Монофиситство

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Монофиситство
от греч. monos - один и physis - природа) - догматическое учение, споры о котором возникли в V веке. Основателем монофиситства считают константинопольского архимандрита Евтихия или Евтиха (отсюда евтихианство), который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а его человеческое естество было лишь кажущимся. На церковном соборе 451 года в малоазиатском городе Халкидоне монофиситство осудили как ересь. Часть восточных провинций Византии (Сирия, Египет, Армения) продолжали отстаивать монофиситство.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

МОНОФИСИТСТВО
греч. physis – природа, естество) – христианское религиознофилософское учение, созданное в V в. константинопольским архимандритом Евтихием. Монофиситы признавали только божественную природу Иисуса Христа и считали Бога, а не богочеловека спасителем рода человеческого. Богоматерь они рассматривали только как св. Марию (Айя Мария), но не как Богородицу (Теотокос). Монофиситы основали собственные церкви и монастыри преимущественно в восточных провинциях, стремившихся отделиться от Византии. В 449 г. на Эфесском соборе монофиситство было признано официальной религией и утвердилось в этом качестве в Египте, Эфиопии, Армении, Сирии. В 451 г. на Халкидонском соборе монофиситское учение было названо еретическим, начались преследования его сторонников. Приверженцами монофиситов в Константинополе были вожди прасинов (партии зеленых). В царствование Юстиниана I монофиситам покровительствовала императрица Феодора, предоставившая им убежище в Константинополе, где существовал монофиситский центр. Его руководители, среди которых был Иоанн Эфесский, сотрудничали с правительством, чтобы спасти монофиситскую церковь. После смерти Юстиниана при Юстине II (565 – 578) возобновились гонения на монофиситов. Иоанн Эфесский и его сподвижники были арестованы, имущество монофиситских монастырей было конфисковано или разграблено. При императоре Маврикии (582 – 202) церкви, монастыри и странноприимные дома монофиситов были конфискованы и переданы православному духовенству. Среди сторонников монофиситства начались раздоры и распри. Многие монахимонофиситы пересилились в Иран, правительство которого проводило политику веротерпимости к еретическим движениям. История монофиситского течения в христианской церкви, его этническое, социальное и культурное своеобразие, деятельность Иоанна Гельского, патриарха Севера, Симеона Персидского Спорщика и других вождей монофиситов были освещены в «Церковной истории» и в агиографическом сочинении Иоанна Эфесского «Книга историй о житиях святых восточных». Высшему духовенству монофиситского толка были посвящены агиографические сочинения Захария Ритора: «Житие Исайя Аскета» и «Житие Севера Антиохийского».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.90 мб

Происхождение монофиситства: речь, предназначавшаяся к произнесению в день годичного акта

А. И. Бриллиантов