МОНЕ
МОНЬЕ
Monnier), Филипп (2.XI.1864 - 21.VII.1911) - франц. историк. Гл. соч. М. - "Опыт лит. истории Италии XV в. Кваттроченто" ("Le Quattrocento. Essai sur l´histoire litt?raire du XV si?cle italien", t. 1-2, P., 1901; в рус. пер. - СПБ, 1904) - основано на изучении многочисл. источников, в первую очередь произв. гуманистов. М. рассматривает Возрождение как "один из самых важных моментов в истории человеческого духа", как эпоху, переходную от средневековья к новому времени. М. отмечает характерный для культуры Кваттроченто (итал. назв. 15 в. - периода расцвета в Италии культуры раннего Возрождения) разрыв со ср.-век. традицией, рост индивидуализма, упадок влияния католич. церкви и христ. религии. Эти явления он связывает с изменением политич. структуры итал. общества, оставляя, однако, без внимания социально-экономич. предпосылки Возрождения. А. X. Горфункель. Ленинград.
МОНЕ
monet) Клод Оскар (1840, Париж – 1926, Живерни, Франция), французский художник, представитель импрессионизма. Родился в семье бакалейщика. Когда Моне было шесть лет, его семья переехала в Гавр, где произошла встреча будущего художника с Э. Буденом. Метод работы Будена, писавшего пейзажи на пленэре, оказал на Моне огромное влияние. Он продолжил обучение в Париже в Академии Сюиса (1859–60) и в мастерской Ш. Глейра (1862–63).
Испытав воздействие пейзажной живописи Й. Б. Йонкинда, К. Коро, мастеров барбизонской школы и стремясь развить их достижения, Моне писал широкими, крупными мазками, фиксируя пятна солнечного света на траве или блики на водной глади («Завтрак на траве», 1866; «Лягушатник», 1869). Вскоре он встретил в Париже своих единомышленников, будущих импрессионистов (О. Ренуара, К. Писарро, А. Сислея, Ф. Базиля и др.). Именно картина Моне, показанная на их первой совместной выставке (1874), «Впечатление. Восход солнца» (1872; см. илл. на с. 212) дала имя новому направлению. Название картины соответствовало творческим устремлениям Моне, который хотел отобразить впечатление от увиденного предмета или уголка природы во всей его свежести и непосредственности. Манера письма художника становится все более беглой, легкой и трепетной. Красочная гамма высветляется, из нее исчезает черный цвет, тени становятся цветными. Густые мелкие красочные мазки, их направление, размер, форма создают выразительнуюфактуру картины. Это стало результатом работы на пленэре, где отныне художник писал не только этюды, но и законченные произведения. Пейзаж стал призванием Моне, создавшего множество поэтических образов природы («Поле маков», 1873 г.). Его увлекала и жизнь города («Бульвар капуцинок в Париже», 1873). Как и другие импрессионисты, Моне умел найти красоту в будничном мотиве («Вокзал Сен-Лазар», 1877). Смело «кадрируя» композицию, он создавал эффект продолжения изображенного пространства за пределами холста, внушая зрителю ощущение, что показанный им уголок – лишь часть огромного мироздания. Отображая изменчивую жизнь природы, сложные эффекты освещения, взаимодействие света и цвета в разное время дня и года, он начал писать серии картин («Стога сена», 1890–91; «Тополя», 1891; «Руанский собор», 1893–95, и др.). Его увлекали задачи воссоздания беспокойной морской стихии и эффектов тумана («Скалы в Бель – Иль», «Скалы в Этрета»; обе – 1886; «Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1904). Помимо пейзажей Моне писал натюрморты («Ваза с цветами», 1880; «Лепешки», 1882) и портреты («Портрет сына Жана», 1880).
Всегда интересуясь современной художественной жизнью, высоко оценивая искусство других мастеров, художник до последних дней оставался верен принципам импрессионизма. Однако его манера в конце жизни изменилась в сторону большей декоративности и плоскостности (серия панно «Кувшинки»).
Испытав воздействие пейзажной живописи Й. Б. Йонкинда, К. Коро, мастеров барбизонской школы и стремясь развить их достижения, Моне писал широкими, крупными мазками, фиксируя пятна солнечного света на траве или блики на водной глади («Завтрак на траве», 1866; «Лягушатник», 1869). Вскоре он встретил в Париже своих единомышленников, будущих импрессионистов (О. Ренуара, К. Писарро, А. Сислея, Ф. Базиля и др.). Именно картина Моне, показанная на их первой совместной выставке (1874), «Впечатление. Восход солнца» (1872; см. илл. на с. 212) дала имя новому направлению. Название картины соответствовало творческим устремлениям Моне, который хотел отобразить впечатление от увиденного предмета или уголка природы во всей его свежести и непосредственности. Манера письма художника становится все более беглой, легкой и трепетной. Красочная гамма высветляется, из нее исчезает черный цвет, тени становятся цветными. Густые мелкие красочные мазки, их направление, размер, форма создают выразительнуюфактуру картины. Это стало результатом работы на пленэре, где отныне художник писал не только этюды, но и законченные произведения. Пейзаж стал призванием Моне, создавшего множество поэтических образов природы («Поле маков», 1873 г.). Его увлекала и жизнь города («Бульвар капуцинок в Париже», 1873). Как и другие импрессионисты, Моне умел найти красоту в будничном мотиве («Вокзал Сен-Лазар», 1877). Смело «кадрируя» композицию, он создавал эффект продолжения изображенного пространства за пределами холста, внушая зрителю ощущение, что показанный им уголок – лишь часть огромного мироздания. Отображая изменчивую жизнь природы, сложные эффекты освещения, взаимодействие света и цвета в разное время дня и года, он начал писать серии картин («Стога сена», 1890–91; «Тополя», 1891; «Руанский собор», 1893–95, и др.). Его увлекали задачи воссоздания беспокойной морской стихии и эффектов тумана («Скалы в Бель – Иль», «Скалы в Этрета»; обе – 1886; «Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1904). Помимо пейзажей Моне писал натюрморты («Ваза с цветами», 1880; «Лепешки», 1882) и портреты («Портрет сына Жана», 1880).
Всегда интересуясь современной художественной жизнью, высоко оценивая искусство других мастеров, художник до последних дней оставался верен принципам импрессионизма. Однако его манера в конце жизни изменилась в сторону большей декоративности и плоскостности (серия панно «Кувшинки»).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Моне
, Клод (Monet, Claude) 1840, Париж — 1928, Живерни. Французский живописец, основоположник импрессионизма. Художественная одаренность Моне проявилась рано: еще учась в коллеже в Гавре, получил известность своими карикатурами. В 1858 встречается с Буденом, который убедил его в необходимости работы под открытым небом. В 1859 уезжает в Париж с твердым намерением стать художником. В Салоне его привлекают пейзажи Добиньи, Коро, Т. Руссо. Он посещает студию Сюиса, некоторое время учится у известного художника академической ориентации М. Глейра (1862). Сближается с молодыми живописцами Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем и др., которые, как и Моне, ищут новые пути в искусстве. Иметь друзей-единомышленников было большой удачей: взаимная поддержка, возможность показать друг другу работы, советоваться укрепляли их веру в свои силы, открытия одного делались достоянием других. Так родилась новая живописная система, получившая в истории искусства название "импрессионизм". Суть их реформы заключалась в том, что они писали под открытым небом — на пленэре — не только этюды (это делали художники и прежде), но и всю картину. Работая на натуре, они убеждались, что окраска предметов постоянно меняется в зависимости от изменения освещения, состояния атмосферы, от соседства других предметов, отбрасывающих цветные рефлексы, и стремились запечатлеть на холсте эти мгновенные перемены. В 1865 Моне задумал большую картину "в духе Мане, но на пленэре". Это был Завтрак на траве (1866, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Солнечный свет, световые блики, игра света и тени на лицах столь же важны здесь, как и изображения людей. Солнечный свет пронизывает, затопляет своим сиянием модель в картине Дама в саду (ок. 1865, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), именно это сияние света — главная тема картины. Художник обнаруживает, что тени не серые или коричневые, а цветоокрашенные, что белый цвет платья включает богатейшую шкалу оттенков — голубого, зеленоватого, розового, охры; столь же многоцветен зеленый цвет травы, листвы деревьев. Пытаясь уловить вечно меняющийся облик природы, передать свежесть и непосредственность впечатления, Моне отказывается от привычных приемов классического пейзажа — кулис, разделения пространства на планы и т. п. (Впечатление. Восход солнца, 1872, Париж, музей Мармоттан). Выставленная в ателье фотографа Надара в 1874 (вместе с работами Сезанна, Сислея, Дега, Писсарро, Ренуара и др.) картина дала название всему направлению с легкой руки критика Леруа (от l’impression — впечатление, франц.). Работая на пленэре, импрессионисты видели, как преображается облик природы, предметов при утреннем свете или в сумерках, в ясный или пасмурный день, в зависимости от времени года. Моне обращается к одному и тому же мотиву в разное время дня, создавая серии Стога сена (ок. 1886); Руанский собор (ок. 1894) — отдельные картины серии хранятся в музеях Франции, России и др. В его картинах запечатлено не остановившееся "прекрасное мгновение", а длящееся. Моне пишет раздельными мазками, используя чистые краски, не смешивая их на палитре, — нужный тон составляется уже в восприятии зрителя. Так, для листвы деревьев, травы используются наряду с зеленым синий и желтый, дающие на расстоянии нужный оттенок зелени. Такой метод придавал живописи импрессионистов особую чистоту и свежесть цвета, до сих пор многие их работы кажутся написанными совсем недавно. Раздельно положенные мазки формировали рельефную, словно вибрирующую поверхность, подчеркивая ощущение "подвижности", трепета жизни. Мир живописи наполнился дыханием природы, и человек влился в это единство как неотъемлемая частица вечноизменчивого целого. В течение ряда лет (1874—1886) было организовано 8 выставок импрессионистов, затем группа распалась. Публика и большинство критиков воспринимали новое искусство враждебно. Не давая себе труда отойти от картины на некоторое расстояние, живопись Моне называли "мазней". Многие из импрессионистов жили в жесточайшей нужде, их холсты не покупали, и подчас Моне не мог закончить работу, т. к. не было денег на краски. Импрессионистов упрекали в отсутствии сюжета (в привычном понимании). Они действительно, как правило, не писали картины на исторические или мифологические темы, зато они обратили внимание человека на красоту окружающего мира, их искусство способствовало обострению живописного восприятия, они "воспитывали" глаз зрителя, приучая его различать тончайшие нюансы и оттенки цвета. Понадобились десятилетия, чтобы живопись импрессионистов была оценена по заслугам: к кон. XIX в. и особенно в XX в. их полотна начали приобретать крупнейшие музеи и частные коллекционеры. Произведения: Вокзал Сен-Лазар (1876—1877, Лондон, Институт Курто), Луга в Живерни (1888), Поле маков (1880-е, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Скалы в Этрета (1886), Руанский собор в полдень (1894), Руанский собор вечером (1892—1894, все — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Нимфеи (1914—1923, серия декоративных панно, хранящихся в Париже в музее Орсе, Музее Мармоттан и др.).
Лит.: Рейтерсверд О. Клод Моне. М., 1965; Георгиевская Е. Б. Клод Моне. М., 1968; Богемская К. Г. Клод Моне. М., 1984; Кулаков В. А. Клод Моне. М., 1989; Клод Моне: Картины из музеев Советского Союза: Альбом / Авт. вступ. ст. Н. Н. Калитина. Л., 1990; Кулаков В. А. Клод Моне. М., 2003; Wildenstein D. Claude Monet. Biographie et Catalogue raisonne. Lausanne; Paris, 1974—1979. Vol. 1—3; Forge A. Monet. Chicago, 1995.
В. Стародубова
Лит.: Рейтерсверд О. Клод Моне. М., 1965; Георгиевская Е. Б. Клод Моне. М., 1968; Богемская К. Г. Клод Моне. М., 1984; Кулаков В. А. Клод Моне. М., 1989; Клод Моне: Картины из музеев Советского Союза: Альбом / Авт. вступ. ст. Н. Н. Калитина. Л., 1990; Кулаков В. А. Клод Моне. М., 2003; Wildenstein D. Claude Monet. Biographie et Catalogue raisonne. Lausanne; Paris, 1974—1979. Vol. 1—3; Forge A. Monet. Chicago, 1995.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006