МОРДВА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мордва
иран. mard - мужчина)    народ Российской Федерации (1073 тыс. чел.), в т.ч. в Мордовской респ. - 313 тыс. чел., Оренб. обл. 69 тыс., Челяб. обл. - 27 тыс., Свердл. - 15 тыс., Башк. - 32 тыс. Проживают также в странах СНГ (Казахстан, Украина, Узбекистан). Антропологический облик М. сложился в результате смешения разл. типов преим. европеоидной расы. В составе М. выделяются два субэтноса (эрзя, мокша). Мордовские яз. (эрзянский и мокшанский) относятся к финно-угорской группе ур. языковой семьи. Наиб. ранний письменный источник, в к-ром упоминается М. (Morden s), - соч. Иордана "Гетика" VI в. н.э., а ее страна (Mordia) впервые названа в соч. Константина Порфирогена "Об управлении государством". В древнерус. источниках М. и "Мордовская земля" изв. с XI-XIII вв. Верующие М. в осн. православные.    Лит.: Вопросы этнической истории мор-довского народа. М., 1960; Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.    Мокшин Н.Ф.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

МОРДВА
, народ финно-угорской группы, коренное население Поволжья. Состоит из двух субэтносов (самоназвания — эрзя и мокша), имеющих свои языки. Эрзянский и мокшанский языки относятся к волжско-финнской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Процесс формирования древнемордовского этноса наметился в нач. 2 тыс. н.э. Историческая территория мордвы (Волго-Окско-Сурское междуречье) совпадает с территорией основного современного расселения народа, вошла в состав Русского государства в ХVI в. Процесс консолидации этноса завершился в советское время. В 1928 г. был создан Мордовский округ, который в 1930 г. был преобразован в автономную область. В 2002 г. в России проживало 843 350 мордвы. Из них 283 861 —в Мордовии, 86 000 — в Самарской обл., 70 739 — в Пензенской, 50 229 — в Ульяновской, 32 702 — в Татарстане, 26 020 — в Башкортостане. На территории Прикамья компактных ареалов расселения мордвы не сложилось. По переписи 1897 г., на территории Перм. губ. проживало 65 человек, считавших мордовский язык родным. В 2002 г. в Перм. обл. насчитывалось более 2,5 тыс. человек. История и культура мордовского этноса, проживающего на территории Перм. края, специально не исследовались. В общественной жизни региона мордва также себя в настоящее время не проявляет, не создано и общественных организаций этого народа в Прикамье.
Лит.:Девяткина, Т.П. Мифология мордвы. М., 1998; Мокшин, Н.Ф. Мордва // Народы России: энцикл. М., 1994. С. 232—237; Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
Т.Г. Голева

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Мордва
мордовцы, - народ, коренное население Мордовии (313 тыс. чел.). Численность в Российской Федерации 1,073 млн. чел. Общая численность 1,15 млн. чел. (1992). Мордва делится на 2 основные группы: эрзя и мокша. Каждая группа сохраняет свое самоназвание, некоторые особенности в материальной культуре, народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков. Почти все мордовское население говорит и по-русски. Среди мордвы выделяются еще 2 этнографические группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли русский язык и в настоящее время полностью слились с русским населением. Вторые живут в 3 селах на правом берегу Волги в Татарстане, говорят на русском и татарском языках. Верующие – православные. Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги. Изучение древних поселений и могильников мордвы дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами городецкой культуры (7 в. до н.э. – 5 в. н.э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т.п. В 7 – 12 в.в. у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время. С развитием феодальных отношений началась постепенная консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность. См. Россияне, Каратаи, Мещера, Мурома.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МОРДВА
народ, составляющий коренное население Мордовской АССР; кроме того, значит. группы М. живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской обл., в Тат. и Башк. АССР, в Сибири, Ср. Азии и на Д. Востоке. Общая числ. -1285,1 т. ч. (1959). Морд. народ делится па две осн. группы: М.-эрзю и М.-мокшу. Каждая группа сохраняет до наст. времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежда, жилище), нар. творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую мордовскую группу финно-угорских языков и являются лит. языками, на к-рых издаются (письменность создана в сов. время) науч. и художеств. лит-ра, газеты и журналы, ведется обучение в нач. классах школы. Почти все морд. население говорит и по-русски. В городах, на произ-ве, в уч. заведениях эрзя и мокша общаются па рус. яз. Среди М. выделяются еще две более мелкие этнографич. группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли рус. язык и в наст. время полностью слились с рус. населением. Вторые живут в трех селах на правом берегу Волги на терр. Тат. АССР. Говорят на рус. и тат. языках. Верующие М. - православные. Впервые М. под назв. "морденс" упоминается у готского историка Иордана (6 в.). В соч. Константина Багрянородного (10 в.) называется страна "Мордия". Назв. "М." встречается уже в Начальной летописи (11 в.), а в дальнейшем не сходит со страниц рус. летописных сводов. Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность М. в басс. рек Оки и Ср. Волги. Изучение древних поселений и могильников М. дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами эпохи бронзы и городецкой культуры (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 9-12 вв. у М. происходит процесс распада родовой общины, на смену к-рой с развитием пашенного земледелия приходит сел. община. Однако патриархально-родовые пережитки еще долго продолжали сохранять свою силу. С развитием (с 10 в.) феод. отношений начинается постепенная консолидация морд. племен в народность. На ее формирование оказали влияние слав. племена, а затем др.-рус. народность. В сов. время (1930) морд. народ получил автономию, сложилась морд. социалистич. нация. Выросла нац. интеллигенция. Широкое развитие получили традиц. нар. иск-ва (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (ист. песни, лирика, творчество сказительниц). См. Мордовская АССР.

Лит.: Очерки истории Мордовской АССР, т. 1, Саранск, 1955; Вопросы этнич. истории морд. народа, М., 1960; Исследования по материальной культуре морд. народа, М., 1963; Народы Европ. части СССР, т. 2, М., 1965; Науч. сессия по этногенезу мордовского народа (Тезисы), Саранск, 1964.

В. Н. Белицер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МОРДВА
самая многочисл. общность среди представителей финно- угорской группы уральской языковой семьи на терр. России. Числ. мордвы в Пенз. обл. (1989) 86370 чел. (5,7% от общей числ. нас. области). Наиб. компактно она расселена в Шемыш. р-не (67% от числ. нас. р-на), в Сосновобор. (40%), Камешк. (33%), Никольск. (16%), Лопат. (16%)), Беков. (14%), Белинск. (13%) и М.-Серд. (13%) р-нах. Удельный вес М. в нац. составе нас. области снижается (миграция за пределы края и частичная ассимиляция). (Общее кол-во с 1979 по 1989 сократилось на 10 тыс. чел.). Осн. масса морд. населения проживает в сел. местности. Термин «М.» («mоrdens») является иноназванием народа. Впервые встречается в соч. готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов» (6 в. н. э.). Основа этого этнонима, возможно, происходит из иранских языков (новоперсидское mard – мужчина; древнеперсидское martiya – мужчина, человек). Служит общим наименованием для всего народа, к-рый делится на две осн. группы: М.-мокшу и М.-эрзю. При этнолингвистич. и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре. Формирование М.-мокши – коренного нас. Пенз. края происходило с 6–7 вв. н. э. на основе юж. группы древнеморд. племен. Важную роль в этом процессе сыграли тюркоязычные булгары, пришедшие в Среднее Поволжье из Приазовья в конце 7–8 вв. н. э. М. оседлый земледельч. народ. Селения окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках ок. полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались «тверди» – убежища от неприятеля. Морд. племена объединялись в крупные воен. союзы, что ускорялось противоборством Волж. Булгарии и др.-рус. княжеств. Одним из раннефеодальных объединений М. накануне монголо-тат. нашествия была «Пургасова волость» (земли М.-эрзи). Мокшанские земли находились в др. объединении во главе с Пурешем. Монголо-тат. нашествие затормозило консолидацию морд. племен. В сер. 14 в. М.-эрзя была оттеснена от берегов Оки и Волги в леса, морд. земли начинают включаться в состав Рус. гос-ва, особенно после падения Казанского ханства (1552), что имело большое значение для дальнейшего развития материальной и духовной культуры М. Вместе с тем усилился процесс колонизации морд. земель. Ок. городов, построенных на морд. землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникают десятки православных монастырей, занимающихся распространением христианства среди М. Значительно увеличиваются подати и поборы. Б. ч. мордвы переселяется в б. обеспеченные земельными и лесными угодьями р-ны (верховья рек Мокши и Суры). Осн. масса эрзянских переселенцев в Пенз. край была из заПенз. ч. Алатырского уезда. На новых местах М. селилась обычно отдельно от русских, татар и чувашей. В Пенз. обл. М.-мокша расселена в осн. в Мокш., Наровчат., Белинск. и Шемыш. р-нах, М.-эрзя – в Шемыш. р-не. В Городищ., Никольск., Пенз. и Сосновобор. р-нах находится значит. кол-во смешанных мокшано-эрзянских поселений, составляющих отд. группу мордвы, к-рая имеет ряд особенностей в нар. жен. костюме, фольклоре, обрядах и языке. В прошлом М. исповедовала ранние формы религ. воззрений: тотемические верования, различные магич. обряды, анимистические представления. Вся окружающая действительность подвергалась обожествлению. Древние мордовские теонимы двойные. Первая часть обозначала объект олицетворения, вторая – женщину, мать (Вирь-ава – покровительница леса, Ведь-ава – покровительница воды и т. д.). Обожествлялись также небесные и атмосферные явления. Из них особым почитанием пользовалось солнце. Во главе всех божеств становится б. сильный верховный бог – Шкай (мокш.), Нишке (эрз.). М. подвергалась насильств. крещению, особенно с сер. 18 в. К сер. 19 в. М. считалась христианизированной. Однако длительное время правосл. и языч. обряды сосуществовали. Территор. разобщенность М. привела к тому, что единый общеморд. язык начал развиваться на основе двух ведущих диалектов: появились различия в словарном составе, произношении, морфологии, синтаксисе. Постепенно из двух диалектов образовались два самостоят., но близкородств. языка. В пределах Морд. республики мокш. и эрз. языки являются лит. языками, на них издаются газеты, журналы и худож. лит-ра. Среди М. широко распространен рус. язык. В средних и высших учеб. заведениях, на произ-ве мокша и эрзя общаются в осн. на рус. языке (см. также: Двор мордовский; Жилище мордовское; Мифология мордвы; Мордовские языки; Одежда мордовская; Пища мордовская; Фольклор мордовский). Лит: Белицер В. Н. Мордва //Народы мира. Т. 2. М., 1964; Мордва: Историко-этнограф. очерки. Саранск, 1981; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. Пенз., 1992; Народы России. М., 1994; Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Лажечников И. Некоторые поверья мордвы / Публ. и предисл. О. Савина //Сура. 1997. № 2; Библиография по истории Мордовской АССР. Саранск, 1975. В. И. Первушкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мордва Алтайского края: расселение и этническая идентичность

Овчарова Мария Александровна
На основе обобщения обширного свода полевых, архивных и документальных материалов автор рассматривает этапы расселения мордвы Алтайского края, этническое самосознание.
Читать PDF
0.00 байт

Мордва Центральной части России: некоторые теоретические и практические аспекты переселения (по резу

Аксенова Татьяна Викторовна, Акимова Зинаида Ивановна
В данной статье рассмотрены некоторые теоретические и практические вопросы переселения мордвы в Московскую и Владимирскую области.
Читать PDF
0.00 байт

Мордва-духоборцы Канады: вопросы истории, религиозного права, образования

Сушкова Ю. Н.
Статья содержит данные этнографического изучения мордвы-духоборцев Канады как части зарубежной диаспоры.
Читать PDF
0.00 байт

Мордва России: к истории вопроса, проблемы и полевые сведения

Никонова Людмила Ивановна, Щанкина Любовь Николаевна
Авторы обращаются к проблеме изучения расселения мордвы, ее исторических и этнографических аспектам, анализируют результаты экспедиций в регионы России.
Читать PDF
0.00 байт

«Мордва» — этническое имя или прозвище? (на перекрестке мнений)

Н. Ф. Мокшин, А- М. Шаронов, Д. В. Цыганкин
Читать PDF
0.00 байт

Дореволюционная мордва в оценках немарксистских историков Запада

В. А. Балашов, А. С. Лузгин
Читать PDF
0.00 байт

«Мордва-каратаи: язык и фольклор»

Г. Прекин
Читать PDF
0.00 байт

Мордва Алтайского края: этнодемографическая динамика ХХ в

Овчарова Мария Александровна
Доклад опирается на анализ материалов переписей в России конца XIX-XX вв. и данные текущей статистики.
Читать PDF
0.00 байт

Мордва в системе золотоордынской государственности

Бабинцев Роман Владимирович
Статья посвящена всестороннему рассмотрению истории мордовских племен в составе Золотой Орды, прежде всего, их территориального, административного и социально-экономического положения в рамках данного государственного образования.
Читать PDF
0.00 байт

Новая книга о Мордовском народе: рецензия на книгу: Федянович Т. П. Мордва. Этнографический альбом.

Мокшина Елена Николаевна
Читать PDF
133.97 кб

Мордва в общинах хлыстов

Мокшина Елена Николаевна
Статья рассказывает о функционировании хлыстовских общин на территории России в дореволюционное, а затем и советское время с акцентом на нахождение в них мордвы
Читать PDF
140.85 кб

Мордва в эпоху Великого переселения народов

Мясникова Олеся Васильевна
В статье говорится о влиянии на древнюю мордву народов эпохи Великого переселения на разных ее этапах.
Читать PDF
0.00 байт

Средневековая мордва по археологическим данным

Зеленеев Юрий Анатольевич, Зеленцова Ольга Викторовна
Этническая история мордвы начинается в начале нашей эры со слияния небольших родственных этнических групп. К VIII веку данные группы объединяются в два субэтноса – мокша и эрзя, сохранившихся до настоящего времени.
Читать PDF
516.93 кб

Марийцы, мордва, удмурты республики Башкортостан

Мурзабулатов Мухамет Валиахметович
Besides the Turkic-speaking and the Slavic peoples the population of Bashkortostan is represented by the Pinno-Ugric ones, i.e. the Maris, the Mordvinians and the Udmurts.
Читать PDF
4.47 мб

«Поэтический мордвин» в творчестве В. В. Берви-Флеровского

Мишанин Ю.А., Афроськина О.А.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Мордвилко, Ал-др Конст

    зоолог, прив.-доц. СПб. ун., р. 3 февр. 1867, в м. Столовичах, Новог, у., Минск. губ., с. псаломщика, старш. зоолог муз. Имп. акад. наук. {Венгеров}
  • Мордвилко Александр Константинович

    [3(15) февр. 1867 — 1938] — сов. зоолог. С 1911 работал в Зоологич. музее АН (с 1931 — Зоологич. ин-т АН СССР). Известен трудами по морфологии, анатомии, систематике и фаунистике тлей. Впервые дал обзоры фауны тле
  • Мордвин-Щодро, А. О

    делегирование Delegation/Delegierung. Delegation/Delegating 1) Группа лиц (делегируемые), которым доверено представительство или ведение переговоров. 2) Передача задач и компетенций другому лицу, другому органу или на
  • Мордвин

    псевд. Вл. А. Тихонова. {Венгеров}
  • Мордвинов, Ал-др А

    (State branch organs, Мамлекетттик тармактык башкаруу уюму) - органы государственного управления, осуществляющие управление в рамках одной сферы управления и руководящие соответствующими предприятиями,
  • Мордвинов, Н. А

    -ую, -ет (лат. delegare – направлять, посылать); совер. и несовер. (офиц.). 1. Кого (что). Послать (посылать) делегатом. 2. Что. Официально поручить, направить (-влять). Совет еще в прошлом году принял решение дел
  • Мордвинов, Ал-ей Петр

    врач, р. 17 мар. 1853. {Венгеров}
  • Мордвинов, Алексей

    Депут. Ком. Нов. Ул. (1767 г.). {Половцов}
  • Мордвинов, Алексей Семенович

    † 82 л., 13 авг. 1832 г. {Половцов}
  • Мордвинов, Анат. Александр

    сост. историю л.-гв. кирасир. Ее Велич. полка (1904), шт.-ротм. {Венгеров}
  • Мордвинов, граф Александр Никол

    пейзажный живоп., почетн. вольн. общник И. А. X., р. 1799 г., † 1858 г. {Половцов}
  • Мордвинов, граф Александр Николаевич

    (1800—1858) — сын адмирала гр. Николая Семеновича М. (см.), камергер, художник-любитель, занимавшийся преимущественно пейзажною и перспективною живописью. Любимыми сюжетами его картин были спокойное м
  • Мордвинов, Александр Николаев

    1837 г. д. с. с., упр. III отд. Собств. Е. И. В. Канц. {Половцов}
  • Мордвинов Александр Николаевич

    Мордвинов, граф Александр Николаевич, сын графа Николая Семеновича М. - художник-любитель (1800 - 58), учившийся у М. Воробьева . Любимые сюжеты его картин - спокойное море и виды приморских городов, а так
  • Мордвинов, И

    издал сборн. стихов (Ревель, 1900). {Венгеров}
  • Мордвинов, Мих. Ив

    инженер, р. ок. 1725, † 1782. {Венгеров}
  • Мордвинов, Никол. Иван

    артиллерии генер.-майор (1800 г.). {Половцов}
  • Мордвинов, Як. Як

    авт. записок, капитан, р. 14 мар. 1729, † 12 мар. 1799. {Венгеров}
  • Мордвинов, Яков Андр

    ген.-лейт. при армии и шеф пехотн. полка 1759 г. Дополнение: Мордвинов, Яков Андреевич, депутат Ком. Нов. Ул. 1767 г., полный генерал, инженер 1763 г. {Половцов}
  • Мордвинов, Аркадий Григорьевич

    Род. 1896, ум. 1964. Архитектор. Соавтор проекта здания гостиницы "Украина" (1957). В 1937—40 гг. внедрил поточно-скоростные методы строительства жилых домов (ул. Горького, Ленинский проспект). Дважды лау