Моны

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Моны
русский посол. Участвовал в заключении мирного договора с Византией в 945 г. На переговорах представлял интересы купцов.
ПВЛ: 35,231; Татищев: 41.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Моны
талаин, - народ на юге Мьянмы и на юго-западе Таиланда. Численность 820 тыс. чел. (1992). Язык относится к мон-кхмерской семье языков, имеется письменность, восходящая к 6 в. н.э. По религии – буддисты южного толка. Основное занятие – поливное рисосеяние, развиты ремесла. См. Таиландцы, Пра-Потом.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Мона
в эпоху античности назв. о. Мэн (позднее Монапия) в Ирландском м., но в первую очередь назв. о. Англси у сев.-зап. побережья Уэльса. Населявшие его кельты под руководством своих жрецов-друидов оказали ожесточ. сопротивление вторгшимся римлянам; рим. войска высаживались на М. под командованием Светония Паулина (61 н. э.) и Агриколы (видимо, 77 н. э.).

Источник: Словарь античности. 1989

МОНА
   • Mona,
         ????, по одним — нынешний остров Мэн, лежащий между Великобританией и Ирландией, по другим — Энглесси. Вероятнее всего то, что оба острова носили это имя; у Цезаря (Caes. b. g. 5. 13) говорится о первом, у Тацита (Tac. Agr. 14. 15. 18 и Tac. ann. 15. 29) ясно, что говорится о втором, который был населен храбрым народом и был известен по совершавшимся на нем человеческим жертвоприношениям и как местопребывание друидов.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Моны
Моны (Mons), народ на Ю. Бирмы, родственный кхмерам. В далекие времена поселились в дельте р. Иравади, переняли инд. письменность, приняли буддизм (тхераваду), принесенный проповедниками из Юж. Индии и Цейлона. К 825 г. М. прочно укрепились в Нижней Бирме и основали г. Пегу. В 11 в. их завоевало гос-во Паган, а затем (1539) — гос-во Таунгу. В 1752 г. обрели независимость, но в 1757 г. оказались под властью Алаунпаи, основателя династии Конбаун. Мн. М. погибли, др. бежали в Сиам.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

МОНЫ
талаин, - народность, живущая в Нижней Бирме (400 тыс. чел.) и на Ю.-З. Таиланда (85 тыс. чел., 1961). Монский язык относится к мон-кхмерской семье языков. Письменность М. происходит от инд. письма пали; первые надписи восходят к 6 веку. По религии М. - буддисты. М. - один из древнейших народов Индокитая, создатель ранних гос-в, известных с 5 в. С конца 1-го тыс. в страну М. проникают с С. бирманцы, к-рые в сер. 18 в. уничтожили гос-во М., но М. оказали большое культурное влияние на бирманцев. В наст. время быт М. почти ничем не отличается от быта бирманцев, они ассимилируются последними и каренами. У М. наблюдается стремление к развитию своего языка и культуры.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОНЬЕ
Monnier), Филипп (2.XI.1864 - 21.VII.1911) - франц. историк. Гл. соч. М. - "Опыт лит. истории Италии XV в. Кваттроченто" ("Le Quattrocento. Essai sur l´histoire litt?raire du XV si?cle italien", t. 1-2, P., 1901; в рус. пер. - СПБ, 1904) - основано на изучении многочисл. источников, в первую очередь произв. гуманистов. М. рассматривает Возрождение как "один из самых важных моментов в истории человеческого духа", как эпоху, переходную от средневековья к новому времени. М. отмечает характерный для культуры Кваттроченто (итал. назв. 15 в. - периода расцвета в Италии культуры раннего Возрождения) разрыв со ср.-век. традицией, рост индивидуализма, упадок влияния католич. церкви и христ. религии. Эти явления он связывает с изменением политич. структуры итал. общества, оставляя, однако, без внимания социально-экономич. предпосылки Возрождения.

А. X. Горфункель. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОНО
Monod), Габриель (7.III.1844 - 10.IV.1912) - франц. историк-медиевист. Занимался в Геттингене в семинариях Г. Вайца. С 1868 преподавал, а затем стал директором Практич. школы высших знаний, куда перенес распространенный в нем. ун-тах метод семинарских занятий историков. М. положил начало подготовке во Франции высококвалифицированных источниковедов, архивистов. С 1880 М. - проф. Высш. нормальной школы. В 1876 основал и стал гл. ред. журн. "Revue historique", программой к-рого декларировал нейтральность ист. науки по отношению к совр. политике, порвав тем самым с традициями франц. бурж. историографии. Сам же занимался активной политич. деятельностью: читал лекции в нар. ун-тах, чтобы "сблизить народ с буржуазией", боролся против клерикально-монархич. реакции, создавшей дело Дрейфуса. Примыкая к либеральному позитивизму, М. считал, что предметом изучения истории должны быть "великие и медленные движения экономич. условий и социальных учреждений", т. е. ист. процессы (а не единичные явления), к-рые дают возможность выявить ист. закономерности. Свои исследования М. посвятил в осн. вопросам источниковедения (эпохи Меровингов и Каролингов) и историографии. Известность ему принесла "Библиография истории Франции" ("Bibliographie de l´histoire de France", P., 1888), ныне устаревшая.

M. был женат на дочери Герцена.

Соч.: Etudes critiques sur les sources de l´histoire m?rovingienne, v. 1-2, P., 1872-85; Etudes critiques sur les sources de l´histoire carolingienne, P., 1898; Les origines de l´historiographie а Paris, P., 1877; Jules Michelet, P., 1875; La vie et la pens?e de Jules Michelet, v. 1-2, P., 1923.

Лит.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 313-14; Delatour, Noticesur G. Monod, S?ances et travaux Ac. d. sc, 1915, t. 83, p. 577-626; Quack G., G. Monod, В., 1931.

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОНЕ
monet) Клод Оскар (1840, Париж – 1926, Живерни, Франция), французский художник, представитель импрессионизма. Родился в семье бакалейщика. Когда Моне было шесть лет, его семья переехала в Гавр, где произошла встреча будущего художника с Э. Буденом. Метод работы Будена, писавшего пейзажи на пленэре, оказал на Моне огромное влияние. Он продолжил обучение в Париже в Академии Сюиса (1859–60) и в мастерской Ш. Глейра (1862–63).
Испытав воздействие пейзажной живописи Й. Б. Йонкинда, К. Коро, мастеров барбизонской школы и стремясь развить их достижения, Моне писал широкими, крупными мазками, фиксируя пятна солнечного света на траве или блики на водной глади («Завтрак на траве», 1866; «Лягушатник», 1869). Вскоре он встретил в Париже своих единомышленников, будущих импрессионистов (О. Ренуара, К. Писарро, А. Сислея, Ф. Базиля и др.). Именно картина Моне, показанная на их первой совместной выставке (1874), «Впечатление. Восход солнца» (1872; см. илл. на с. 212) дала имя новому направлению. Название картины соответствовало творческим устремлениям Моне, который хотел отобразить впечатление от увиденного предмета или уголка природы во всей его свежести и непосредственности. Манера письма художника становится все более беглой, легкой и трепетной. Красочная гамма высветляется, из нее исчезает черный цвет, тени становятся цветными. Густые мелкие красочные мазки, их направление, размер, форма создают выразительнуюфактуру картины. Это стало результатом работы на пленэре, где отныне художник писал не только этюды, но и законченные произведения. Пейзаж стал призванием Моне, создавшего множество поэтических образов природы («Поле маков», 1873 г.). Его увлекала и жизнь города («Бульвар капуцинок в Париже», 1873). Как и другие импрессионисты, Моне умел найти красоту в будничном мотиве («Вокзал Сен-Лазар», 1877). Смело «кадрируя» композицию, он создавал эффект продолжения изображенного пространства за пределами холста, внушая зрителю ощущение, что показанный им уголок – лишь часть огромного мироздания. Отображая изменчивую жизнь природы, сложные эффекты освещения, взаимодействие света и цвета в разное время дня и года, он начал писать серии картин («Стога сена», 1890–91; «Тополя», 1891; «Руанский собор», 1893–95, и др.). Его увлекали задачи воссоздания беспокойной морской стихии и эффектов тумана («Скалы в Бель – Иль», «Скалы в Этрета»; обе – 1886; «Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1904). Помимо пейзажей Моне писал натюрморты («Ваза с цветами», 1880; «Лепешки», 1882) и портреты («Портрет сына Жана», 1880).
Всегда интересуясь современной художественной жизнью, высоко оценивая искусство других мастеров, художник до последних дней оставался верен принципам импрессионизма. Однако его манера в конце жизни изменилась в сторону большей декоративности и плоскостности (серия панно «Кувшинки»).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Моне
, Клод (Monet, Claude) 1840, Париж — 1928, Живерни. Французский живописец, основоположник импрессионизма. Художественная одаренность Моне проявилась рано: еще учась в коллеже в Гавре, получил известность своими карикатурами. В 1858 встречается с Буденом, который убедил его в необходимости работы под открытым небом. В 1859 уезжает в Париж с твердым намерением стать художником. В Салоне его привлекают пейзажи Добиньи, Коро, Т. Руссо. Он посещает студию Сюиса, некоторое время учится у известного художника академической ориентации М. Глейра (1862). Сближается с молодыми живописцами Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем и др., которые, как и Моне, ищут новые пути в искусстве. Иметь друзей-единомышленников было большой удачей: взаимная поддержка, возможность показать друг другу работы, советоваться укрепляли их веру в свои силы, открытия одного делались достоянием других. Так родилась новая живописная система, получившая в истории искусства название "импрессионизм". Суть их реформы заключалась в том, что они писали под открытым небом — на пленэре — не только этюды (это делали художники и прежде), но и всю картину. Работая на натуре, они убеждались, что окраска предметов постоянно меняется в зависимости от изменения освещения, состояния атмосферы, от соседства других предметов, отбрасывающих цветные рефлексы, и стремились запечатлеть на холсте эти мгновенные перемены. В 1865 Моне задумал большую картину "в духе Мане, но на пленэре". Это был Завтрак на траве (1866, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Солнечный свет, световые блики, игра света и тени на лицах столь же важны здесь, как и изображения людей. Солнечный свет пронизывает, затопляет своим сиянием модель в картине Дама в саду (ок. 1865, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), именно это сияние света — главная тема картины. Художник обнаруживает, что тени не серые или коричневые, а цветоокрашенные, что белый цвет платья включает богатейшую шкалу оттенков — голубого, зеленоватого, розового, охры; столь же многоцветен зеленый цвет травы, листвы деревьев. Пытаясь уловить вечно меняющийся облик природы, передать свежесть и непосредственность впечатления, Моне отказывается от привычных приемов классического пейзажа — кулис, разделения пространства на планы и т. п. (Впечатление. Восход солнца, 1872, Париж, музей Мармоттан). Выставленная в ателье фотографа Надара в 1874 (вместе с работами Сезанна, Сислея, Дега, Писсарро, Ренуара и др.) картина дала название всему направлению с легкой руки критика Леруа (от l’impression — впечатление, франц.). Работая на пленэре, импрессионисты видели, как преображается облик природы, предметов при утреннем свете или в сумерках, в ясный или пасмурный день, в зависимости от времени года. Моне обращается к одному и тому же мотиву в разное время дня, создавая серии Стога сена (ок. 1886); Руанский собор (ок. 1894) — отдельные картины серии хранятся в музеях Франции, России и др. В его картинах запечатлено не остановившееся "прекрасное мгновение", а длящееся. Моне пишет раздельными мазками, используя чистые краски, не смешивая их на палитре, — нужный тон составляется уже в восприятии зрителя. Так, для листвы деревьев, травы используются наряду с зеленым синий и желтый, дающие на расстоянии нужный оттенок зелени. Такой метод придавал живописи импрессионистов особую чистоту и свежесть цвета, до сих пор многие их работы кажутся написанными совсем недавно. Раздельно положенные мазки формировали рельефную, словно вибрирующую поверхность, подчеркивая ощущение "подвижности", трепета жизни. Мир живописи наполнился дыханием природы, и человек влился в это единство как неотъемлемая частица вечноизменчивого целого. В течение ряда лет (1874—1886) было организовано 8 выставок импрессионистов, затем группа распалась. Публика и большинство критиков воспринимали новое искусство враждебно. Не давая себе труда отойти от картины на некоторое расстояние, живопись Моне называли "мазней". Многие из импрессионистов жили в жесточайшей нужде, их холсты не покупали, и подчас Моне не мог закончить работу, т. к. не было денег на краски. Импрессионистов упрекали в отсутствии сюжета (в привычном понимании). Они действительно, как правило, не писали картины на исторические или мифологические темы, зато они обратили внимание человека на красоту окружающего мира, их искусство способствовало обострению живописного восприятия, они "воспитывали" глаз зрителя, приучая его различать тончайшие нюансы и оттенки цвета. Понадобились десятилетия, чтобы живопись импрессионистов была оценена по заслугам: к кон. XIX в. и особенно в XX в. их полотна начали приобретать крупнейшие музеи и частные коллекционеры. Произведения: Вокзал Сен-Лазар (1876—1877, Лондон, Институт Курто), Луга в Живерни (1888), Поле маков (1880-е, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Скалы в Этрета (1886), Руанский собор в полдень (1894), Руанский собор вечером (1892—1894, все — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Нимфеи (1914—1923, серия декоративных панно, хранящихся в Париже в музее Орсе, Музее Мармоттан и др.).
Лит.: Рейтерсверд О. Клод Моне. М., 1965; Георгиевская Е. Б. Клод Моне. М., 1968; Богемская К. Г. Клод Моне. М., 1984; Кулаков В. А. Клод Моне. М., 1989; Клод Моне: Картины из музеев Советского Союза: Альбом / Авт. вступ. ст. Н. Н. Калитина. Л., 1990; Кулаков В. А. Клод Моне. М., 2003; Wildenstein D. Claude Monet. Biographie et Catalogue raisonne. Lausanne; Paris, 1974—1979. Vol. 1—3; Forge A. Monet. Chicago, 1995.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006