памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. В широком значении — памятник.
МОНУМЕНТ
МОНУМЕНТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Монумент
лат. monumentum от moneo - напоминаю) – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п., предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МОНУМЕНТ
(лат. Monumentum — памятник) — со-оружение больших размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц. В качестве монумента могут быть использованы не только произведения монумен-тального искусства, но и любые предметы и явления, свидетельствующие о памятных местах и событиях (например: маяк, мост, корабль), произведения станково-го и прикладного искусства, а также уникальные природные явления (водопады, скалы, целые ландшафты) с их памятными знаками. Но для того, чтобы внехудожественные явления получили статус монумента, они должны быть художественно оформлены. Однако чаще всего монументом являются специально создаваемые для этой цели произведения архитектуры и скульптуры. Сле-дует отличать монумент от памятника. К первым причисляются наиболее значительные произведения мону-ментального искусства, посвященные важнейшим историческим событиям, доминирующие в городской или природной среде, а ко вторым относятся преимущественно портретные статуи, бюсты и памятные знаки более локального характера, включаемые в существующую среду.
МОНУМЕНТ
памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. — Советским воинам — участникам Корсунь-Шевченковской операции, открыт в 1969 в селе Стеблеве Корсунь-Шевченковского района Черкасской области в ознаменование окружения и разгрома крупной группировки противника. На бетонном постаменте установлена стела (длина 14,8 м, высота 1,8 м). Рядом — железобетонное кольцо диаметром 7 м, символизирующее кольцо окружения вражеской группировки. На нем надпись: «Советской Армии — слава!» Авторы — архитекторы М. Кириленко, Л. Кондратский, С. Рец, Н. Собчук, С. Фурсенко. — Героическим защитникам Ленинграда, открыт 9 мая 1975 на площади Победы в Ленинграде, скульптурная композиция изображает защитников города-героя. В центре 48-метровый обелиск, перед ним бронзовая скульптура «Победители» — рабочий и солдат олицетворяют единство фронта и тыла. В нижней части — Блокадный зал. Стены его символизируют «разорванное кольцо» — связь блокированного Ленинграда с Большой землей. На пьедестале скульптурная композиция «Блокада». Составной частью монумента является Памятный зал, к-рый увековечивает подвиг защитников города. Авторы — скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский, В. Каменский.
— Героическим защитникам Тулы, открыт в 1968 на площади Победы в Туле. На невысоком постаменте установлена 4-метровая скульптурная группа. Плечом к плечу с автоматами в руках стоят советский солдат и ополченец, олицетворяя единство армии и народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Монументальные фигуры памятника сливаются в едином ансамбле в виде трех штыков высотой 51, 41 и 31 м — символом непобедимости советского оружия. У основания обелиска горит Вечный огонь. Авторы — скульптор Б. Дюжев, архитекторы Н. Миловидов, Г. Саевич.
— Защитникам Москвы, открыт в 1974 на 40-м километре по Ленинградскому шоссе у въезда в Зеленоград. Бетонный обелиск — три огромных сомкнутых штыка — символизирует стойкость соединений трех родов войск — стрелковых, танковых, кавалерийских, одержавших победу под Москвой. У подножия кургана братская могила воинов. С этого рубежа начался разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Отсюда взят прах Неизвестного солдата и предан земле у стен Кремля. Авторы — архитекторы И. Покровский, Ю. Свердловский, скульпторы А. Штейман и Е. Штейман-Деревянко.
— Украина — освободител я м, открыт в 1972 в поселке Меловое, на границе Ворошиловградской и Ростовской областей. В бронзе застыли солдат-освободитель и женщина-труженица. На постаменте надпись: «Украина — освободителям». В нескольких шагах от памятника братская могила. Тут же горит Вечный огонь. Внутри монумента разместился музей боевой славы. Авторы — скульпторы В. Мухин, В. Федченко, И. Овчаренко, И. Чумак, архитекторы Г. Головченко, А. Егоров, И. Минько.
— Соединение фронтов, в Калачевском районе у шлюза № 13 Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, открыт в 1953 в ознаменование соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов, замкнувших кольцо окружения сталинградской группировки врага. Многофигурная 16-метровая композиция отображает встречу воинов двух фронтов. Авторы — скульптор Е. Вучетич, архитекторы Л. Поляков, Л. Дятлов.
— Героическим защитникам Тулы, открыт в 1968 на площади Победы в Туле. На невысоком постаменте установлена 4-метровая скульптурная группа. Плечом к плечу с автоматами в руках стоят советский солдат и ополченец, олицетворяя единство армии и народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Монументальные фигуры памятника сливаются в едином ансамбле в виде трех штыков высотой 51, 41 и 31 м — символом непобедимости советского оружия. У основания обелиска горит Вечный огонь. Авторы — скульптор Б. Дюжев, архитекторы Н. Миловидов, Г. Саевич.
— Защитникам Москвы, открыт в 1974 на 40-м километре по Ленинградскому шоссе у въезда в Зеленоград. Бетонный обелиск — три огромных сомкнутых штыка — символизирует стойкость соединений трех родов войск — стрелковых, танковых, кавалерийских, одержавших победу под Москвой. У подножия кургана братская могила воинов. С этого рубежа начался разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Отсюда взят прах Неизвестного солдата и предан земле у стен Кремля. Авторы — архитекторы И. Покровский, Ю. Свердловский, скульпторы А. Штейман и Е. Штейман-Деревянко.
— Украина — освободител я м, открыт в 1972 в поселке Меловое, на границе Ворошиловградской и Ростовской областей. В бронзе застыли солдат-освободитель и женщина-труженица. На постаменте надпись: «Украина — освободителям». В нескольких шагах от памятника братская могила. Тут же горит Вечный огонь. Внутри монумента разместился музей боевой славы. Авторы — скульпторы В. Мухин, В. Федченко, И. Овчаренко, И. Чумак, архитекторы Г. Головченко, А. Егоров, И. Минько.
— Соединение фронтов, в Калачевском районе у шлюза № 13 Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, открыт в 1953 в ознаменование соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов, замкнувших кольцо окружения сталинградской группировки врага. Многофигурная 16-метровая композиция отображает встречу воинов двух фронтов. Авторы — скульптор Е. Вучетич, архитекторы Л. Поляков, Л. Дятлов.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.