Монгольское владычество в странах Закавказья. Борьба народов Закавказья против захватчиков
Монгольское владычество в странах Закавказья. Борьба народов Закавказья против захватчиков
Завоевание монголами стран Закавказья
В 1220—1222 гг. войска монгольских полководцев Джебе и Субэтэя опустошили Азербайджан и часть Грузии. В Азербайджане, как и в других странах, подвергшихся нашествию монгольских войск, во многих городах (в Мараге, Ардебиле, Шемахе) оборону взяли в свои руки ремесленники и беднота. В Байлакане знать уже договорилась с монгольским послом о сдаче, но «чернь», т. е. городская беднота, восстала, убила посла и храбро обороняла город. Взяв Байлакан, завоеватели разрушили его и вырезали население. В 1222 г. войска Джебе и Субэтэя перешли на Северный Кавказ.
Войско последнего хорезмшаха Джелал-ад-дина, вернувшееся из Индии в 1224 г., держалось в Иране и Азербайджане еще несколько лет. Но Джелал-ад-дин боялся доверить оружие народным массам, хотя горожане не раз предлагали ему свою помощь в борьбе с войсками Чингис-хана. В 1230 г. Джелал-ад-дин был разбит монголами на Мугани, а весной 1231 г. в городе Гяндже вспыхнуло восстание ремесленников и городской бедноты, направленное против Джелал-ад-дина и местной феодальной знати. Сильно поредевшее войско хорезмшаха отступило в верховья Тигра. Там еще раз разбитый монголами Джелал-ад-дин бежал в горы и был убит одним из курдских пастухов. В 1231 г. монгольские войска заняли Южный Азербайджан.
Между 1235 и 1239 г. монгольские полководцы снова опустошили Северный Азербайджан, Восточную Грузию и Армению, взяв и разрушив Гянджу, Шамхор, Ани, Каре, Дербент и другие города. В армянском городе Апи жители храбро оборонялись вопреки прямому запрету своего князя. Владетельные феодалы по одиночке сдавались монголам. Царица Грузии Русудан признала власть монгольского великого хана, обязавшись платить ему ежегодную дань в 50 тыс. золотых.
Азербайджан благодаря обилию прекрасных пастбищ стал основной областью, где кочевали монголы и тюрки. Он находился под непосредственным управлением ильханов. Местные владетельные феодалы либо исчезли, либо, как например ширван-шахи, были предельно ограничены в своих владениях и правах. В Армения, в горах Алатаг, также стали кочевать монголы. Здесь в течение XIII — XIV вв. происходил процесс постепенного вытеснения армянской знати пришлой военно-кочевой знатью — монгольской, тюркской и курдской. Прежние феодальные порядки были заменены более примитивными формами феодального строя, с нефиксированными размерами ренты.
Опустошения, произведенные монгольскими войсками при завоевании, рост экстенсивного кочевого скотоводческого хозяйства, налоговая политика первых ильханов — все это вызвало в Азербайджане и Армении такой же упадок сельского хозяйства и городской жизни, как и в Иране. О размерах упадка можно судить по тому, что в области Сюник в начале XII в. числилось 1 400 селений, а к концу XIII в. там осталось только 682 селения. В Нахчеване была заселена только 1/6, часть домов, а 5/6 пустовало. Вследствие перемещения караванных путей к югу города Северной Армении и Северного Азербайджана захирели.
В Грузии завоеватели не поселились. В результате борьбы и сопротивления грузинского народа здесь уцелели и сохранились прежние формы феодализма. Уцелели также местная государственность и местная феодальная знать. Но попавшая в вассальную зависимость от ильханов Хулагуидов страна была разорена и до конца XIII в. переживала период хозяйственного упадка, хотя относительно меньшего, нежели в Армении и Азербайджане. Монгольские ханы, желая ослабить Грузию, содействовали расчленению ее на два царства (в Восточной и Западной Грузии) и на ряд княжеств (Самцхэ и др.). Были установлены тяжелые поборы ильханов с населения грузинских земель, а крестьяне прикреплены к земле.
Как и в других странах, в Закавказье происходили восстания, направленные как против монгольского владычества, так и против местных феодалов, которые поддерживали завоевателей. Большое крестьянское движение возникло в 1250 г. в Сюнике, в Армении. Оно было возглавлено мельником Давидом, называвшим себя «пророком» и проповедовавшим всеобщее равенство и раздел имуществ. В 1260 г. в Грузии и на севере Армении произошли восстания против монгольского владычества. Главную массу восставших составляли крестьяне. Оба эти восстания были жестоко подавлены.
Государства Закавказья в XIV в. Вторжение войск Тимура
После смерти хулагуидского ильхана Абу Сайда (1335 г.) Грузия стала снова независимой и переживала значительный хозяйственный подъем. Грузинскому царю Георгию V Блистательному (1314—1346) удалось восстановить политическое единство Грузинского царства, присоединив Имерети и подчинив Самцхэ. Георгий V стал чеканить свою монету. При нем же был составлен законодательный сборник для грузинских горцев (тушин, пшавов, хевсур и др.), у которых сохранялись родовая община и патриархальный уклад.
К середине XIV в. полностью восстановило независимость и расширило свои пределы царство ширваншахов в Северном Азербайджане. В 1382 г. в Ширване произошло восстание мелких землевладельцев и крестьян, направленное против феодальной знати. Восставшие провозгласили ширваншахом Ибрахима (1382—1417), мелкого землевладельца, хотя и знатного происхождения. Ибрахим проявил себя умным правителем. Он стремился политически объединить весь Азербайджан. Освобождение от ига чужеземных завоевателей способствовало хозяйственному развитию страны. Что касается Южного Азербайджана, вошедшего в государство Джелаиридов, то там сохранились монгольские формы и методы управления, поскольку руководящая политическая роль принадлежала военно-кочевой знати.
Армения, также в составе государства Джелаиридов, оставалась под властью феодальных владетелей из тюркской и курдской кочевой знати. В противоположность Грузии и Ширвану Армения, лишенная государственной самостоятельности и разоряемая набегами и междоусобиями кочевых племен, переживала хозяйственный упадок. Надписи начала XIV в. в Ани ясно свидетельствуют о разорении этого некогда блестящего города, который к началу XV в. превратился в простое селение.
В период между 1386 и 1404 г. Азербайджан, Армения и Грузия были завоеваны и разорены войсками Тимура. Некоторые города и замки в этих странах оказали героическое сопротивление завоевателю. В Азербайджане крепость Алинджакала выдерживала блокаду в течение 14 лет. В Армении храбрые горцы Сасуна отразили нападение воинов Тимура. Но особенно упорное и эффективное сопротивление Тимуру оказала Грузия. Войска Тимура предприняли 7 походов в Грузию, опустошив и обезлюдив страну в гораздо больших масштабах, чем в свое время это сделали войска Чингис-хана. В 1404 г. грузинский царь Георгий VII вынужден был, наконец, признать верховную власть Тимура.
Страны Закавказья в XV в.
Владычество Тимура и его преемников вызывало ненависть народов Закавказья и не имело здесь никакой опоры. Вскоре после смерти Тимура и распада его империи Южный Азербайджан был захвачен тюркскими (огузскими) кочевниками Кара Коюнлу, а затем Ак Коюнлу.
Ширван оставался независимым в течение всего XV в. Могущество ширванптахов даже усилилось благодаря союзу с Тимуридами, а потом с Ак Коюнлу. В XV в. увеличился вывоз из Ширвана шелка-сырца генуэзскими и венецианскими купцами в Италию, где развивалась шелкоткацкая промышленность. Добыча нефти близ Баку в начале XV в. составляла 200 харваров ( Тебризский харвар — 295 кг.) («ослиных вьюков») в день; нефть вывозилась в соседние страны. Теперь уже Баку, а не Дербент стал главным портом Каспийского моря, почему и самое море получило название Бакинского. Феодальная зависимость крестьян в XV в. была тяжелее в Южном Азербайджане, нежели в Ширване. Во всем Азербайджане в XIV—XV вв. преобладающим видом феодальной земельной собственности стал союргал.
Армения вплоть до середины XV в. подвергалась грабительским набегам кочевников Кара Коюнлу. Деревни были разорены, многие обработанные земли сделались пастбищами для кочевников. Города превратились в незначительные местечки. Армянских феодалов почти полностью заменила кочевая знать тюркоязычных и курдских племен. Часть армянского населения была уведена в плен, часть эмигрировала. Армянские торгово-ремесленные колонии сложились во Львове, в Венеции, в Крыму и т. д.
Грузия в XV в. также переживала грабительские вторжения кочевников Кара Коюнлу и Ак Коюнлу и связанное с ними экономическое разорение. Бесконечные вторжения кочевников способствовали политическому распаду Грузии. К 1490 г. в стране существовало три царства и несколько княжеств. В свою очередь все эти государства были лишь военно-административными объединениями многих феодальных сеньорий (сатавадо). Продуктовая рента и барщинные повинности в Грузии в XV в. выросли. Для повышения оброка была увеличена емкость мер веса, в которых исчислялись размеры оброка с крестьян. Согласно законам владетеля Самцхэ Агбуги, крестьянин не имел права покинуть свой участок земли, продать его или передать другому без разрешения господина. Пеня за убийство азнаура (дворянина) была в 30 раз больше, чем за убийство крестьянина. В XV в. в Грузии продолжал развиваться налоговый, судебный и административный иммунитет.
Воспользовавшись политической раздробленностью Грузии, войска Узун Хасана, государя Ак Коюнлу, опустошили Картли, разорили Тбилиси и Гори и увели 5 тыс. грузин в плен. Баграт V был вынужден признать себя вассалом Узун Хасана, уступить ему Тбилиси и дать обязательство об уплате ежегодной дани.
Рост феодальной раздробленности, хозяйственный и политический упадок и усиление нажима со стороны иноземных завоевателей — Ак Коюнлу и Турции — тяжело отразились на положении Армении и Грузии к концу XV в.
Культура стран Закавказья в XIII — XV вв.
Монгольское завоевание и связанное с ним усиление социального гнета не могли не привести к падению культуры в странах Закавказья. Но уже со второй половины XIII в. наметилось некоторое оживление культурной деятельности. Из памятников грузинского зодчества этого периода выделяется трехнефная купольная церковь Сафарского монастыря, с фресками и богатой резьбой на камне. В XIII в. были построены монастыри Ахтала, Тимотис-убани и Зарзма, интересные своей фресковой живописью и портретными изображениями. В конце XIII в. была перестроена церковь Метехского замка в Тбилиси.
В Армении из памятников светского зодчества необходимо отметить караван-сараи, дворец Саргиса в Ани и дворец Сахмадина в Мрене (XIII в.). В церковной архитектуре этого периода новшеством являлись колокольни и обширные залы-притворы церквей, так называемые жаматуны, служившие и для собраний светского характера. В Армении в XIII—XIV вв. в монастырях Гладзоре, Ахпате, Санаине, Татеве и др. продолжали действовать старинные высшие школы, где преподавались светские науки. Из армянских историков этого времени наибольшее значение имели Киракос Гандзакский и Вардан Великий (XIII в.), оставившие ценные сведения о социальном строе и быте монголов, их завоеваниях и приемах управления. Степаннос Орбелян, автор истории княжества Сюник, собрал большое количество социально-экономического материала (начало XIV в.); Товма (Фома) Мецопский (XV в.) написал историю Армении в период владычества Тимура и его преемников. В монастырях сохранялись библиотеки и мастерские по переписке книг, а также мастерские живописцев. Особенно высоким искусством отличалась Ванская школа миниатюристов (XIV в.). К числу величайших армянских поэтов принадлежал Фрик (XIII в.), стихи которого проникнуты гневным обличением монгольских ханов, иноземных и местных феодалов, угнетавших народ, а также лирический поэт Константин Ерзнкайский (около 1250—1340), гуманист и передовой мыслитель, автор замечательной поэмы «Весна».
Лучшими памятниками азербайджанского зодчества этого времени являются мавзолей Пир-ханега с художественной мозаичной облицовкой из фаянса разных цветов (XIII в.), башнеобразный мавзолей в Карабагларе (XIV в.) и замечательный архитектурный комплекс дворца ширваншахов в Баку с «судилищем» (диван-ханэ) — восьмигранной ротондой с куполом, с прекрасным стрельчатым порталом, мечетью и усыпальницей, украшенной резьбой по камню и «сталактитами» (XV в.). Великолепна синяя мечеть в Тебризе с высоким порталом и стенами, облицованными изразцами из разноцветной, преимущественно голубой, глазури (XV в.).
В азербайджанской поэзии уже с XIII в. наряду с языком фарси стал применяться и азербайджанский. На языке фарси писал поэт Зюльфугар Ширвани (XIII в.), на азербайджанском языке — крупный поэт Несими, последователь шиитской секты хуруфитов, борец против феодального гнета и Тимуридов, сожженный как еретик в 1417 г. На азербайджанском языке и на языке фарси писал и крупный поэт хуруфит Касим-и Анвар (умер в 1433 г.).