Монополия
МОНОПОЛИЯ
исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Монополия
исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, предоставляемое одному лицу, группе лиц или государству.
Источник: Исторические термины: краткий глоссарий
МОНОПОЛИЯ
1) предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять: цены; 2) форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Монополия
форма производственных отношений, связанная с заключением договора об особой политике на рынке производства и сбыта продукции с целью достижения привилегированного положения в рамках определенной отрасли производства за счет монопольной цены на продукцию.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Монополия
1) исключительное право на производство или продажу чего-либо, исключительное пользование чем-нибудь; 2) характерная для конца XIX – середины XX вв. форма организации производства и сбыта. Основная черта – контроль над всеми процессами производства и сбыта. Основные формы – картель, синдикат, трест, концерн.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Монополия
греч. - один продаю) - 1. Исключительное право на что-либо. 2. Союз капиталистов, захвативших исключительное право на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке, установления высоких монопольных цен, регулируемых рынком. Формирование монополий связано с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм в конце XIX в. Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн. В России монополии возникли в 80-е гг. XIX в.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Монополия
(греч. monopole, лат. monopolium, от греч. mono –один и poleo –продано). В древности монополистич. тенденции носили случайный и врем, характер. Известны такие виды М., как М. на производство (Кирена монополизировала изготовление лекарств, растения сильфий; Арреций — арретинской керамики) или М. на сбыт (закупка Афинами македонск. древесины). В Греции и Риме был монополизирован сбыт китайского шелка и индийских пряностей. Традиции др.-вост. государств особенно наглядно проявились в период эллинизма (особенно в государстве Птолемеев), где цари владели монополией на производство и продажу различных изделий (масло, пиво и пр.).
Источник: Словарь античности. 1989
Монополия
крупное хозяйственное объединение(картель, синдикат, трест, концерн и т. д.), находящееся в частной собственности(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. В России начала XX века крупнейшими монополиями были: синдикат «Продамет»(1902 г.) в чёрной металлургии, картель «Продпаровоз»(1901 г.) и синдикат «Продвагон»(1904 г.) в машиностроении, объединение «Продуголь»(1906 г.) в угедобывающей промышленности. Всего в этот период в России существовало около 200 монополий.
МОНОПОЛИЯ
(от греч. monos-один и poleo-продаю). Ситуация на товарном рынке, характеризующаяся наличием множества покупателей и одним продавцом. При этом исчезает конкуренция между продавцами, но усиливается конкуренция между покупателями. Продавец в этой ситуации может добиться повышения цены на свой товар. Исторически возникала как привилегия, предоставлявшаяся государством отдельным торговцам, торговым компаниям или ремесленным цехам в обмен на получение им части дохода от монопольной торговли. В ходе борьбы с абсолютизмом в Европе утвердились ценности ЛИБЕРАЛИЗМА, среди которых важное место занимает свобода конкуренции и государственное невмешательство в рыночную экономику. Монополии подвергались критике, их права и привилегии отменялись. Однако к концу XIX в. в экономике промышленных стран возникли новые явления, которые привели к обновлению М. Отношение государства к М. было разным. В Германии создание М. поощрялось, они были легализованы. В США, наоборот, велась борьба с М. Изначально при этом было предложено два подхода. Согласно первому, образование таких объединений признавалось неизбежным, целью государственной политики должна была быть защита интересов граждан перед лицом этих гигантов. Согласно второму подходу, образование М. рассматривалось как нежелательное, политика государства должна была состоять в их ликвидации. На деле государственная политика приняла форму комбинирования этих двух подходов. В отраслях естественных М. (железные дороги, газо-и электроснабжение) государство наделялось полномочиями по регулированию, например, тарифов, но при этом не ставилась задача их ликвидации. В остальных случаях государство добивалось поддержания конкурентных отношений. После ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ такую политику стали проводить все страны Запада. Другим способом борьбы с М. стало стремление как можно больше открыть национальные рынки, а, следовательно, допустить на него иностранных конкурентов. М. не стала доминирующей формой ситуации на отраслевых рынках. Современный капитализм поэтому не может быть назван монополистическим. Вместе с тем, формы конкуренции отличаются от тех, которые существовали в XIX в. Конкурентами являются, как правило, крупные фирмы, и их число невелико. Такую ситуацию, в отличие от М., называют олигополией (по-гречески-немногие продают). Сама конкуренция перестала быть преимущественно ценовой, центр ее тяжести переместился в сферу инноваций, рекламы, послепродажного обслуживания и т.д.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998