МОНТЕСПАН
Монтеспан
обширная пещера на юго-западе Франции, в предгорьях Пиренеев, с остатками культуры позднепалеолитического человека (См. Мадленская культура). Открыта французским археологом Н. Кастере в 1923 г. Во внутренних частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (ее заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13 – 14 лет. Пещера являлась местом культовых церемоний и магических обрядов палеолитических людей. См. Первобытное искусство, Инициации.
МОНТЕСПАН
(montespan), известный со средневековья подземный тоннель (департамент Верхняя Гаронна, Франция). Именем Норбера де Кастере, исследовавшего М. (1922 г.), названа тупиковая боковая галерея, расположенная примерно в 1 045 м от входа. Самым примечательным в ней оказался т.н. «монтеспанский медведь», массивная фигурная болванка из глины, увенчанная натуральной головой зверя и задрапированная его шкурой. Так выглядел уже перезревающий эту форму натуральный макет на заре эпохи Homo sapiens (шательперрон?). В ходе инициации подростки поражали «медведя» копьями и лепными «шарами». Долго державшаяся в литературе мадленская датировка объекта не аргументирована. Другие реликвии галереи Кастере, открывающей широкую картину почти полностью уничтоженных временем пещерных ателье глиняной лепки, — крупные глиняные фигуры зверя (в виде фрагментов) и их предбарельефные модификации (см. Глиняный период).
Источник: Археологический словарь. 1990
МОНТЕСПАН
Montespan) - обширная труднодоступная пещера коридорного типа на Ю.-З. Франции, в р-не Пиренеев (деп. Верх. Гаронна), с остатками культуры позднепалеолитич. человека (мадленская культура). Открыта Н. Кастере в 1922. Во внутр. частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах реалистич. изображения бизонов и лошадей, а также грубо вылепленная из глины фигура медведя без головы; последнюю заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре. Фигура медведя, как и найденные в пещере глиняные фигуры др. животных, носила следы ударов. На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13-14 лет, проникавших в эпоху палеолита в темные внутр. ее части. Пещера М. являлась местом культовых церемоний и магич. обрядов палеолитич. людей (возможно, и обрядов инициации). Лит.: Breuil H., Quatre cents si?cles d´art pari?tal, Montignac, 1952; Trombe F. et Dubuc G., Le centre pr?historique de Ganties - Montespan, P., 1947 (Archives de l´Institut de Pal?ontologie Humaine, mem. 22). П. И. Борисковский. Ленинград.
МОНТЕСПАН
подземный тоннель в Верхней Гароне во Франции. Открыт в 1922 г. Н. де Кастере. В 1045 м от входа найдены изображения палеолитического человека. Кастере так рассказывает об этом: "Раздевшись и спрятав одежду в кустах, я проскользнул во входное отверстие... Метров через сорок коридор свернул под прямым углом вправо, и свод, внезапно снизившись, заставил меня согнуться почти пополам. Пройдя еще метров двадцать в таком неудобном положении, по грудь в воде, я вынужден был остановиться: каменный свод передо мной уходил под воду... Стоя по плечи в ледяной воде и приготовившись нырнуть под затопленный свод, я, конечно, отдавал себе ясный отчет в той смертельной опасности, которой подвергался, отважившись в одиночку на столь рискованный эксперимент. Несколько мрачных гипотез рисовались моему воображению: каменистый коридор, заполненный по самые своды водой, мог тянуться так долго, что у меня не хватило бы дыхания на обратный путь; я могу удариться о каменную стену или попасть в углубление, не имеющее выхода; мог вынырнуть в воздушном кармане с отравленным воздухом; мог сорваться вместе с потоком в пропасть, запутаться в куче гниющего хвороста, принесенного подземными водами с поверхности, или завязнуть в жидкой глине..
Однако всю пещеру в первый раз пройти не удалось. За 8 часов путешествия под землей он прошел всего 3 км. Пришлось возвращаться. На следующий год Кастере, уже с помощником, снова нырнул в подземный поток.
Пройдя все преграды и бесчисленные завалы, исследователи наконец очутились в новом подземном зале, "гораздо более грандиозном, чем первый. Я сделал два шага в сторону - и вдруг остановился, потрясенный до глубины души внезапно возникшей из темноты статуей медведя, которую до той минуты не замечал из-за недостаточного освещения. Свет свечи в подземных лабиринтах не сильнее блеска светлячка во мраке июльской ночи. Ошеломленный и взволнованный, смотрел я на примитивный слепок из глины, переживший столько тысячелетий, на это произведение безвестного скульптора каменного века, которое впоследствии знаменитейшие и компетентнейшие ученые современности признали за самую древнюю статую в мире... Со всех сторон перед глазами возникали статуи и изображения зверей, таинственные знаки и эмблемы - волнующая и чудесная панорама давно исчезнувшей древней жизни..
В этой пещере было открыто 50 изображений различных животных, выгравированных на стенах, и 30 глиняных скульптур. На теле некоторых животных изображены раны от глубоко вонзившихся дротиков и стрел, а также непонятные, загадочные знаки. Так, у одного бизона холка была украшена глубоко врезанным овалом, а у кулана на том же месте высечен знак в форме латинской буквы V. Шея и грудь льва буквально изрешечены ударами копий или дротиков. На статуе медведя были отчетливо видны следы ударов копий по наиболее уязвимым у живого медведя местам. Вместо головы у глиняного медведя был настоящий медвежий череп. Струи воды, стекающие с потолка, покрыли скульптуру тонкой, очень твердой известковой корочкой, законсервировав на тысячелетия остатки древнего обряда магии - колдовства.
Однако всю пещеру в первый раз пройти не удалось. За 8 часов путешествия под землей он прошел всего 3 км. Пришлось возвращаться. На следующий год Кастере, уже с помощником, снова нырнул в подземный поток.
Пройдя все преграды и бесчисленные завалы, исследователи наконец очутились в новом подземном зале, "гораздо более грандиозном, чем первый. Я сделал два шага в сторону - и вдруг остановился, потрясенный до глубины души внезапно возникшей из темноты статуей медведя, которую до той минуты не замечал из-за недостаточного освещения. Свет свечи в подземных лабиринтах не сильнее блеска светлячка во мраке июльской ночи. Ошеломленный и взволнованный, смотрел я на примитивный слепок из глины, переживший столько тысячелетий, на это произведение безвестного скульптора каменного века, которое впоследствии знаменитейшие и компетентнейшие ученые современности признали за самую древнюю статую в мире... Со всех сторон перед глазами возникали статуи и изображения зверей, таинственные знаки и эмблемы - волнующая и чудесная панорама давно исчезнувшей древней жизни..
В этой пещере было открыто 50 изображений различных животных, выгравированных на стенах, и 30 глиняных скульптур. На теле некоторых животных изображены раны от глубоко вонзившихся дротиков и стрел, а также непонятные, загадочные знаки. Так, у одного бизона холка была украшена глубоко врезанным овалом, а у кулана на том же месте высечен знак в форме латинской буквы V. Шея и грудь льва буквально изрешечены ударами копий или дротиков. На статуе медведя были отчетливо видны следы ударов копий по наиболее уязвимым у живого медведя местам. Вместо головы у глиняного медведя был настоящий медвежий череп. Струи воды, стекающие с потолка, покрыли скульптуру тонкой, очень твердой известковой корочкой, законсервировав на тысячелетия остатки древнего обряда магии - колдовства.
Источник: Археологический словарь. 1996