МОПАССАН

Найдено 1 определение
МОПАССАН
Maupas-sant) Ги де (полное имя – Анри Рене Альбер Ги; 1850, замок Миромениль, близ Трувиля-сюр-Арк, департамент Нижняя Сена – 1893, Париж), французский писатель. Его отец, обедневший дворянин, служил биржевым маклером; мать происходила из культурной буржуазной семьи. Развод родителей стал для Мопассана тяжелой травмой, «отцовскую фигуру» защитника и наставника он обрел в лице Г. Флобера. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем окончил лицей в Руане, в 1870 г. поступил на юридический ф-т университета в Кане, но с началом Франко-прусской войны был призван в армию. После войны служил в Морском министерстве и в Министерстве просвещения. Литературные способности проявил еще в школьном возрасте. Во второй пол. 1870-х гг. публикует газетные очерки «Гюстав Флобер», «Бальзак и его письма» и др. Своему литературному наставнику Флоберу посвятил первую книгу «Стихотворения» (1880). Флобер познакомил Мопассана с писателями-натуралистами: братьями Гонкурами, Э. Золя, А. Доде, И. Тэном, Ж.-К. Гюисмансом, а также с И. С. Тургеневым. Золя приглашает Мопассана принять участие в сборнике «Меданские вечера» (1880), опубликованный там рассказ «Пышка» принес писателю известность. С 1880 г. Мопассан начинает активную литературную деятельность: в течение 11 лет публикует 16 сборников новелл, 3 книги путевых очерков, газетные и журнальные статьи. Мопассан остро ощущал убожество и пошлость буржуа, но, как и Флобер, был «прикован к буржуазному сюжету». Неестественности и бездуховности, ханжеской морали он стремился противопоставить красоту истинной страсти, правду естественных чувств, гармонию с природой. Вместе с тем ему как писателю-натуралисту свойственны пессимизм и фатализм; он убежден в предопределенности судьбы человека его физиологией, наследственностью, средой (социальным происхождением, окружением, воспитанием). Мопассан остро переживает царящее в мире неблагополучие, что выражается в непреодолимом одиночестве человека, в его бессилии перед страстями, случаем, старостью, болезнью, смертью. Все это накладывает на творчество писателя печать трагизма.
Новеллы Мопассана разнообразны по тематике и жанру: история жизни, воспоминание, путевые заметки, письмо, бытовая сценка, уличное происшествие, размышление, диалог и т. д. Писатель выводит целую галерею современных типов, буржуа-обывателей: сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883). Любовь к природе родной Нормандии звучит в сборниках «Рассказы вальдшнепа» (1883), «Лунный свет» (1884). Утверждение могущества и красоты земной любви в новеллах «Лунный свет», «Счастье», «Любовь» соседствуют с горькими рассказами о превращении любви в товар, грязную забаву или средство обмана: «Иветта» (1885), «Господин Паран» (1886).
Важное место во французской прозе заняли романы Мопассана. В романе «Жизнь» (1883) печальная судьба Жанны, чистой, нежной, любящей женщины, – неизбежное следствие ее беззащитности перед реальностью, перед развращенностью и практицизмом окружающих ее людей. В романе «Милый друг» (1885) история бессовестного карьериста и циничного героя-любовника Жоржа Дюруа вырастает в обличение политических кругов, прессы и бомонда Третьей империи. В романе «Монт-Ориоль» (1886) сатирически описывается коммерческий ажиотаж, возникший в маленьком городке в связи с открытием целебного источника. Роман «Пьер и Жан» (1887–88) – психологический этюд о разрушительной силе зависти и эгоизма. В романе «Наше сердце» (1890) в центре внимания – законы человеческой природы, таинственная связь жизни и небытия. Роман «Сильна как смерть» (1889) – рассказ о страданиях художника, вызванных страхом старости и приближающейся смерти. Нараставшее у Мопассана ощущение ужаса и отчаяния, его болезненный интерес к иррациональным глубинам человеческой души отразились в поздних новеллах «Муарон», «Денщик», «Усыпительница», «Вечер», «Орля», «Кто знает?» и др. В 1891 г. творческий путь писателя трагически оборвала психическая болезнь.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
280.77 кб

Ги де Мопассан философ? Пер. С фр. М. Н. Бочаровой

Салем Жан
Читать PDF
169.50 кб

Чехов и мопассан о «Маленьком человеке»

Соколовская Ж. В.
Читать PDF
125.51 кб

И. Бунин и Ги де Мопассан: к вопросу о типологии творчества

Галай Карина Назировна
В статье обобщаются процессы активизация литературоведческой компаративистики в России в 70-е гг. ХХ в.
Читать PDF
314.29 кб

Ги де Мопассан и Артур шницлер: особенности психологизма

Коршунова Л. Ю.
Статья посвящена типологическому сходству австрийского писателя А. Шницлера и французского прозаика Г. де Мопассана. Исследуются общие и оригинальные мировоззренческие, жанровые и стилевые особенности писателей.
Читать PDF
277.94 кб

Флобер и Тургенев литературные учителя Мопассана

Белова Н. М.
В статье рассматривается характер влияния творчества Флобера и Тургенева на тематику, сюжеты, характер психологизма романов и новелл Мопассана в контексте взглядов всех трех писателей на современный роман.
Читать PDF
287.43 кб

"Метис, рожденный от Сюнсуй и Мопассана": восток и Запад в творчестве и жизни Нагаи Кафу

Санина К. Г.
Nagai Kafu was one of the giants of modern Japanese literature. He was one of those, who brought the example of European literature to Japanese prose and poetry.
Читать PDF
98.37 кб

Художественный мир романа «Милый друг» Ги де Мопассана в контексте профессиональных качеств журналис

Анненкова Наталья Александровна, Толкачев Д. В.
В статье рассматриваются профессиональные качества героя романа Ги де Мопассана «Милый друг», характерно иллюстрирующие облик современного журналиста.
Читать PDF
1.18 мб

«Орля» Ги де Мопассана и «Черный монах» А. П. Чехова в свете готической традиции

Дороженко Лада Викторовна
Данная статья представляет собой сравнительный анализ новеллы Ги де Мопассана «Орля» и повести А.П. Чехова «Черный монах» с целью выявления в указанных текстах трансформированных инвариантных структур готического романа.
Читать PDF
467.42 кб

Экспериментальная фантастика Тургенева и Мопассана

Золотарев И.Л.
Статья посвящена фантастическому направлению в реализме, а именно реалистической фантастике в русской и французской литературе Х1Х века.
Читать PDF
348.63 кб

Эстетические аспекты экфрасиса в новелле Ги де Мопассана "un portrait" ("портрет")

Карпухина Т.П.
Объектом изучения статьи является экфрасис – словесное описание предмета искусства в литературном произведении, рассмотренное на материале исследования новеллы Ги де Мопассана «Un portrait».

Найдено книг по теме — 2

Похожие термины:

  • Ги де Мопассан

    1850–1893) «Если бы Флоберу или Золя, свидетелям молодости Мопассана, сказали, что его книга будет когда-нибудь названа среди лучших романов того времени о любви, они бы посмеялись над этим… кто более,