МОНУМЕНТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНУМЕНТ
памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. В широком значении — памятник.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Монумент
лат. monumentum от moneo - напоминаю) – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п., предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МОНУМЕНТ
(лат. Monumentum — памятник) — со-оружение больших размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц. В качестве монумента могут быть использованы не только произведения монумен-тального искусства, но и любые предметы и явления, свидетельствующие о памятных местах и событиях (например: маяк, мост, корабль), произведения станково-го и прикладного искусства, а также уникальные природные явления (водопады, скалы, целые ландшафты) с их памятными знаками. Но для того, чтобы внехудожественные явления получили статус монумента, они должны быть художественно оформлены. Однако чаще всего монументом являются специально создаваемые для этой цели произведения архитектуры и скульптуры. Сле-дует отличать монумент от памятника. К первым причисляются наиболее значительные произведения мону-ментального искусства, посвященные важнейшим историческим событиям, доминирующие в городской или природной среде, а ко вторым относятся преимущественно портретные статуи, бюсты и памятные знаки более локального характера, включаемые в существующую среду.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МОНУМЕНТ
памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. — Советским воинам — участникам Корсунь-Шевченковской операции, открыт в 1969 в селе Стеблеве Корсунь-Шевченковского района Черкасской области в ознаменование окружения и разгрома крупной группировки противника. На бетонном постаменте установлена стела (длина 14,8 м, высота 1,8 м). Рядом — железобетонное кольцо диаметром 7 м, символизирующее кольцо окружения вражеской группировки. На нем надпись: «Советской Армии — слава!» Авторы — архитекторы М. Кириленко, Л. Кондратский, С. Рец, Н. Собчук, С. Фурсенко. — Героическим защитникам Ленинграда, открыт 9 мая 1975 на площади Победы в Ленинграде, скульптурная композиция изображает защитников города-героя. В центре 48-метровый обелиск, перед ним бронзовая скульптура «Победители» — рабочий и солдат олицетворяют единство фронта и тыла. В нижней части — Блокадный зал. Стены его символизируют «разорванное кольцо» — связь блокированного Ленинграда с Большой землей. На пьедестале скульптурная композиция «Блокада». Составной частью монумента является Памятный зал, к-рый увековечивает подвиг защитников города. Авторы — скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский, В. Каменский.
— Героическим защитникам Тулы, открыт в 1968 на площади Победы в Туле. На невысоком постаменте установлена 4-метровая скульптурная группа. Плечом к плечу с автоматами в руках стоят советский солдат и ополченец, олицетворяя единство армии и народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Монументальные фигуры памятника сливаются в едином ансамбле в виде трех штыков высотой 51, 41 и 31 м — символом непобедимости советского оружия. У основания обелиска горит Вечный огонь. Авторы — скульптор Б. Дюжев, архитекторы Н. Миловидов, Г. Саевич.
— Защитникам Москвы, открыт в 1974 на 40-м километре по Ленинградскому шоссе у въезда в Зеленоград. Бетонный обелиск — три огромных сомкнутых штыка — символизирует стойкость соединений трех родов войск — стрелковых, танковых, кавалерийских, одержавших победу под Москвой. У подножия кургана братская могила воинов. С этого рубежа начался разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Отсюда взят прах Неизвестного солдата и предан земле у стен Кремля. Авторы — архитекторы И. Покровский, Ю. Свердловский, скульпторы А. Штейман и Е. Штейман-Деревянко.
— Украина — освободител я м, открыт в 1972 в поселке Меловое, на границе Ворошиловградской и Ростовской областей. В бронзе застыли солдат-освободитель и женщина-труженица. На постаменте надпись: «Украина — освободителям». В нескольких шагах от памятника братская могила. Тут же горит Вечный огонь. Внутри монумента разместился музей боевой славы. Авторы — скульпторы В. Мухин, В. Федченко, И. Овчаренко, И. Чумак, архитекторы Г. Головченко, А. Егоров, И. Минько.
— Соединение фронтов, в Калачевском районе у шлюза № 13 Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, открыт в 1953 в ознаменование соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов, замкнувших кольцо окружения сталинградской группировки врага. Многофигурная 16-метровая композиция отображает встречу воинов двух фронтов. Авторы — скульптор Е. Вучетич, архитекторы Л. Поляков, Л. Дятлов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Монумент в общественном пространстве Нижнего Новгорода

Гельфонд Анна Лазаревна
The article discusses the role of a monument in the formation of the public space in Nizhny Novgorod.
Читать PDF

Монумент Филопаппоса в Афинах. Легенды, заблуждения и Историческая литература

Андреева Т.В.
Интерес к Античности существует тысячелетиями. Он возвращается волнами, и они, как правило, имеют оттенок романизации.
Читать PDF

"войны памяти": монумент "Родина-мать зовет!" в современной мемориальной политике

Тимофеев Михаил Юрьевич
Читать PDF

МОНУМЕНТ В ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА (АСПЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ)

Энгель Б., Марков В.И., Творогова Т.Ю.
ЦЕЛЬ. Ставилась задача изучения тенденций включения памятных элементов в планировочную структуру г.
Читать PDF

НЕОДНОЗНАЧНЫЙ МОНУМЕНТ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА МЫСЕ ХРУСТАЛЬНЫЙ В С

Попов Алексей Дмитриевич
Статья посвящена истории, современному состоянию и перспективам развития мемориальных сооружений на мысе Хрустальный в городе-герое Севастополе, связанных с памятью о Великой Отечественной войне.
Читать PDF

Монумент "Родина-мать зовет!" в символической политике: контуры проблемного поля

Рябов Олег Вячеславович
Читать PDF

Монумент "Родина-мать зовет!" в системе политической моды современной России

Смирнов Дмитрий Григорьевич
Читать PDF

Монумент: who controls the past? Об одном механизме архитектурной коммеморации

Басс Вадим Г.
В статье на примере мемориальных построек XX начала XXI века обсуждается связь архитектуры и истории. Эта связь необходимый аспект социального функционирования архитектуры и ее профессионального осмысления.
Читать PDF

Монумент Зураба Церетели "Дружба навеки": слово, запечатленное в бронзе

Ржевская Елена Александровна
Статья посвящена монументу Зураба Церетели «Дружба навеки», выполненному к 200-летию подписания Георгиевского трактата.
Читать PDF

Городской монумент как объект восприятия (некоторые аспекты современной мемориальной культуры)

Святославский Алексей Владимирович
В работе проанализированы результаты эмпирических социологических исследований по проблеме восприятия и оценки городских архитектурно-скульптурных монументов мемориального характера на материале Москвы.
Читать PDF

Монумент "Родина-мать зовет!" в символической политике современной России: взгляд из Дагестана

Мутаев Улубей Курбанбаганович
Читать PDF

КАМНИ ПАМЯТИ: МОНУМЕНТ, ДОКУМЕНТ, КРИПТА, БУНКЕР

Ванеян Степан
Взаимодействие с произведением искусства это всегда встреча с тем, что было или стало прошлым, и с тем, что явлено здесь и сейчас как нечто новое и неповторимое.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • МОНУМЕНТ В АНКИРЕ

       • Monumentum Ancyr?num,          см. Аnсуrа, Анкира.
  • Монумент гарпий

    надгробный памятник в Ликии (М. Азия), т. н. башня-могила, в которой могильный склеп расположен на возвыш. цоколе. Вход был оборудован с зап. стороны, погребальная камера украшена со всех сторон релье
  • Монумент в честь провозглашения Советской власти в Украине

    Она была провозглашена на Первом Всеукраинском съезде Советов, который состоялся 11–12 (24–25) декабря 1917 в Х-ве, в доме бывшего Дворянского собрания. В годы Великой Отечественной войны этот памятник
  • МОНУМЕНТ ВОИНСКОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ

    в Пенз. открыт 9.5.1975. Посвящен подвигу пензяков в годы Вел. Отеч. войны. Расположен на площади Победы. В искусств. холм, на к-ром установлена скульптурная группа, врезана пятиконечная звезда. Гранитны
  • Живопись монументальная

    произведения большого масштаба, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий зданий. Произведения М.Ж. называются росписями.
  • Монументальная живопись Слобожанщины ХVІІ-ХVІІІ ст

    характеризуется высокоразвитым декорационным чувством, является попыткой введения мотивов быта (большей частью одежды) в икону, то есть «национализация» живописи. В XVIII ст. М.ж. постепенно отходит
  • Монументов, Влад

    псевд. В. П. Буренина. {Венгеров}
  • Монументально-декоративное искусство

    вид искусства, объединяющий живопись, скульптуру, украшающие архитектурное сооружение.
  • Монументальное искусство

    род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монум
  • Монументальное деревянное строительство Слобожанщины

    наиболее распространенная форма строительства в ХVІІ-ХVІІІ ст. Характеризуется богатством типов сооружений, большим разнообразием форм и высоким уровнем техники строительства. Выделяют нескольк
  • Большевистский план монументальной пропаганды

    план руководства большевиков по созданию памятников, монументов, фонтанов, отражающих новую, послереволюционную эпоху.
  • Монументальность

    в произведениях изобразительного искусства – высокая степень художественного обобщения и значительность содержания, выраженные в соответствующей форме и крупном масштабе. Особенностями худож
  • Долина Монументов

    Живописное, знаменитое на весь мир плато с высокими красными скалами и месами. Общая площадь Долины Монументов составляет ок. 2 тыс. кв. миль. Расположена в штатах Аризона и Юта, частично входит в те
  • Долины Монументов, Потерянная серебряная шахта

    Во время войны с навахо в Аризоне в начале 1860?х гг. многие из людей Кита Карсона видели великолепные серебряные украшения индейцев. Двое из них, Эрнест Митчелл и Джеймс Меррик, очень заинтересовали