МОНОТЕИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Монотеизм
религиозное учение о едином боге, один из основных догматов христианства и ислама.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

МОНОТЕИЗМ
греч. monos - один, единый, единственный + греч. theos - бог) - религ. представление и учение о едином боге, единобожие (в противоположность политеизму)

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Монотеизм
греч. mono – один + theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма – многобожия.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МОНОТЕИЗМ
единственный, единый — религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму — многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Монотеизм
(monos – один + theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие, в отличие от политеизма (многобожие). В богословской литературе к монотеистическим религиям относят христианство, иудаизм и ислам (См. Христианство, Иудаизм, Ислам). Однако понятие монотеизм относительно, так как ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии монотеизм появляется очень поздно. См. Религия, Политеизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Монотеизм
(греч.), религиозное учение о едином боге, в эпоху античности представл. отдельными иудейскими пророками («Второисайя») и являющееся одним из осн. догматов христианства и ислама. В осн. для античности, несмотря на распространение монолатрии (почитание одного божества в одной местности) и наличие в некоторых философских учениях монистич. тенденций (Платон, Плотин), был характерен политеизм. В период поздней античности понимание сущности у гностиков способствовало укреплению пантеизма и панентеизма.

Источник: Словарь античности. 1989

МОНОТЕИЗМ
от греч. monos - единый и teos - бог) - система религ. верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Понятие М. условно и относительно, четкой границы между М. и политеизмом нет, т. к. ни одна из религий не является последовательно монотеистической: для всех характерен дуализм доброго и злого (сатана) бога, а многочисл. ангелы и бесы вместе с душами умерших святых и праведников выполняют фактически в религ. сознании роль низших богов. В ходе ист. развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних гос-в боги отдельных племен соединялись в один "пантеон", в к-ром первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В благоприятных случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (напр., вавилонский Мардук), в др. случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религ. реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в сер. и 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религ. монополию. Христианство, формально восприняв идею еврейского М., фактически отступило от нее, развив учение о "троичности" бога. Более строгий М. был введен в Аравии в 7 в. н. э. на почве объединит. движения среди араб. племен, составив осн. догмат мусульм. религии (см. Ислам). Т. о., данные совр. науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что М. - якобы исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория), а др. формы верований - политеизм, анимизм, фетишизм и др. лишь уклонения от первонач. "истинной" религии.

Лит.: Кунов Г., Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Нiкольскi H. М., Политэiзм i монотэiзм у яўрэйскай рэлiгii, Менск, 1931; Ярославский Е., Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
8.27 мб

Тайный монотеизм древней Греции в произведениях Гесиода, Гомера и Эсхила

Рузавин Андрей Андреевич
Производится построение спекулятивной теории о возможных монотеистических религиозных взглядах, существовавших в Древней Греции.
Читать PDF
247.04 кб

Исламский монотеизм и феноменальные особенности

Вагабов М. В.
В статье рассматриваются некоторые феноменальные аспекты исламского монотеизма (таухид) по сравнению с другими религиями мира, причины востребованности теоцентрических парадигматических идей в новой мировой религии, разъясняется,
Читать PDF
233.51 кб

Монотеизм и проблема изображения

Тульпе Ирина Александровна
В статье рассматривается отношение к изображению монотеистических религий. Им внутренне присуща идея уникальности акта божественного творения и онтологической инакости Творца и сотворенного.
Читать PDF
454.56 кб

К вопросу о персидских влияниях в ветхозаветном иудаизме: проблема зла, монотеизм, танатология и эсх

Кульпинов Сергей Сергеевич, Смирнов Алексей Евгеньевич
Исследуется возможное влияние персидской религии на ветхозаветный иудаизм. Анализируются генезис и эволюция ряда ветхозаветных концепций в свете современных исследований.
Читать PDF
496.82 кб

Монотеизм vs политеизм?

Магомедов Камиль Магомедович
В статье даётся сравнительный анализ монотеизма и политеизма как понятий, по которым проводится классификация религий.
Читать PDF
1.38 мб

Языческая реформа князя Владимира как попытка установления государственного монотеизма

Петухов Валерий Борисович
Читать PDF
68.90 кб

Тенгрианство в контексте монотеизма

Кодар Ауэзхан Абдираманович
Читать PDF
355.51 кб

Специфика и пути формирования монотеизма в структуре этносов юга России

Викторин Виктор Михайлович
В статье рассмотрено религиозное разнообразие групп в традициях и составе этносов Нижнего Поволжья и Северного Кавказа: сочетание как ветвей Большого Ближневосточного Монотеизма иудаизма, христианства и ислама, так и субстрата этн
Читать PDF
1.09 мб

Переход башкирского традиционного общества в исламский вариант монотеизма

Аминев Закирьян Галимьянович
В статье рассматривается вопрос перехода башкирского традиционного общества от политеизма к монотеистической религии в исламском варианте, который обуславливается рядом причин. Южный Урал и прилегающие земли, где к IX–XI вв.
Читать PDF
198.35 кб

Тенгрианство в контексте монотеизма

Кодар Ауэзхан Абдираманович
В статье анализируются два уровня тенгрианства имперский и народный древней религии кочевников азиатского материка. На имперском уровне тенгрианство имело монотеистический характер
Читать PDF
189.25 кб

Еще раз об истоках монотеизма

Саркарова Наила Ахедовна
Статья посвящена выяснению глубинных истоков монотеизма. В ней ставится под сомнение распространенная установка, согласно которой история монотеизма начинается с иудаизма, приводятся аргументы.
Читать PDF
192.32 кб

Метрика мира в различных формах монотеизма

Саркарова Наила Ахедовна
Данная статья продолжает обсуждение некоторых спорных вопросов, связанных с выяснением особенностей метрики видения мира в различных формах монотеизма, начатое в первой статье.
Читать PDF
487.30 кб

Учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о первоначальном монотеизме и рецепция данного учения в творчес

Фурсов Валентин Александрович
В статье рассматриваются учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о прамонотеизме и рецепция данного учения в творчестве В. С. Соловьева.
Читать PDF
221.13 кб

Проблемы взаимоотношения монотеизмов как формы взаимодействия элементов общества: иудаизм и христиан

Дубовский Г. Я.
В статье разбираются проблемы взаимоотношения монотеистических религий на примере иудаизма и христианства, когда они являются признаками самоидентификации групп населения.