МОРДВА
Мордва
иран. mard - мужчина) народ Российской Федерации (1073 тыс. чел.), в т.ч. в Мордовской респ. - 313 тыс. чел., Оренб. обл. 69 тыс., Челяб. обл. - 27 тыс., Свердл. - 15 тыс., Башк. - 32 тыс. Проживают также в странах СНГ (Казахстан, Украина, Узбекистан). Антропологический облик М. сложился в результате смешения разл. типов преим. европеоидной расы. В составе М. выделяются два субэтноса (эрзя, мокша). Мордовские яз. (эрзянский и мокшанский) относятся к финно-угорской группе ур. языковой семьи. Наиб. ранний письменный источник, в к-ром упоминается М. (Morden s), - соч. Иордана "Гетика" VI в. н.э., а ее страна (Mordia) впервые названа в соч. Константина Порфирогена "Об управлении государством". В древнерус. источниках М. и "Мордовская земля" изв. с XI-XIII вв. Верующие М. в осн. православные. Лит.: Вопросы этнической истории мор-довского народа. М., 1960; Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989. Мокшин Н.Ф.
МОРДВА
, народ финно-угорской группы, коренное население Поволжья. Состоит из двух субэтносов (самоназвания — эрзя и мокша), имеющих свои языки. Эрзянский и мокшанский языки относятся к волжско-финнской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Процесс формирования древнемордовского этноса наметился в нач. 2 тыс. н.э. Историческая территория мордвы (Волго-Окско-Сурское междуречье) совпадает с территорией основного современного расселения народа, вошла в состав Русского государства в ХVI в. Процесс консолидации этноса завершился в советское время. В 1928 г. был создан Мордовский округ, который в 1930 г. был преобразован в автономную область. В 2002 г. в России проживало 843 350 мордвы. Из них 283 861 —в Мордовии, 86 000 — в Самарской обл., 70 739 — в Пензенской, 50 229 — в Ульяновской, 32 702 — в Татарстане, 26 020 — в Башкортостане. На территории Прикамья компактных ареалов расселения мордвы не сложилось. По переписи 1897 г., на территории Перм. губ. проживало 65 человек, считавших мордовский язык родным. В 2002 г. в Перм. обл. насчитывалось более 2,5 тыс. человек. История и культура мордовского этноса, проживающего на территории Перм. края, специально не исследовались. В общественной жизни региона мордва также себя в настоящее время не проявляет, не создано и общественных организаций этого народа в Прикамье.
Лит.:Девяткина, Т.П. Мифология мордвы. М., 1998; Мокшин, Н.Ф. Мордва // Народы России: энцикл. М., 1994. С. 232—237; Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
Т.Г. Голева
Лит.:Девяткина, Т.П. Мифология мордвы. М., 1998; Мокшин, Н.Ф. Мордва // Народы России: энцикл. М., 1994. С. 232—237; Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
Т.Г. Голева
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
Мордва
мордовцы, - народ, коренное население Мордовии (313 тыс. чел.). Численность в Российской Федерации 1,073 млн. чел. Общая численность 1,15 млн. чел. (1992). Мордва делится на 2 основные группы: эрзя и мокша. Каждая группа сохраняет свое самоназвание, некоторые особенности в материальной культуре, народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков. Почти все мордовское население говорит и по-русски. Среди мордвы выделяются еще 2 этнографические группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли русский язык и в настоящее время полностью слились с русским населением. Вторые живут в 3 селах на правом берегу Волги в Татарстане, говорят на русском и татарском языках. Верующие – православные. Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги. Изучение древних поселений и могильников мордвы дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами городецкой культуры (7 в. до н.э. – 5 в. н.э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т.п. В 7 – 12 в.в. у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время. С развитием феодальных отношений началась постепенная консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность. См. Россияне, Каратаи, Мещера, Мурома.
МОРДВА
народ, составляющий коренное население Мордовской АССР; кроме того, значит. группы М. живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской обл., в Тат. и Башк. АССР, в Сибири, Ср. Азии и на Д. Востоке. Общая числ. -1285,1 т. ч. (1959). Морд. народ делится па две осн. группы: М.-эрзю и М.-мокшу. Каждая группа сохраняет до наст. времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежда, жилище), нар. творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую мордовскую группу финно-угорских языков и являются лит. языками, на к-рых издаются (письменность создана в сов. время) науч. и художеств. лит-ра, газеты и журналы, ведется обучение в нач. классах школы. Почти все морд. население говорит и по-русски. В городах, на произ-ве, в уч. заведениях эрзя и мокша общаются па рус. яз. Среди М. выделяются еще две более мелкие этнографич. группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли рус. язык и в наст. время полностью слились с рус. населением. Вторые живут в трех селах на правом берегу Волги на терр. Тат. АССР. Говорят на рус. и тат. языках. Верующие М. - православные. Впервые М. под назв. "морденс" упоминается у готского историка Иордана (6 в.). В соч. Константина Багрянородного (10 в.) называется страна "Мордия". Назв. "М." встречается уже в Начальной летописи (11 в.), а в дальнейшем не сходит со страниц рус. летописных сводов. Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность М. в басс. рек Оки и Ср. Волги. Изучение древних поселений и могильников М. дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами эпохи бронзы и городецкой культуры (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 9-12 вв. у М. происходит процесс распада родовой общины, на смену к-рой с развитием пашенного земледелия приходит сел. община. Однако патриархально-родовые пережитки еще долго продолжали сохранять свою силу. С развитием (с 10 в.) феод. отношений начинается постепенная консолидация морд. племен в народность. На ее формирование оказали влияние слав. племена, а затем др.-рус. народность. В сов. время (1930) морд. народ получил автономию, сложилась морд. социалистич. нация. Выросла нац. интеллигенция. Широкое развитие получили традиц. нар. иск-ва (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (ист. песни, лирика, творчество сказительниц). См. Мордовская АССР. Лит.: Очерки истории Мордовской АССР, т. 1, Саранск, 1955; Вопросы этнич. истории морд. народа, М., 1960; Исследования по материальной культуре морд. народа, М., 1963; Народы Европ. части СССР, т. 2, М., 1965; Науч. сессия по этногенезу мордовского народа (Тезисы), Саранск, 1964. В. Н. Белицер. Москва.
МОРДВА
самая многочисл. общность среди представителей финно- угорской группы уральской языковой семьи на терр. России. Числ. мордвы в Пенз. обл. (1989) 86370 чел. (5,7% от общей числ. нас. области). Наиб. компактно она расселена в Шемыш. р-не (67% от числ. нас. р-на), в Сосновобор. (40%), Камешк. (33%), Никольск. (16%), Лопат. (16%)), Беков. (14%), Белинск. (13%) и М.-Серд. (13%) р-нах. Удельный вес М. в нац. составе нас. области снижается (миграция за пределы края и частичная ассимиляция). (Общее кол-во с 1979 по 1989 сократилось на 10 тыс. чел.). Осн. масса морд. населения проживает в сел. местности. Термин «М.» («mоrdens») является иноназванием народа. Впервые встречается в соч. готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов» (6 в. н. э.). Основа этого этнонима, возможно, происходит из иранских языков (новоперсидское mard – мужчина; древнеперсидское martiya – мужчина, человек). Служит общим наименованием для всего народа, к-рый делится на две осн. группы: М.-мокшу и М.-эрзю. При этнолингвистич. и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре. Формирование М.-мокши – коренного нас. Пенз. края происходило с 6–7 вв. н. э. на основе юж. группы древнеморд. племен. Важную роль в этом процессе сыграли тюркоязычные булгары, пришедшие в Среднее Поволжье из Приазовья в конце 7–8 вв. н. э. М. оседлый земледельч. народ. Селения окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках ок. полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались «тверди» – убежища от неприятеля. Морд. племена объединялись в крупные воен. союзы, что ускорялось противоборством Волж. Булгарии и др.-рус. княжеств. Одним из раннефеодальных объединений М. накануне монголо-тат. нашествия была «Пургасова волость» (земли М.-эрзи). Мокшанские земли находились в др. объединении во главе с Пурешем. Монголо-тат. нашествие затормозило консолидацию морд. племен. В сер. 14 в. М.-эрзя была оттеснена от берегов Оки и Волги в леса, морд. земли начинают включаться в состав Рус. гос-ва, особенно после падения Казанского ханства (1552), что имело большое значение для дальнейшего развития материальной и духовной культуры М. Вместе с тем усилился процесс колонизации морд. земель. Ок. городов, построенных на морд. землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникают десятки православных монастырей, занимающихся распространением христианства среди М. Значительно увеличиваются подати и поборы. Б. ч. мордвы переселяется в б. обеспеченные земельными и лесными угодьями р-ны (верховья рек Мокши и Суры). Осн. масса эрзянских переселенцев в Пенз. край была из заПенз. ч. Алатырского уезда. На новых местах М. селилась обычно отдельно от русских, татар и чувашей. В Пенз. обл. М.-мокша расселена в осн. в Мокш., Наровчат., Белинск. и Шемыш. р-нах, М.-эрзя – в Шемыш. р-не. В Городищ., Никольск., Пенз. и Сосновобор. р-нах находится значит. кол-во смешанных мокшано-эрзянских поселений, составляющих отд. группу мордвы, к-рая имеет ряд особенностей в нар. жен. костюме, фольклоре, обрядах и языке. В прошлом М. исповедовала ранние формы религ. воззрений: тотемические верования, различные магич. обряды, анимистические представления. Вся окружающая действительность подвергалась обожествлению. Древние мордовские теонимы двойные. Первая часть обозначала объект олицетворения, вторая – женщину, мать (Вирь-ава – покровительница леса, Ведь-ава – покровительница воды и т. д.). Обожествлялись также небесные и атмосферные явления. Из них особым почитанием пользовалось солнце. Во главе всех божеств становится б. сильный верховный бог – Шкай (мокш.), Нишке (эрз.). М. подвергалась насильств. крещению, особенно с сер. 18 в. К сер. 19 в. М. считалась христианизированной. Однако длительное время правосл. и языч. обряды сосуществовали. Территор. разобщенность М. привела к тому, что единый общеморд. язык начал развиваться на основе двух ведущих диалектов: появились различия в словарном составе, произношении, морфологии, синтаксисе. Постепенно из двух диалектов образовались два самостоят., но близкородств. языка. В пределах Морд. республики мокш. и эрз. языки являются лит. языками, на них издаются газеты, журналы и худож. лит-ра. Среди М. широко распространен рус. язык. В средних и высших учеб. заведениях, на произ-ве мокша и эрзя общаются в осн. на рус. языке (см. также: Двор мордовский; Жилище мордовское; Мифология мордвы; Мордовские языки; Одежда мордовская; Пища мордовская; Фольклор мордовский). Лит: Белицер В. Н. Мордва //Народы мира. Т. 2. М., 1964; Мордва: Историко-этнограф. очерки. Саранск, 1981; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. Пенз., 1992; Народы России. М., 1994; Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Лажечников И. Некоторые поверья мордвы / Публ. и предисл. О. Савина //Сура. 1997. № 2; Библиография по истории Мордовской АССР. Саранск, 1975. В. И. Первушкин.
Источник: Пензенская энциклопедия.