МОНЕТА
МОНЕТА
денежный знак, отчеканенный из металла: золота, серебра, меди и медных сплавов, в современную эпоху — из сплавов меди, никеля, алюминия.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
монета
Быт 33.19; Нав 24.32; Мф 22.19)-в первых двух случаях имеется в виду, очевидно, просто слиток или кусок серебра (ср. Быт 23.16) весом в четыре сикля, в последнем-уже чеканная монета. (См. деньги)
Монета
в римской мифологии одно из прозвищ богини Юноны (в переводе с латинского языка — «советница»). Храм Юноны Монеты стоял на Капитолии. Там находились ее священные гуси и монетный двор. Отсюда возникло слово «монета».
Монета
лат. moneta - советница)
первоначально один из эпитетов Юноны (Juno Moneta), предупредившей римлян о землетрясении; при ее храме в III в. до н.э. чеканились металлические деньги, которые стали называть монетами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
первоначально один из эпитетов Юноны (Juno Moneta), предупредившей римлян о землетрясении; при ее храме в III в. до н.э. чеканились металлические деньги, которые стали называть монетами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
МОНЕТА
денежный знак, изготовл. из металла (золота, серебра, меди и пр.). Родиной М. принято считать древ. госуд. Лидию, где она появилась, предположит., в 7 в. до н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны-Монеты, отсюда и термин «М.» Существовали самые разнообраз. формы монет; в конечном счете утвердилась наиболее удобная для обращения круглая, дисковой формы. Каждая М. имеет надписи и изображ. В М. различают лицевую (аверс), оборотную (реверс) сто-роны и обрез (гурт).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МОНЕТА
• Mon?ta,
1. прозвище Юноны как покровительницы монетного двора, который находился в ее храме на Капитолии. Liv. 6, 20. 7, 28. Ov. fast. 6, 183. Римляне производили это имя от monere и считали ее богиней, дающей им хорошие советы. Во время землетрясения из вышеупомянутого храма слышен был голос, требовавший, чтобы римляне принесли в жертву Юноне поросную свинью (Cic. div. 1. 45. 2, 32); в другой раз, во время войны с Пирром при безденежье спрашивали Юнону, как помочь делу, и она посоветовала вести войну справедливо, тогда всегда будут деньги. Этим сказанием объясняется, почему в храм переведен был монетный двор и получил по имени богини название moneta;
2. мать муз, то же, что и ?????, ?????????.
1. прозвище Юноны как покровительницы монетного двора, который находился в ее храме на Капитолии. Liv. 6, 20. 7, 28. Ov. fast. 6, 183. Римляне производили это имя от monere и считали ее богиней, дающей им хорошие советы. Во время землетрясения из вышеупомянутого храма слышен был голос, требовавший, чтобы римляне принесли в жертву Юноне поросную свинью (Cic. div. 1. 45. 2, 32); в другой раз, во время войны с Пирром при безденежье спрашивали Юнону, как помочь делу, и она посоветовала вести войну справедливо, тогда всегда будут деньги. Этим сказанием объясняется, почему в храм переведен был монетный двор и получил по имени богини название moneta;
2. мать муз, то же, что и ?????, ?????????.
МОНЕТА
Монеты, упоминаемые в Свящ. Писании и употреблявшиеся у Евреев, были золотые, серебряные и медные. Те и другие были двоякого рода: священные и народные. В Свящ. Писании употребляются следующие названия монет: а) талант = 3,000 священных сиклей (52,8 кг), а народный = 1,290, на наши деньги приблизительно 2,580 руб. Мина — сто серебряных драхм, на наши деньги 21 руб. 50 коп. (440 гр.). Статир, или четыре драхмы, серебряная монета, на наши деньги 86 коп. (17,6 гр.). Дидрахма — на наши деньги 43 коп. (8,8 гр.). Динарий или драхма — 21 1/2 коп. (4,4 гр.). Дюпонд или 2 ассария — медная монета в 4 3/10 коп. (0,88 гр.). Ассарий — медная монета в 2 3/20 коп. (0,44 гр.). Кодрант — четверть ассария (0,1 гр.). Лепта — в 1/4 коп. (половина кодранта 0,05 гр.). Впрочем более обыкновенная денежная монета, употреблявшаяся у Евреев с древних времен, была: сикл серебряный и иногда золотой (ценность золота была примерно в 13 раз выше серебра). Кроме простого сикля, в Пятикнижии Моисеевом ясно приводится еще сикель святилищный или священный (равный статиру, тетрадрахме, серебрянику — 17,6 гр), половина которого называлась: бека. Свящ. сикель был тяжелее и вдвое больше обыкновенного. Бека, или половина священного сикля равнялась одному обыкновенному сикелю, или 10 герам. Гера составляла двадцатую часть сикля. В плену Вавилонском Евреи следовали денежной системе, господствовавшей в Вавилоне. После плена, во времена Персидского владычества употреблялись персидские монеты, как например персидская золотая монета дарике и другие. О каждой из означенных монет см. в соответствующем месте.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Монета
1. (лат. советница), одно из прозвищ рим. богини Юноны. Храм Юноны Монеты стоял на Капитолии. Там находились ее священные гуси и монетный двор. Отсюда возникло слово «монета».
2. (греч. nomisma, nomos, лат. moneta), форма денег, в ходе историч. развития сменившая примитивные формы денег — скот, слитки неблагородных или благородных металлов. Первые М., появившиеся в зап. части М. Азии, первоначально не нашли широког о применения в торговых отношениях и чеканились исключительно для упрощения выплаты жалованья воинам-наемникам и свободным труженикам. Поскольку речь шла о металлич. изделиях определ. размера, изображения на них означали, что тот, кто выпустил их, т. е. государство, гарантирует чистоту и вес металла, а значит, и полноценность изготовл. из него денежного знака. Постепенно утвердились круглая дисковая форма М. и характер изображений на обеих ее сторонах. В греч. полисах право чеканить собств. монету считалось свидетельством их независимого положения. Отсюда появление в обращении большого количества М. разных видов и различного веса. Надписи и изображения на них были в осн. связаны с традиционным культом олимпийских богов-небожителей. В эпоху эллинизма и последующие периоды появилось большое разнообразие эмблем и надписей на монетах, имевших различное значение. С их помощью кратко провозглашалась идеологич. программа и велась пропаганда политич. курса государства: «Возрождение счастливых времен» (fel. temp reparatio), «Вечный мир» (pax perp.), «Общественная свобода» (lib. publ.), «Согласие воинов» (concord, mil.). В Греции для изготовления М. использовали главным образом серебро; из электрона М. чеканили лишь на начальном этапе, уже в 6 в. до н. э. чеканили М. из него лишь в некоторых греч. полисах (в осн. в сев.-зап. части М. Азии). Бронзовые М., выпуск которых начался в 5 в. до н. э., оказались наиболее пригодными для розничной торговли. При Александре Македонском началось широкое производство М. из золота. Оно легло в основу денежных систем в зап. и вост. частях рим. державы. В эпоху Империи из латуни чеканили сестерции и дупондии, из меди — ассы; свинец (М., имевшие хождение в Иудее, Галлии и Британии) и олово лишь иногда использовались для изготовления М. В эпоху античности М. отличались друг от друга не по номиналу, а по весу, виду металла и эмблемам. Они имели силу законного платежного средства на протяжении мн. веков. М. с углубл. рельефным изображением чеканились исключительно в некоторых городах Нижн. Италии в 6–5 вв. до н. э.
2. (греч. nomisma, nomos, лат. moneta), форма денег, в ходе историч. развития сменившая примитивные формы денег — скот, слитки неблагородных или благородных металлов. Первые М., появившиеся в зап. части М. Азии, первоначально не нашли широког о применения в торговых отношениях и чеканились исключительно для упрощения выплаты жалованья воинам-наемникам и свободным труженикам. Поскольку речь шла о металлич. изделиях определ. размера, изображения на них означали, что тот, кто выпустил их, т. е. государство, гарантирует чистоту и вес металла, а значит, и полноценность изготовл. из него денежного знака. Постепенно утвердились круглая дисковая форма М. и характер изображений на обеих ее сторонах. В греч. полисах право чеканить собств. монету считалось свидетельством их независимого положения. Отсюда появление в обращении большого количества М. разных видов и различного веса. Надписи и изображения на них были в осн. связаны с традиционным культом олимпийских богов-небожителей. В эпоху эллинизма и последующие периоды появилось большое разнообразие эмблем и надписей на монетах, имевших различное значение. С их помощью кратко провозглашалась идеологич. программа и велась пропаганда политич. курса государства: «Возрождение счастливых времен» (fel. temp reparatio), «Вечный мир» (pax perp.), «Общественная свобода» (lib. publ.), «Согласие воинов» (concord, mil.). В Греции для изготовления М. использовали главным образом серебро; из электрона М. чеканили лишь на начальном этапе, уже в 6 в. до н. э. чеканили М. из него лишь в некоторых греч. полисах (в осн. в сев.-зап. части М. Азии). Бронзовые М., выпуск которых начался в 5 в. до н. э., оказались наиболее пригодными для розничной торговли. При Александре Македонском началось широкое производство М. из золота. Оно легло в основу денежных систем в зап. и вост. частях рим. державы. В эпоху Империи из латуни чеканили сестерции и дупондии, из меди — ассы; свинец (М., имевшие хождение в Иудее, Галлии и Британии) и олово лишь иногда использовались для изготовления М. В эпоху античности М. отличались друг от друга не по номиналу, а по весу, виду металла и эмблемам. Они имели силу законного платежного средства на протяжении мн. веков. М. с углубл. рельефным изображением чеканились исключительно в некоторых городах Нижн. Италии в 6–5 вв. до н. э.
Источник: Словарь античности. 1989