МОНОФИЗИТЫ

Найдено 1 определение
МОНОФИЗИТЫ
от греч. monos - один и pusis - природа, естество) - сторонники религ.-политич. учения, созданного в Византии в 5 в. (как реакция на несторианство) константинопольским архимандритом Евтихием. М. утверждали, что Христу присуща одна (божественная) природа, а не две (божественная и человеческая), т. е. пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, как утверждали ортодоксальные богословы, а бог. Учение М. широко распространилось на востоке Византии (Египте, Сирии, Армении), где еще живы были традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 на Эфесском ("разбойничьем") соборе М. одержали верх, но в 451 их учение было осуждено на Халкидонском соборе. Визант. императоры 5-7 вв. стремились к компромиссу с М. В 638 компромиссное решение было изложено Ираклием в "Экфесисе": у Христа признавалось наличие двух природ, но одной воли, что положило начало т. н. монофелитству (от греч. telnma - воля). С завоеванием вост. провинций арабами М. потеряли базу в Византии, но их учение сохранило силу в Армении (григорианская церковь), Сирии, Египте и Эфиопии.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 283-95.

А. П. Каждан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF

Полемика между халкидонитами и монофизитами и переписка патриарха Фотия

Арутюнова-фиданян Виада Артуровна
Статья посвящена вопросам аутентичности, датировки, композиции и содержания ряда посланий, приписываемых патриарху Фотию и адресованных к представителям Армянской Церкви, а также аутентичности Ширакаванского Собора в контексте арм
Читать PDF

Был ли авва Дорофей (Газский) монофизитом или евагрианином?

Спиридонова Лидия Валентиновна
С давних пор авву Дорофея и его наставников подозревали в монофизитстве. Однако эти подозрения были опровергнуты Феодором Студитом.
Читать PDF

Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизитом?

Никулин Максим Сергеевич
Читать PDF

Монофизитское сознание в России XXI столетия: помним ли мы Халкидонский Орос?

Панищев Алексей Леонидович
В данной статье затронута проблема христологического характера.
Читать PDF

Полемические сочинения против армянского монофизитства в древнегрузинской письменности

Рапава М. В.
В статье приводятся материалы, сохранившиеся в древнегрузинской письменности XI в., о полемике против армянского монофизитства.
Читать PDF

Проблема соотношения общего и единичного в христологии умеренного монофизитства VI века: Севир Антио

Давыденков О. В.
В статье рассматривается вопрос о соотношении общего и единичного в христологии виднейшего представителя т.н.
Читать PDF

Монофизитство в ранневизантийской Газе (451-536 гг. )

Манохин Я.В.
В работе рассматривается период монофизитского преобладания в религиозной жизни христианской Газы в Палестине вплоть до Константинопольского собора 536 г.
Читать PDF

К вопросу о философской проблематике христологических дискуссий VI века: умеренное монофизитство

Давыденков О. В.
В статье рассматриваются общие методологические вопросы исследования византийской философии и теологии эпохи Вселенских соборов, предпринята попытка рассмотреть философскую проблематику христологических дискуссий на примере одного
Читать PDF

Феодор Абу Курра как полемист с монофизитством

Давыденков Олег Викторович
Феодор Абу Курра, епископ Харранский, (ок. 750 ок.

Похожие термины:

  • Монофизитство

    христианское учение, возникшее в Византии в V в. Осуждено как ересь на Халкидонском вселенском соборе в 451 г. Стало господствующим в Армении, где до настоящего времени существует монофизитская церк