МОНАСТЫРИ ВИЗАНТИЙСКИЕ

Найдено 1 определение
МОНАСТЫРИ ВИЗАНТИЙСКИЕ
греч. место уединения) были основной формой организации христианского монашества в виде общин монахов или монахинь, совершавших культовые обряды и принимавших единые правила жизни (устав). Прообразом христианских монастырей были кумранские общины, существовавшие вдали от людей на северозападном берегу Мертвого моря. Колыбелью монашества считают египетскую пустыню («пустыню святых»), а первыми монахами называют отшельников (греч. еремит), которые покидали свои семьи и уходили в безлюдные места – горы, пустыни (анахорет – пустынник). К ним относились родоначальник монашества Антоний Египетский, возглавивший первую монашескую общину анахоретов в 305 г., копт Пахомий, основавший первый монастырь в Египте в 320 г., и Павел Фивский (? – 347 г.). Ученики Антония создали первую колонию отшельников – «лавры», – основанную на сочетании отшельнического и общежитильного типов: у каждого еремита была келья и день начинался с пения псалмов. Отшельничество распространилось не только в Египте, но и в Сирии, Палестине, Константинополе. В 423 г. возникла еще одна форма отшельничества – столпничество, связанное с именем аскета из Киликии (области на юговосточном побережье Малой Азии) Симеона Столпника (356 – 459), о котором рассказали в своих сочинениях Феодорит Кирский и Евагрий. Более 40 лет Симеон провел в непрестанных молитвах на площадке, установленной на вершине столба. Его последователями были столпники Антоний, составивший житие Симеона, Даниил (VI в.), Иоанн и Симеон Дивногорец (VI в.), Алипий (VII в.) и др. В IV – V вв. появились «пасущиеся»: они ходили нагими, питались травой и кореньями. В византийских монастырях утвердился устав Василия Великого, предоставлявший монахам больше свободы в выборе образа жизни, вида аскезы и индивидуального пути спасения. Монастыри являлись прибежищем как для византийской знати, так и для крестьян. Тот, кто внес больший вклад в обитель, пользовался большими правами: имел отдельную комнату в киновии (общежитии), слугу, лучшее содержание (ругу), был избавлен от физического труда и длительных служб. После пострижения в монахи вельможи становились игуменами, возглавлявшими монастыри пожизненно и полновластно распоряжавшимися в них, но они не могли назначить своего преемника. Игумены получали в год на содержание 36 номием (номиема – императорская золотая монета), крестьяне становились младшими монахами и получали 10 номием. Хозяйственной частью заведывали экономы с помощниками, в их ведении была также монастырская библиотека. До VIII в. существовали так называемые «двойные монастыри» – мужские и женские, которые находились на одной территории, но в разных зданиях и управлялись одним игуменом. Монахи носили широкие, с длинными полами и рукавами рясы из темной ткани без рисунка; монахини – темные или коричневые мантии (длинная, без рукавов накидка с застежкой только на вороте), которые надевались на длинное темное платье и спускались многочисленными складками. Монахини из знатных родов могли носить красносинюю одежду. На голове был черный или коричневый платок. Монахи возделывали землю, разводили сады и виноградники, работали в кузницах и на мельницах, плели корзины и циновки. Они проводили дни в молитвах, чтении Писания и трудов «отцов церкви». Питание в монастырях соответствовало дням литургического года: в период от пасхи до дня «всех святых» ели два раза в день – днем (вареные овощи, хлеб, тушеные бобы с оливковым маслом или рыбный суп, сыр, яйца и не более трех кружек вина, разбавленного теплой водой) и вечером (хлеб со свежими овощами, фрукты, вино). Во время поста ели один раз в день – в три часа (в первый и в четвертый день – чечевичная похлебка, соленая рыба без масла, пять сушеных фиг; в остальные дни – вареная рыба, орехи и анисовое вино с добавлением перца и тмина). В канун религиозных праздников пища состояла из двух блюд, по большим праздникам разрешалось немного мяса. Попадая под власть епископа, крестьянские монастыри (2 – 2 монаха) теряли свою самостоятельность и превращались в метохи – монастырские поместья. Крупнейшими были столичные монастыри, жившие за счет императорских пожалований и подношений знати и являвшиеся их союзниками. Они насчитывали до 1000 монахов, имели собственные сады, поля, огороды, мельницы, ремесленные мастерские, скриптории (Студийский монастырь, монастырь Хора, монастырь Константина Липса и др.). В монастырских школах обучали чтению, письму, грамматике, занимались подготовкой каллиграфов, певчих, составителей церковных песнопений. Многие монахи были авторами богословских трудов, житий, поучений, жизнеописаний духовных лиц (Симеон Новый Богослов, Феодор Студит и др.). Каждый монастырь имел собственные праздничные дни, в которые собирались верующие для поклонения святым мощам, и устраивались церемонии выноса икон. Среди провинциальных монастырей пользовались известностью монастырь св. Екатерины на Синае, монастырь Хосиос Лукас в Фокиде, монастырь Неа Мони на острове Хиос, монастыри на Афоне и в Каппадокии. В XIV в. роль монастырей усилилась. Крупные монастыри приобретали в городах дома, складские помещения, торговали церковной утварью, иконами, предметами богослужения и организовывали собственное производство товаров как для местного рынка, так и для экспорта. После падения Константинополя в 1453 г. центром сохранения культурного наследия, Новым Иерусалимом для православных стали афонские монастыри.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
294.62 кб

Монастырский флот в системе материального обеспечения византийских монастырей x–XII вв

Коноводов Илья Витальевич
Рассматривается место гражданского флота в системе монастырского хозяйства Византии в X – XII вв. Приведен краткий историографический анализ темы.
Читать PDF
339.02 кб

Эволюция права собственности византийской женщины по актам Афонских монастырей в эпоху Палеологов

Когут Екатерина Викторовна
В статье рассматривается вопрос о реализации на практике положения о неотчуждаемости приданого в Византии в XIII-XV вв.