Монюшко, Станислав

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Монюшко, Станислав

(Moniuszko) — выдающийся польский композитор, род. 5 мая 1819 в дер. Убели (Минской губ.), в имении отца-помещика, ум. 4 апреля 1872 в Варшаве. Уже в детстве М. имел возможность близко познакомиться с народной польской и литовской музыкой; музык. образование получил он сначала у матери, затем в Варшаве у Фрейера и в 1837—39 в Берлине у Рунгенгагена (композиция). В 1840 М. женился и, ввиду стесненных обстоятельств отца, вынужден был поселиться в Вильне, в качестве органиста костела св. Яна и частного учителя музыки. Здесь М. прожил 18 лет, не теряя бодрости духа и создавая одно сочинения за другим, несмотря на то что творчество его находило мало признания в местном обществе, музыкальный уровень которого был очень невысок (в Вильне не было даже постоянного оркестра). В 1847 М. отправился в Варшаву, в надежде поставить там одну из написанных им опер, но тщетно. В 1849 он дал два концерта в СПб.; концерты эти встречены были весьма сочувственно публикой (в том числе Глинкой и Даргомыжским) и не остались без влияния на позднейшую судьбу М. В 1858 М. удалось, наконец, добиться постановки в Варшаве "Гальки" (двенадцать лет пролежавшей в его портфеле), после чего он приглашен был туда оперным дирижером (1858). Вскоре М. сделался также профессором гармонии в варшавском музык. институте; эти две должности он занимал до смерти, продолжая в то же время свою творческую деятельность. Сочинения М. относятся преимущественно к области вокальной музыки; он нередко пользуется для своих сочинений польскими и литовскими, а иногда и малороссийскими народными песнями. Музыка его не всегда отличается силой и широким развитием основных мыслей, но она привлекает теплотой, ясностью формы и изяществом отделки. После Шопена М. является, несомненно. крупнейшим из польских композиторов; лучшие оперы его и в настоящее время не сходят с польских оперных сцен, "Галька" же пользуется большой популярностью и на русских сценах. Произведения М.: А. Для сцены. Оперы: "Лотерея" "Новый Дон-Кихот", "Идеал", "Бетти", "Цыгане", "Галька" (1846—48), "Графиня", "Verbum nobile", "Рокичана", "Замок привидений" ("Straszny Dwór"), "Явнута", "Пария", "Flis", "Веата" (1872) и др. (в том числе и оперетты), всего 22 №№; кроме того, 3 балета. В. Кантаты: "Krumine", "Madonna", "Milda" (СПб. 1849), "Nijola", "Pani Twardowska", "Widma", "Элегия"; "8 крымских сонетов" (хор с орк.). С. Духовная музыка: 5 месс, 4 литании ("Остробрамская"), 2 реквиема и др. (всего 37 вещей); D. Музыка к шести драмам ("Гамлет", "Виндзорские кумушки"), и двум мелодрамам; Е. Пьесы для оркестра (7); F. Мелкие пьесы для фп., пения (более 80 романсов) и др. G. Учебник гармонии ("Pamiętmk do nauki harmonii"). Биография М. написана Д. Валицким (1873, по польски). При варшавском музык. об-ве образована "Секция имени М.", издавшая уже целый ряд оркестровых пьес, опер и других сочинений М.


[Новая биография его издана В. Вильчинским (СПб., 1900, в серии "Życiorysy sławnych polaków"); См. также статью Г. Пахульского о М. в книге "Биографии композиторов" (Москва, 1904).]


{Риман}





Монюшко, Станислав


знаменит. польский композитор, род. 1819 г., † 1872 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МОНЮШКО Станислав
(5 V 1819, Убель, близ Минска - 4 VI 1872, Варшава)
Выдающийся польский композитор С. Монюшко - создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.
В 8 лет Моиюшко отправился в Варшаву - начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.
Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных «Песен нашего костела»), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников - русский композитор Ц. Кюи, один из участников «Могучей кучки». Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.
Высшее достижение творчества Монюшко - опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.
В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко - профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников - композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.
Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами - он был другом М. Глияки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, - с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме «Гальки», к лучшим его произведениям относится «Зачарованный замок» («Страшный двор» - 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере («Явнута, Сплавщик леса»), к балету (в т. ч. «Монте-Кристо»), оперетте, музыке к театральным постановкам («Гамлет» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты («Мильда, Ниола»). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: «Призраки» (по драматической поэме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 «Остробрамские литании»), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры «Сказка, Каин» и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес «Безделушки».
Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники - «Домашние песенники». Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной «общительности» его музыки. /К. Зенкин/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Станислав Монюшко и русская музыкальная культура

Уварова И. В.