греч. уединенное жилище) – 1) Форма организации общины монахов (монахинь), имеющих единый устав и настоятеля (игумена или игуменью). В церковноадминистративном отношении М. подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху. В последнем случае М. именуется ставропигиальным. Наиболее крупные М. называются лаврами. Первые общежительные М. были организованы в IV в. святым Пахомием Великим и затем распространились по всему христ. миру. В Киевской Руси первым и главным М. стала КиевоПечерская лавра. 2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих монашеской общине и, как правило, отделенных стеной от окружающего мира.
Источник: Краткий православный словарь.
МОНАСТЫРЬ
(греч. «жилище монахов») – 1. Община монахов, имеющих единый устав.
В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Kиево- Печерский, появился в XI в. 2. Kомплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Kиево- Печерский, появился в XI в. 2. Kомплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
МОНАСТЫРЬ
Община монахов, проживающих совместно в соответствии со своим уставом, т.е. определенными правилами поведения. В разных монастырях правила были разными: в одних более строгими, в других менее. Вот почему в русском языке существует пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезь». В современном языке это выражение означает, что нельзя навязывать другим свои правила. Монастырь всегда был не только частью русской церкви, но и частью русской духовной культуры и просвещения. Архитектура монастырских соборов и церквей поражает своеобразием, красотой и высокой культурой древнерусского зодчества. Монастырские иконостасы и иконы писали лучшие иконописцы, создавая шедевры иконописного искусства. Многие из них сейчас находятся в различных русских музеях и составляют гордость и славу русской культуры. В монастырях были замечательные собрания книг, многие монахи были образованнейшими людьми своего времени. На территории России сейчас находится более 300 монастырей, скитов и пустынь. Монастырский, прил – относящийся к монастырю.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Монастырь
Монастырь (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 — ок. 483 до н.э.) основал монашескую общину «сангха» и составил правила поведения ее членов (соблюдаются и ныне), к-рые через миссионеров распространялись по всей Азии. Ессеи, члены иудейской мессианской секты (2 в. до н.э.), организовали общину у Мертвого моря. Оживление даосизма в Китае в 6 в., проповедующего личное спасение, дало толчок к созданию множества монастырей по буд. образцу. В 8 в. культовые элементы обеих религий и конфуцианства (Конфуций) часто заимствовались монахами без строгого отбора. В тот же период появились и много-числ. индуистские братства. У мусульман не было настоящих монашеских орг-ций, пока суфиты не создали в 12 в. два братства: рифайев и мавлевийев. Первые христ. М. возникли в Египте и Сирии как поселения отшельников в пустынной местности. Таким пустынником был, напр., св. Антоний. После того как Пахомий Великий (ок. 292 — ок. 346 гг.) основал в Та-венне (Египет) первое об-во монахов с четкими правилами, христ. М. быстро распространились в Вост. Европе; их внутр. распорядок регулировался «Уставом св. Василия» (ок. 330—79 гг.), особенно это касалось богослужений. М. Зап. Европы руководствовались «Уставом св. "Бенедикта», в к-ром определялся четкий порядок чередования молитв и труда. В 10 в. уже существовало неск. влиятельных монашеских орденов. Аббатство Клюни (осн. 909) в Бургундии (Франция) создало по всей Европе непосредственно ему подчинявшиеся «дочерние» М. с суровым уставом. М. цистерцианцев (орден основан в 1098 г.) в континентальной Европе и в Англии пользовались значит, автономией и получали прямые указания от настоятеля монастыря Цистерциум лишь на ежегодных соборах. Существовали также монашеские ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120) и гиль-бертинцев (1131).
М. являлись неотъемлемой частью жизни в Средние века как центры паломничества, приюта, лечения и образования. Мн. поэты и хронисты того времени были монахами; монастырские библиотеки собирали классич. тексты и древн. рукописи, знание к-рых было необходимо всякому образованному человеку. Внешний вид и убранство М. свидетельствовуют о строит, и архитектур, мастерстве и высоком уровне изобразительного иск-ва в Средние века. В 11 в. под влиянием бенедиктинцев внеш. облик и планировка М. стали более или менее стандартными.
М. являлись неотъемлемой частью жизни в Средние века как центры паломничества, приюта, лечения и образования. Мн. поэты и хронисты того времени были монахами; монастырские библиотеки собирали классич. тексты и древн. рукописи, знание к-рых было необходимо всякому образованному человеку. Внешний вид и убранство М. свидетельствовуют о строит, и архитектур, мастерстве и высоком уровне изобразительного иск-ва в Средние века. В 11 в. под влиянием бенедиктинцев внеш. облик и планировка М. стали более или менее стандартными.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999