МОНАСТЫРИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНАСТЫРИ
келья отшельника — в буддизме и христианстве общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни, устав. Древнейшие - буддийские М. середины I тысячелетия до н. э. в Индии. Первые христианские М. возникли как поселения отшельников в III—IV вв. в Египте. В раннее средневековье способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие М. назывались лаврами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Монастыри
обобщенное название мест постоянного пребывания монахов, комплекс построек, а также вся монашеская братия. Монастыри подразделялись на лавры, ставропигиальные, перво-, второ-, и третьеклассные штатные и заштатные, а также пустыни и скиты . В штатных монастырях монахи получали содержание от правительства, заштатные жили за счет пожертвований и собственного труда. Различались также монастыри общежительные (общежитийные), или киновитные, и не общежительные . Во-первых – монахи получали от монастыря все необходимое для жизни, имея право только на собственные книги и деньги, во-вторых – только келью, имея право поставить на территории монастыря собственное жилище.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

МОНАСТЫРИ
греч. monastirion-келья отшельника), общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав); в России с X в.; были центрами русского летописания, крупными хозяйственными центрами; способствовали распространению грамотности, книжного дела. Крупнейшие М. называются лаврами. Знаменитые М. в России: М. Выдубицкий в Киеве, М. Иосифо-Волоколамский Успенский под Москвой, М. Киево-Печерский, М. Кирилло-Белозерский, М. Новгородский Антониев Рождественско-Богородицкий, М. Новгородский Юрьев, М. Новодевичий Богородице-Смоленский в Москве, М. Пафнутьев-Юровский, М. Соловецкий Спасо-Преображенский, М. Спас-Андроников в Москве, М. Троице-Сергиев, М. Спасо-Кифимиевский Суздальский.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

МОНАСТЫРИ
от греч. monastirion -келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). На Руси появились в 11 в.: в 1054 был основан Киево-Печерский монастырь. М. были центрами освоения новых территорий, крупными хозяйственными центрами; до середины 18 в. - крупные земельные собственники. М. способствовали распространению грамотности, книжного дела, являлись центрами русского летописания. В 1764 проведена секуляризация монастырских земель, которые были переданы в Коллегию экономии. В 19 в. вновь получили пахотные земли и угодья. Крупнейшие православные мужские М. называются лаврами. После Октябрьской революции 1917 большинство монастырей было упразднено. С конца 1980-х гг. началось возрождение монастырей.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Монастыри
Монашество появилось на Руси вместе с христианством. В конце XII в. было 70 монастырей (в том числе, в Киеве - 15, в Новгороде - 20). В конце XIII в. их насчитывалось уже около 100. Как правило они строились в городах или их ближайших окрестностях. С XIV в. начинают распространяться "пустыни" - монастыри вдали от городов. В XIV- XVI вв. было построено 104 городских и пригородных монастыря и 150 пустынных. Таким образом, количество монастырей к концу XVI в. составило более 350. Это способствовало расширению колонизации новых земель, развитию культуры. Монастыри владели большим количеством земли, покупали ее, проводили другие операции по ее приобретению, давали деньги в долг пол проценты. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, упадку дисциплины в них, что стало общим явлением в XVI в. Нарушалось экономическое равновесие государства. Необходимо было преобразовать жизнь монастырей и упорядочить отношения церкви с государством. В решении этого вопроса наметились две линии: Нила Сорского ("нестяжатели") и Иосифа Волоцкого ("осифляне"). "Нестяжатели" выступали против крупного церковного землевладения. Их поддерживали влиятельные бояре, которые видели в церковных землях источник для "испомещения" дворянства (поместье). Однако, великокняжеская власть была вынуждена считаться с церковью. Собор 1503 г. окончился поражением "нестяжателей". В середине XVI в. 1/3 населенных земель принадлежала церкви. Решения церковного собора 1551 г. (записанные в книге из 100 глав -"Стоглав") были компромиссом между "осифлянами" во главе с митрополитом Макарием и нестяжательным окружением правительства Адашева и Сильвестра при Иване Грозном. Решения Стоглава: провозглашена незыблемость права духовенства на землю; аннулированы пожалования монастырям после Василия III; запрещена покупка земли монастырями; запрещено без царского ведома передавать земли церкви, нельзя основывать новые слободы церкви в городах; проведена унификация обрядов.

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

МОНАСТЫРИ
общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав) для совместного проживания и религиозных отправлений. В Пенз. крае М. стали появляться одноврем. со стр-вом городов-крепостей. Их учреждение кроме распространения христианства среди языч. нас. преследовало цель использования их как оборонит. сооружений, опорных пунктов при колонизации новых земель. Служили также местом призрения сирот, стариков, инвалидов. Сведений о М., существовавших в Пенз. губ. до 1764, сохранилось мало, и они носят противоречивый характер. Это объясняется тем, что их архивы часто гибли в пожарах, сами М. реорганизовывались, сливались с б. крупными. Самые старые М. в крае – Нижнеломовский Казанский мужской (осн. в 1648), Наровчатский Троицкий Сканов мужской (основан в сер. 17 в.), Иванырсовский Чудов мужской (основан ранее 1677), Керенский Тихвинский Богородицкий общежительный женский монастырь (основан 1683). До 17 в. М. разрешалось иметь земельную собственность. В Пенз. крае нек-рые деревни и села принадлежали М. из др. р-нов гос-ва: Кирилло- Белозерскому, Саввино-Сторожевскому, Новодевичьему. Мн. Пенз. М. также владели земельными угодьями и крепостными крестьянами. В 1764 указом Екатерины II значит. часть М. была упразднена, а их имущество и земельная собственность были переданы в гос. казну. В Пенз. крае было закрыто 22 М. (из них 12 – на терр. совр. Мордовии). Нек-рые из них позднее возродились в качестве общин, а затем вновь обрели прежний статус. М. в Пенз. крае были общежительные, где все содержание иноков осуществлялось за счет М., и необщежительные, в к-рых общей была только трапеза, а остальное обеспечивалось личными средствами каждого монашествующего. По церк. классификации Пенз. М. были 2-го и 3-го классов. В нач. 20 в. в Пенз. губ. было 20 М. (из них 8 в пределах совр. Пенз. обл.). В них было: церквей – 59, монашествующих – 732, послушников и послушниц – 410. При М. было 8 б-ц и 12 богаделен. М. принадлежало 11434 дес. 783 саж. зем. угодьев. Декретом «О свободе совести, церковных и религиозных организациях» от 21.1.1918 М. были упразднены, их имущество национализировано. Возрождение М. в Пенз. обл. началось в 1989 открытием вновь Наровчатского женского Троицкого Сканова М. В кон. 1992 Пенз. епархии был передан Пензенский Троицкий М. В 1997 возрожден как мужской Керенский Тихвинский Богородицкий общежительный монастырь в Вадинске. Лит: Памятная книжка Пензенской губернии на 1864 г., на 1889 г.; Материалы для географии и статистики России. Часть 2; Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1–3. СПб., 1890–1897; Россия. Т. 2; А. Х (вощев). О Пензенских монастырях, существующих и упраздненных //ПЕВ. 1902. № 11–14; А. Х. К истории упраздненных монастырей //ПЕВ. 1903. № 3–9; Пензенская епархия; Л. И. Денисов. Е. В. Мануйлова.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Монастыри
греч. monasterion - уединенное жилище), 1) форма орг-ции общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жил., хоз. и др. построек, огражденный, как правило, стеной. Первым на У. был осн. в 1462 Чердынский Богословский М. епископом Ионой для крещения коми-пермяков. Наиб. активно процесс образования М. шел во второй пол. XVI-XVII в. в связи с колонизацией края.    Ур. М. возникали традиционными путями. Осн. ряда ур. М. связано с подвижнической деятельностью отд. монахов. Нек-рые из них выбирали для будущих обителей нас. пункты, расположенные ок. осн. дорог, адм. ц. Напр., Трифон Вятский основал в г. Хлынове Успенский М. (1580), в г. Слободском Богоявленский М. (1599/60; Иона Пошехонец - ок. Осинской слободы Преображенский М. (нач. 90-х XVI в.), в г.Верхотурье Николаевский М. (1604); Нифонт - ок. г.Тюмени Преображенский М. (1616). Др. монахи, движимые идеей пустынножительства, создавали обители на землях, принадлежавших коренному нас. и еще не освоенных рус. переселенцами. Напр., Исецкая пустынь (в дальнейшем Далматовский Успенский М.), осн. старцем Далматом в 1644, была первым рус. пос. в долине р. Исети. Активную деятельность по созданию сети М. в р-нах крест. освоения развил архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан в 1620-21 в связи с созданием Сибирской епархии. По его инициативе в Верхотурском у. возникли Невьянский Богоявленский, Туринский Николаевский мужской М., Верхотурский Покровский женский М. Меньшее распространение, чем в европ. ч. России, получили ктиторские М., создававшиеся на частновладельческих землях. В 1559 - 1560 А.Ф.Строганов осн. Пыскорский Преображенский М. и перед смертью принял в нем постриг. В дальнейшем Строгановы обеспечили этот М. зем. владениями, крест., соляными варницами. На их средства в М. велось стр. храмов, келий и хоз. построек, приобреталось церковное имущество. Строгановы также стали ктиторами Пыскорского Введенского женского и Чусовского Успенского М. Как приходской возник Соликамский Вознесенский М., осн. в 1589 - 1591 посадскими людьми Соли Камской. Первоначально он управлялся вкладчиками. В XVII в. крупные М. европ. ч. России создавали на У. свои колонии (заимки), либо мелкие ур. М. приписывались к ним. Напр., в 1631 Чердынский Богословский М. был передан в управление Троице-Сергиевской лавры. Все ур. М. были общежительными (монашество). Как правило, рядом с мужским М. возникали женские и становились приписными к ним. Гос-во поощряло деятельность М., но не было заинтересовано в чрезмерном увеличении их богатств (вотчина духовная, мон. крест.). М. сыграли заметную роль в хоз. освоении У., духовном просвещении коренного и рус. нас. ( духовное образование). Для многих переселенцев мон. вотчины становились временным пристанищем на пути в Сибирь, где, пользуясь поддержкой М., можно было поправить свое мат. положение и получить соц. защиту. Далматовский М., имевший каменные укрепления, занимал важное место в системе оборонительных сооружений от набегов башкир, использовался в качестве тюрьмы, в него ссылались на исправление провинившиеся священноцерковнослужители.    В нач. XVIII в. на У. было 39 М. (в Вятско-Великопермской епархии - 11 мужских и 5 женских М., вместе с пустынями - 30, на тер. Сибирской епархии находилось 6 мужских. и 3 женских М.). В 20-е XVIII в. по Духовному регламенту ряд малобратственных М. были закрыты, а монахи переведены в др. М. Особенно это коснулось вятских М. - из 16 их осталось 10. В 1764 были введены штаты и кол-во М. значительно сократилось. Были упразднены Соликамский Вознесенский мужской и Преображенский женский, Верхотурский Покровский женский, Далматовский Введенский женский и др. Нек-рые из них были возобновлены в конце XVIII-XIX в. Все оставшиеся М. были разделены на 3 кл. по установленной норме штатных монахов и монахинь.    Во второй пол. XIX - нач. XX в. кол-во М. резко увеличилось, особенно женских. В отличие от предыдущего периода все новые М. возникали из общин (иногда начинались как богадельни), отличавшихся от М. тем, что чл. общины не принимали монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушников. Обычно настоятельницею (настоятелем) общины являлась монахиня (монах). Общины переименовывались в М. при наличии достаточных источников содержания без участия казны и с условием учреждения к.-л. богоугодного заведения и церкви. На У. самым крупным из возникших подобным образом и единственным 1-классным был Ново-Тихвинский женский М. в Екат. (1809). В 1913 в нем находилось 135 монашествующих и 321 послушница. При М. были детский приют, школа, богадельня, странноприимный дом, свечной з-д, 18 мастерских (в т.ч. золотошвейная, иконописная, живописная). В 1909 - 10 на У. было 20 мужских и 41 женский М. (в Екат. епархии - 3 мужских и 10 женских, Перм. - 2 мужских и 7 женских, Вятской - 7 мужских и 7 женских, Оренб. - 2 мужских и 8 женских, Уфимской - 6 мужских и 9 женских). Декретами сов. прав-ва от 20 и 23. 01.1918 имущество М. было объявлено нар. достоянием и в 20 - нач. 30-х ХХ в. они были закрыты. М. вновь стали открываться в 90-е ХХ в. В конце 1994 на тер. У. действовало 5 мужских и 7 женских М.    Лит.: Уральская икона. Екатеринбург, 1998; Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Издание Московской Патриархии. 1993. Ч. 3; Савич В.А. Из истории монастырской колонизации и хозяйстве на Урале XVI-XVII вв. // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1928. Вып. 4.    Манькова И.Л.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

МОНАСТЫРИ
от греч. monastnrion - уединенное жилище) - основная форма организации религ. жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хоз.-экономич. базой феод. системы на Востоке и в Зап. Европе.

М. существовали уже в сер. 1-го тыс. до н. э. в Египте (культ Сераписа; гл. центр этого культа - Серапеум в Хенобоскионе) и нек-рых др. странах. Древнейшие М. упоминаются в свящ. книгах индуизма. Они служили врем. пристанищем странствующим отшельникам, посвятившим жизнь изучению вед и молитвам.

С возникновением и территориальным распространением буддизма появляются буддийские М. в странах Азии: Индии (2-1 вв. до н. э.), Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.), Монголии (сер. 17 в.). Буддийские М. становятся крупнейшими феод. землевладельцами, принимают активное участие в политич. жизни страны. В дальнейшем, в связи с усилением роли местных религий (индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае), влияние и числ. их уменьшается (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Политич. и экономич. влияние буддийских (ламаистских) М. до недавнего времени сохранялось в Тибете, к-рый в течение длит. времени являлся теократич. гос-вом. До образования Тибетского автоном. р-на в рамках КНР в Тибете имелось до 3 тыс. М. Крупнейшие из них насчитывали от 3 до 10 тыс. монахов каждый.

В исламе М. не имели большого значения. В Коране нет упоминаний о монашестве. Лишь с возникновением (10-11 вв.) в странах Бл. и Ср. Востока мистико-аскетич. направления в исламе (суфизм) появились бродячие монахи (дервиши), временами селившиеся колониями по 20-40 чел. во главе с шейхом.

В древности существовали иудейско- сектантские общины, члены которых давали обет посвятить свою жизнь богу. Их возникновение относится ко 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. В этих древних формах иудейско-сектантских общин можно видеть один из источников возникновения М. в христианстве. Другим источником было храмовое отшельничество в Египте, практиковавшееся, в частности, в культе Сераписа. Именно в Египте в 1-й трети 4 в. были основаны Пахомием первые христ. М. Пахомий вызвал к жизни новую форму монашества - киновитство (см. в ст. Монашество). Широкое распространение христ. М. получили, кроме Египта (Фиваида, Ликополис, Оксиринх, Арсиной), в Палестине, Сирии (близ г. Нисибис), Каппадокии (здесь впервые при М. были созданы школы для воспитания детей), Малой Азии, Армении, на о. Кипр, в Византии (в одном только Константинополе в 1-й пол. 6 в. имелось более 80 М.).

Христианские М. во главе с игуменом, сохраняя автономию, образовывали уже в 4 в. подобие позднейшей конгрегации: игумены съезжались на общий совет по неск. раз в год, принимали согласованные решения. В М. поддерживалась почти военная дисциплина. Монахи составляли "компании", во главе к-рых стояли "деканы". Каждые 10 "компаний" составляли "дивизион". Вся жизнь М. регламентировалась уставом, древнейшие из уставов приписывают Пахомию, его ученикам - Шенуди, Макарию Александрийскому, Василию Великому.

С развитием феодализма в странах Востока М. сосредоточили в своем владении огромные зем. и ден. богатства. В Византии обогащение М. и связанный с этим рост их политич. роли явились важными причинами иконоборчества (см. Иконоборчество), в результате к-рого сократилось монаст. землевладение (утраченные позиции М. были восстановлены во 2-й пол. 9-10 вв. при поддержке императорской власти). Бежавшие от преследований монахи образовали своеобразную "монашескую республику" на скалах п-ова Афон (ок. Салоникского залива), ставшую с 10 в. гл. центром православного (греко-визант.) монашества. В 962-1542 здесь было осн. ок. 200 М. Общее управление осуществлялось "парламентом" из 20 чел. и четырьмя "президентами", один из к-рых был главным (протос). Свою автономию Афон сохранил и тогда, когда ему пришлось формально подчиниться власти константинопольского патриарха (ок. 1000). С Афоном в значит. степени связано и распространение в 10 в. православных М. в Греции, Болгарии, Чехии, а также на Руси (см. ниже раздел Монастыри в России).

В Зап. Европе М. появились в 4 в. В Италии они создавались монахами - выходцами из М. Пахомия на В.; в Англии, Галлии, Юж. Германии - ирл. монахами. Монаст. жизнь регламентировалась вост. христ. монаст. уставами, переведенными на лат. яз. (наибольшее распространение имел устав Василия Великого). В 529 Бенедикт Нурсийский создал монастырь в Монтекассино (близ Неаполя), подчинившийся власти рим. папы и положивший начало старейшему католич. ордену бенедиктинцев. Устав этого монастыря сделался обязательным для всех М. Зап. Европы на столетия. Одним из требований монаст. жизни в бенедиктинских М. Зап. Европы, как и на Востоке, был обязательный труд. Однако с развитием феодализма доступ в М. строго ограничивается представителями господствующего класса. В связи с этим требование об обязательном занятии трудом монахи выполняли своей работой в мастерских письма, художеств. миниатюры, скульптуры и т. п. Тяжелый физич. труд в земледелии, скотоводстве и др. отраслях монаст. х-ва с 11 в. перекладывается на особых работников - конверзов и на эксплуатируемое монастырем крепостное крестьянство.

М. в ряде мест (как на З., так и на В.) играли в период раннего средневековья значит. роль в расчистке лесов, осушении болот, поднятии целины. Многие М. превратились в крупные х-ва с развитым земледелием и ремеслом, продукция к-рых шла гл. обр. на удовлетворение потребностей М., a частично - на благотворит. цели. Зем. богатства М. были очень значительны (в 9 в. франц. монастырь Сен-Жермен-де-Пре имел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен - 810 тыс. га и т. д.). Большое распространение получила на монаст. землях практика прекариев, что содействовало развитию и укреплению феод. отношений. Укреплению мощи М. содействовала королев. власть, широко предоставляя им иммунитетные права и всевозможные привилегии. М. рано начали втягиваться в товарно-ден. отношения, занимались не только торговлей продуктами монаст. х-ва, но и работорговлей. М. нередко составляли самостоят. политич. единицы, являвшиеся одним из осн. звеньев феод. организации общества. Они имели свой суд, свое войско, свое управление и т. д. Монашество втягивалось все глубже в светскую жизнь, подвергалось "обмирщению", что способствовало падению религ. веры в массах. Неоднократно предпринимавшиеся попытки заставить М. более строго подчиняться уставу (Хродеганг в 8 в., Бенедикт Аньянский в нач. 9 в.) оставались безуспешными. Значит. укрепление экономич. и политич. мощи М. началось в Зап. Европе в 10-11 вв. и было связано с клюнийской реформой, требовавшей соблюдения строгих правил Бенедикта Нурсийского о монаст. жизни. В нач. 11 в. возникла обширная конгрегация католич. М. разных стран, примкнувших к сторонникам реформы. В кон. 11 - нач. 12 вв. появляется (гл. обр. во Франции) ряд новых М., с помощью к-рых церковь стремилась приостановить широкое движение, развернувшееся под лозунгами "евангельской бедности", воспринятыми массами недовольных крестьян, искавших спасения от усиливавшейся эксплуатации в бегстве от своих феодалов. Нек-рые из этих М. (Премонтре, осн. в 1119, Фонтевро, осн. в 1122, Сито, осн. в 1120, Савиньи, осн. в 1118) сделались крупными церк. центрами, и на их базе возникли влият. монашеские ордена. В условиях продолжит. крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, тринитарии), основавшие ряд М. особого типа: у иоаннитов (госпитальеров) М. соединялся с лазаретом для раненых крестоносцев, у тамплиеров - с убежищем для паломников, у тринитариев - с домами, в к-рых собирали выкупленных из плена крестоносцев. Нередко эти М. служили базами на торг. путях с В. на З. В 1-й трети 13 в. возникают М., связанные с орденами нищенствующих монахов (францисканцы, доминиканцы, позднее августинцы-эремиты, кармелиты и др.). Существенной особенностью этих М. была их тесная связь с городом, органич. частью к-рого они становились. Ведя борьбу с усилившимся еретич. движением, рассылая своих монахов в разные страны в качестве миссионеров, эти М. богатели, их роль в политич. жизни возрастала. Многие из М. стали опорными пунктами для воен. захватов и колонизации. Католич. М. выступали союзниками папства в борьбе за политич. господство в Европе, препятствовали процессу централизации европ. гос-в. По мере развития светской культуры и с разложением феодализма отчетливо проявилась реакц. роль М. (и монашества), являвшихся в период раннего средневековья своеобразными культурными очагами.

Сильный удар был нанесен католич. М. во время Реформации, сопровождавшейся ликвидацией монашества как особого института, закрытием М. и секуляризацией их зем. владений (в Англии, сканд. странах, части Швейцарии, Шотландии, нем. протестантских кн-вах). Однако в связи с контрреформацией в монаст. движении наблюдается новый подъем. Осн. театинцами, барнабитами и др. монаш. орденами во 2-й пол. 16 в., новые М. ставили своей гл. задачей подготовку церк. кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Борьба против монашества снова усилилась в связи с Нидерландской бурж. революцией (закрытие М. с конфискацией имущества было проведено на терр. совр. Нидерландов), а также с политикой т. н. просвещенного абсолютизма (множество М. подверг ликвидации в своих владениях Иосиф II). Большой удар по М. был нанесен бурж. революциями 18-19 вв. В период франц. бурж. революции конца 18 в. была проведена конфискация зем. владений церкви (закон от 2 нояб. 1789), составлявших 1/5 всех франц. зем. владений, и М. были закрыты (постановлением Конвента от 13 февр. 1790). Упразднению с конфискацией земли подлежали М. по законодательству республик, созданных в 1797-99 в Италии в период франц. оккупации: Цизальпинской, Лигурийской и Римской. Часть земли М. была конфискована франц. властями в Итальянском королевстве (1806-15) в первые годы его существования. В 1807-09 М. были упразднены в Неаполитанском королевстве, их имущество конфисковано и пущено в продажу. В февр. 1849 пр-во Римской республики провело национализацию всей движимой и недвижимой собственности монаш. орденов. В Испании земли М. были конфискованы в ходе революции 1820-23; в период бурж. революций 1834-43 и 1868-74 (реформы Мендисабаля в 1835, постановление учредит. кортесов в 1869) М. подверглись ликвидации.

На протяжении всего 19 в. и нач. 20 в. судьба М. тесно переплетается с судьбами политич. реакции. Каждое поражение последней приводило к частичному или общему закрытию М. (в Италии в 1850-55, в Германии во время "культуркампфа" в 1875, во Франции в 1901-06, в Португалии в 1910 и т. п.). Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения в ряде стран бурж. реакция снова обратилась к М. С кон. 19 в. их число стало быстро расти, а их деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые протестантские церкви (англиканские, нек-рые евангелич. церкви в США и др.), решительно отвергавшие раньше М., изменили к ним отношение и допустили их появление.

В большинстве капиталистич. стран М. в наст. время перестали играть роль самостоятельных хоз.-экономич. единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются в руках монаш. орденов (напр., орден иезуитов располагает капиталом в 5 млрд. долларов), к-рые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. обр. путем приобретения пакетов акций.

В СССР декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и др. В наст. время в СССР существует неск. православных М. (с небольшим числом монахов), являющихся чисто религ. орг-циями.

В зарубежных социалистич. странах вопросы, связанные с церк., в т. ч. и с монаст., землевладением, были решены в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны (в МНР в 1928). В подавляющем большинстве этих стран монаст. эксплуататорское землевладение ликвидировано. Религ. орг-циям, в т. ч. и М., выделены зем. участки в размерах, необходимых для занятия под церк. сооружения, погосты и т. п. Служители религ. культов наделены землей по трудовой норме, на общих основаниях со всеми остальными гражданами социалистич. гос-в, пожелавшими обрабатывать землю своим трудом.

В Албании, согласно постановлению "О некоторых изменениях и дополнениях закона о земельной реформе" от 27 мая 1946, М. могут владеть не более чем 10 га земли. В Болгарии по закону об агр. реформе, принятому Нар. собранием 12 марта 1946, за М. были сохранены (в зависимости от ист. значения М.) зем. владения, не превышающие в среднем 30-40 га. В Венгрии земли М. св. 57 га подлежали изъятию гос-вом за выкуп в соответствии с декретом Врем. нац. пр-ва "О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян" от 15 марта 1945. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР на основании закона о зем. реформе от 5 марта 1946 конфисковывались зем. владения св. 5 чонбо (1 чонбо = 0,992 га) у тех М., к-рые сдавали землю в аренду и эксплуатировали батраков и крестьян. В КНР, в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950), земли М. подлежали реквизиции и вместе с др. конфиск. и реквизиров. землями распределялись между малоземельными и безземельными крестьянами. В МНР монаст. имущество и скот подлежали национализации в соответствии с решением 5-го Великого нар. хурала (дек. 1928) о конфискации крупной феод. собственности. В Польше решение о национализации латифундий католич. церкви и др. религ. орг-ций (в т. ч. М.) было принято в марте 1950. С 75 тыс. га монаст. землевладение сократилось до 9 тыс. га (ок. 5 га у отдельных М.). В Чехословакии в собственность гос-ва перешла земельная (св. 1 га) и др. собственность всех монашеских орденов, конгрегаций и отдельных М. (закон о зем. реформе, постановления от 14 и 18 окт. 1949 об экономич. обеспечении церкви и религ. орг-ций гос-вом и др.). В Югославии на основании закона об аграрной реформе и колонизации (1945) подлежали конфискации зем. владения М. свыше 10 га. За М., имеющими важное ист. значение, было оставлено до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса из тех земель, к-рыми они владели до реформы. В Румынии (где крупное монаст. землевладение было ликвидировано еще во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монаст. землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. реформе (1945) было признано целесообразным не проводить конфискации зем. собственности М.

Лит.: Казанский П., История православного монашества на Востоке, ч. 1-4, М., 1854; Ратшин А., Полн. собр. историч. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечат. церквах в России, М., 1852; Соколов И., Состояние монашества в визант. церкви с пол. 9 до нач. 13 вв., Каз., 1894; Минаев И. П., Пратимокша - сутра, буддийский служебник, СПБ, 1869; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Heimbucher M. J., Die Orden und Kongregationen der katholischen Kirche..., 3 Aufl.,Bd 1-2, Paderborn, 1932-34; Bell C., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Schmitz Ph., Geschichte des Benediktinerordens, (2 Aufl.), Bd 1-2, Z., 1947-48; Hallinger K., Gorze-kluny. Studien zu den monastischen Lebensformen und Gegenst?nden im Hochmittelalter, Bd 1-2, Romae, 1950-51.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Монастыри в России. M. на Руси появились с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими их землями, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феод. отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были рассадниками письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрел Киево-Печерский М., из стен к-рого вышли многие рус. епископы. Наряду с крупными М. (Киево-Печерским, Новгородским, Юрьевым и др.) в 12-13 вв. широкое распространение получили мелкие М., состоявшие из 3-5 монахов-отшельников, "особенно" живущих на т. н. келиотском уставе. Во 2-й пол. 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М. - монахи с келиотского устава были переведены на общежитийный. Роль М. в экономич., политич. и церк. жизни заметно возрастает в 14-15 вв. В это время возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. крупные М. В 16 в. на С., в Подвинье, возникает Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчетам С. Б. Веселовского, во 2-й пол. 16 в. в России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, не считаясь со средствами, осуществляли покупки и вымогательства земель под видом вкладов, просили гос. пожалований, переходили к прямым насильственным захватам окрестных черносошных земель. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами, к-рые изгоняли, а подчас и убивали их основателей. М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств ("серебренечество"); в монаст. вотчинах формировались различные категории феод.-зависимого населения России. В кон. 15-16 вв. рост монаст. землевладения начал тревожить великокняж. власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церк. соборе был поставлен вопрос о ликвидации церк. и монаст. землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. владеть населенными крестьянами селами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. Новые попытки гос. власти ограничить монаст. землевладение и привилегии относятся к сер. 16 в. На Стоглавом соборе (1551) было решено установить строгий контроль за приобретением земель в М. В 1572 пр-во запретило делать зем. вклады в крупные М., a в 1581 на церк. соборе было принято решение о безусловном запрещении приобретать в М. земли. Вводя монаст. запашку, увеличивая повинности крестьян, развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян. Крест. волнения произошли в 1594 - 95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского М., где монаст. власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крест. восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. деятельно помогали пр-ву В. Шуйского в подавлении крест. движения. Оправившись после удара, нанесенного крест. войной и иностр. интервенцией, М. вновь стали в 17 в. серьезной экономич. и политич. силой. Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило М. покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монаст. доходы, запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монаст. крестьян, была произведена секуляризация монаст. земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. секуляризация была проведена в 1786-88). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I M. снова получили пахотные земли и угодья. М. рассматривались царским самодержавием как оплот реакции в борьбе с революц. движением. Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. М. использовались как место заключения лиц, обвиняемых в религ. свободомыслии.

К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок. 100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". М. в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит. ден. доход (Троице-Сергиева лавра - ок. 1,5 млн. руб.). М. враждебно встретили Окт. социалистич. революцию, в течение ряда лет служили оплотом контрреволюции. Декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. было объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется неск. православных М. с небольшим числом монахов, являющихся чисто религ. орг-циями.

Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Росс. империи, т. 1-3, СПБ, 1890-97; Гантаев Н., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Веселовский С. Б., Феод. землевладение в Северо-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; его же, Монастырское землевладение в Моск. Руси во 2-й пол. XVI в., "ИЗ", т. 10, М., 1941; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Тихомиров М. Н., Россия в XVI ст., М., 1962; его же, Монастырь-вотчинник XVI в., "ИЗ", т. 3, М., 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сб.: ВИРА, т. 6, М., 1958; Зимин А. A., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
57.17 кб

Церковные монастыри как социокультурный фактор объединения и собирания русских земель в XIII-XIV век

Протченко И. К.
Читать PDF
212.03 кб

Православные монастыри Молдавии и Советская власть: экономическое взаимодействие

Содольь Вячеслав
Читать PDF
627.51 кб

Исчезнувшие псковские монастыри

Постников А. Б.
Читать PDF
182.73 кб

Афонские монастыри, Элладская Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой во

Шкаровский М. В.
Статья посвящена истории Элладской Православной Церкви, русских общин в Греции и Афонских монастырей в годы Второй мировой войны.
Читать PDF
172.07 кб

Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI первая пол. Xix В. )

Панченко Константин Александрович
В статье на большом фактическом материале рассматриваются отношения между православными монастырями Арабского Востока (прежде всего лаврой св. Саввы Освященного в Палестине и монастыря св.
Читать PDF
309.96 кб

О.Г. КИРЬЯНОВА. ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ РОССИИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

С. Г.
Читать PDF
302.98 кб

Православные женские монастыри Холмско-Варшавской и Холмской епархий

Дмитрук Стэфан
В статье рассматривается история монастырей Холмщины и Южного Подляшья в конце XIX — начале XX в.
Читать PDF
1.23 мб

Женские монастыри Москвы в годы святительства Филарета Московского

Мастеркова Анна Алексеевна
В данной статье на примере документов архивов Новодевичьего и Зачатьевского монастырей и мемуаров, связанных с жизнью обителей осмысляется жизнь женских монастырей на границе XVIII и XIX вв.
Читать PDF
3.17 мб

Монастыри Кубани в войнах России второй половины XIX – начала XX века

Горбова Ирина Александровна
В статье показана деятельность монастырей Кубани в военное время (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.). Автор обращает внимание на материальную и моральную поддержку, оказанную черным духовенством, воинам и их семьям.
Читать PDF
326.71 кб

Монастыри Русской православной церкви как проводники государственности за Байкалом

Дроботушенко Евгений Викторович
Статья посвящена определению роли монастырей Русской православной церкви (РПЦ) в процессе утверждения светской и духовной государственности на новых территориях Российской империи.
Читать PDF
690.71 кб

Посадские люди, помещики, монастыри и крепостные крестьяне Чебоксарского, Цивильского, Ядринского, К

Димитриев Василий Димитриевич
Читать PDF
239.73 кб

Иргизские и черемшанские монастыри и их роль в жизни Саратовского старообрядчества

Полозова Ирина Викторовна
Представленная статья освещает тему развития старообрядчества на территории Саратовской губернии и направлена на изучение истории Иргизских и Черемшанских старообрядческих монастырей во второй половине XVIII – первой трети XX в.
Читать PDF
6.54 мб

Драгоценные вклады Строгановых во 2-й половине xvi начале xvii В. В храмы и монастыри Великого Устюг

Игошев Валерий Викторович
В статье исследуются ранее не изученные предметы церковной утвари, иконы в серебряных окладах и другие серебряные предметы XVI-XVII вв.
Читать PDF
172.76 кб

Сильвестр Медведев, курские монастыри и местные рукописные памятники XVII века (опыт гипотетического

Т. Н. Арцыбашева
В статье на основе приведенных разными источниками данных реконструируется пятилетнее пребывание Симеона-Сильвестра Медведева в курских монастырях XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения

Нечаева Марина Юрьевна
Анализируется историография православного монашества синодального периода. Рассматриваются прежде всего монографические работы, являющиеся итогом многолетних исследований (книги и диссертации).

Похожие термины: