МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ
МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ
раздел практической астрономии, решающий задачи и разрабатывающий приемы определения места корабля (судна) в открытом море по наблюдениям небесных светил. Мореходная астрономия родилась из практических потребностей ориентирования в открытом море. На протяжении многих столетий ее средства и способы были единственными для обеспечения мореплавания вне видимости берегов. Бурное развитие астрономической науки относится к эпохе великих географических открытий XV-XVII вв., когда развитие мореплавания предъявило новые требования к астрономии. В это время широко применяются астрономические приборы для определения места судов в открытом море (градштоки, астролябии, армилярные сферы), были вычислены специальные таблицы, указывающие положение Солнца и планет на определенные дни года, необходимые при выполнении наблюдений. Если в XV в. с помощью астрономических наблюдений умели определять только широту места, то в XVI-XVII вв. были высказаны идеи определения долготы, основанные на наблюдении угловых расстояний между Луной и звездами и затмений спутников Юпитера. Для нужд астрономии в России была учреждена крупная государственная астрономическая обсерватория (1726). Появление секстанта (1730) и хронометра (1735) дало возможность разработать метод определения долготы места, в основе которого лежало вычисление разности между местным часовым углом светила и его значением на момент наблюдений для начального меридиана. До середины XIX в. широта и долгота места определялись раздельно. После открытия американским моряком Т. Сомнером в 1843 метода высотных линий положения, стало возможным определять одновременно широту и долготу места корабля. В теоретическом обосновании и внедрении этого метода в практику кораблевождения активное участие принимал штурман Черноморского флота М. А. Акимов (1849). Предложенные им и французским моряком М. Сент-Илером (1875) методы получения координат места корабля лежат в основе метода высотных линий положения.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002